Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. |
ПОРТРЕТЫ И.Н.НИКИТИНА
НИКИТИН Иван Никитич(1680-е (Москва) – не ранее 1742 г.) Живописец, портретист. Первоначальное художественное образование получил в типографской школе при Оружейной палате в Москве (?).
1711 г. – переезд в Петербург.
Ранние работы (одна и та же композиционная схема, барочное, с элементами рокайльного, решение, напоминают портреты живописца К.де Брейна). 1714 г. - портреты племянниц Петра I, царевен Екатерины и Прасковьи.
Не позднее 1716 г. – Портрет сестры Петра I Натальи Алексеевны.
1712-1713 гг. – Портрет девочки (Елизаветы Петровны(?)). Один из самых ранних детских портретов в русском искусстве. 1715 г. – поясной портрет Петра I. Не сохранился.
Итальянский период. 1716-1719 гг. – находился в Италии. Учился во флорентийской АХ у Т.Реди, придворного живописца герцога Козимо III Медичи. 1717 г. – парные портреты Петра I и Екатерины I. Принадлежали герцогу Козимо III Медичи. Выполнены по образцам европейских парадных портретов в стиле барокко. Портреты собственноручно подписаны Никитиным. Это редчайший случай в его практике. Петербургская деятельность. 1720 г. – возвращение в Петербург. 1721 г. – Портрет Петра I с натуры, писанный в Кронштадте. 28 января 1725 г. – вызван в Зимний Дворец «списывать персону императора». Работа «Петр I на смертном ложе» имеет этюдный характер, впечатление незавершенности из-за краткости сеанса. 1720-е гг. – «Портрет графа Г.И.Головкина». По типу напоминает французские классицистические репрезентативные портреты времен Людовика XIV. 1726 г. – «Портрет барона Строганова». Композиция в духе рококо. 1726-1727 (?)) – «Портрет напольного гетмана». Личность изображенного не определена. Работа не имеет аналогов в живописи XVIII в. по своему реалистичному исполнению. После смерти Петра I И.И.Никитин фактически был лишён возможности работать. Пройдя через Тайную канцелярию и одиночную камеру Петропавловской крепости за участие в так называемом деле М.Родышевского, приговорен к ссылке в Тобольск, но помилован. По некоторым свидетельствам художник умер по пути из Тобольска в Москву.
Главные работы: «Портрет девочки (Елизаветы Петровны?)» (1712-1713, ГЭ)
«Портрет царевны Прасковьи Ивановны (1714, ГРМ)
«Портрет цесаревны Анны Петровны» (не позднее 1716, ГТГ)
«Портрет царевны Натальи Алексеевны» (не позднее 1716 г.?, ГРМ; подобные портреты – ГМЗ «Павловск», ГТГ, 1715-1716);
«Портрет Петра I»(парный к портрету Екатерины I, оба – 1717, галерея Уфицци, Флоренция, хранятся в Главном управлении финансов, Италия)
«Портрет Екатерины I» (парный к портрету Петра I, оба – 1717, галерея Уфицци, Флоренция, хранятся в Главном управлении финансов, Италия);
«Петр I на смертном ложе» (1725, ГРМ);
«Портрет барона С.Г.Строганова» (1726, ГРМ);
«Портрет напольного гетмана» (1720-е (1726-1727?), ГРМ);
«Портрет графа Г.И.Головкина» (1720-е, ГТГ). _____________________________________________________________________________________________ Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ XVIII-XIX вв. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008 Автор статьи: Е.Ф.Петинова, кандидат искусствоведения. см. в сообществе "Реставрация": АЛЬБОМ "РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. (иллюстрации) Также, читайте на нашем сайте ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕН.
| |
Просмотров: 4510 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |