Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Понедельник, 29.04.2024
Главная » Статьи » ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ЖИВОПИСИ

КАК ЗОЛОТИТЬ ИКОНУ


Золочение – это нанесение на поверхность произведения листового (сусального) золота, серебра и других металлов или твореного золота и серебра.

 

Сусальное золото и серебро. Золото и серебро, выкованные в тонкие листки, называют сусальным золотом  и  сусальным серебром.

 

Из предварительно отожженных (для мягкости) металлов посредством ручной ковки получали тончайшие листки сусального золота и серебра. Для золочения художники пользовались чаще всего литками сусального червонного золота. Листки бывали разных оттенков – от зеленоватого до красноватого, зависевших от количества примеси серебра и меди. Золото зеленоватого оттенка получается при повышенном содержании серебра. Начиная с XVI века русские художники стали применять в живописи еще один вид сусального золота – "двойник", скованные вместе тончайшие листки золота и  серебра. Верхняя сторона "двойника" имеет золотой цвет, а нижняя – серебряный.

 

До XVI века для позолоты икон пользовались преимущественно сусальным золотом. На самых ранних русских иконах золото имеет зеленоватый оттенок; листки здесь сравнительно с сусальным золотом XV-XVI веков более толстые (плотные). Такого вида зеленоватое золото можно видеть а иконах XII века "Великомученик Георгий", "Деисус оплечный" и на ряде других икон вплоть до XV века. Золото ярко-желтого и красноватого цвета имеет небольшую примесь меди.

 

Сусальное серебро использовали редко. Самым ранним произведением станковой живописи с посеребренной поверхностью нимба является икона "Николай Чудотворец" начала XIII века из Новодевичьего монастыря (ныне хранится в ГТГ).

 

Имитация серебра оловом, а золота медью встречается очень редко. Примером может служить икона "Богоматерь Толгская" (начало XVI века, Ярославский художественный музей), фон которой был покрыт вместо серебра листками олова. Олово, покрытое желтым лаком, часто встречается лишь на иконах XIXXX веков.

Золочение сусальным золотом, серебром и другими металлами. Сусальным золотом и серебром золотили обычно фон и нимбы, но иногда и другие элементы изображения (одежды, детали архитектуры, мебель и т.д.). Делали это до начала писания иконы красками. Тончайшие листки золота, серебра или олова наклеивали на гладко обработанный левкас в соответствии с прорисованным изображением. Существовали два основных типа золочения – без полимента и по полименту.

_________________________________________________________________________

"Икона". Составители: Кравченко А.С., Уткин А.П.  "Стайл А ЛТД", Москва, 1993 г.


См.также:


ПОЗОЛОТА НА ПОЛИМЕНТ

ЗОЛОЧЕНИЕ БЕЗ ПОЛИМЕНТА

ПОЗОЛОТА НА "ГУЛЬФАРБУ"

ЗОЛОЧЕНИЕ НА АССИСТ

ТВОРЁНОЕ ЗОЛОТО И СЕРЕБРО ДЛЯ РОСПИСИ
Категория: ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ЖИВОПИСИ | Добавил: Администратор (27.07.2013)
Просмотров: 2463 | Теги: золото, полимент, золочение, сусальное, икона, реставрация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]