Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. |
Алексеев Федор Яковлевич (1753(1754(?), Санкт-Петербург – 11.11.1824, там же).
Живописец; основоположник жанра городского пейзажа в русском искусстве. Педагог.
Краткая творческая биография.
1766-1773 – обучение в ИАХ 1773 – в качестве пенсионера ИАХ Алексеев прибыл в Венецию, где был определен к Дж.Моретти, перспективисту и декоратору.
Самовольно перешел к живописцу – П.Гаспари. Решил уехать из Венеции, но был остановлен. Самостоятельно обратился к работе в жанре ведуты; копировал картины А.Каналя (Каналетто). В ИАХ Алексеева считали самым неудавшимся из всех пенсионеров.
1776 – «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции. Копия с картины Каналетто «Архитектурная фантазия» (1765). За нее в 1794 году Алексеев получил звания назначенного.
Лето 1777 – возвращение в Петербург.
1779 – 1786 – работа в Дирекции императорских театров, в мастерской Ф.Градицци-сына.
1779-1797 – по заказу Екатерины II выполнил 12 копий с сохранившихся в ИЭ картин итальянских мастеров.
1794 – первый городской пейзаж «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости». Новаторство Алексеева заключалось в том, что изображен не документально снятый вид местности, а художественное преображенная реальность – «архитектура в пейзаже».
1794 – «Вид дворцовой набережной от Летнего сада до Мраморного дворца».
1795-1797 – путешествие по югу России и Крыму. В результате привез множество акварелей. На их основе были написаны пейзажи «Вид города Бахчисарая», парные одноименные «Вид города Николаева» и др. В произведениях южного цикла происходит движение от перспективизма ранних работ к классицистической организации пространства. Живописная фактура сглаживается. Появляется стаффаж, в дальнейшем обязательный для картин Алексеева.
1793, 1799 – «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной»
1800 – парные «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки» и «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге». Написаны по заказу Павла I.
1800 – командирован в Москву по приказу Сената с помощниками А.Кунавиным и Л.Мошковым «для снятия разных видов».
1802 – возвращение в Петербург с акварелями. Написание с них картин маслом.
Не ранее 1800 – «Площадь в Московском Кремле».
Между 1800 и 1810 – «Вид Московского Кремля со стороны Каменного моста».
1815 – «Вид Кремля и Каменного моста с набережной Москвы-реки».
1800-е – «Соборная площадь в Московском Кремле»
1801 – «Красная площадь в Москве». Допущены масштабные просчёты и искажения.
1810 – 1811 – командировка в южные города России Орёл, Воронеж.
1810-е – начало второго петербургского периода. «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» (два варианта), «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости».
В петербургских пейзажах Алексеев ищет новое, более сложное решение пространства; горизонты раздвигаются, возникает ощущение реальных масштабов города. Изысканнее становится колорит, построенный на тончайших нюансах золотисто-коричневых, красновато-розовых, жемчужно-серых, зеленовато-голубоватых тонов.
Главные работы: «Внутренный вид двора с садом. Лоджия в Венеции» (копия с картины Каналетто «Архитектурная фантазия» (1765), 1776, ГРМ) «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794, ГТГ; вариант-повторение, после 1794 – ГРМ) «Вид города Бахчисарая» (между1794 и 1800, ГРМ) «Вид города Николаева» (между 1797 и 1800, ГРМ; парная одноименной картине, 1799. ГТГ) «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793, Музей-усадьба «Архангельское»; вариант-повторение, 1794 – ГРМ) «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки», (парная картине «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге», 1800, ГРМ) «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге» (парная картине «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки», 1800, ГРМ)
«Площадь в Московском Кремле» (не ранее 1800, ГРМ) «Площадь перед Успенским собором в Московском Кремле» (не ранее 1800, ГРМ) «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (1811, ГТГ) «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса»(1800-е, ГРМ) «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова» (1800-е, ГРМ) «Красная площадь в Москве» (ГТГ).
Литература: Русские живописцы. XVIII-XIX века: Биографический словарь. – СПб.: Азбука-классика, 2008. Автор статьи: Е.Ф.Петинова, кандидат искусствоведения.
| |
Просмотров: 2137
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |