Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Четверг, 09.05.2024
Главная » Статьи » ХИМИЯ В РЕСТАВРАЦИИ

Химические материалы в реставрации живописи. Темперная живопись на холсте.

В самом общем виде можно сказать, что техника темперы основана на письме водными или водоразбавляемыми красками, образующими поверхность с матовой фактурой.

Связующим веществом для красок в современной темпере в основном служат эмульсии различного состава. Природными эмульсиями являются молоко, желток куриного яйца, сок некоторых растений (молочай, фиговое дерево, каучуконосовые деревья – гевейя и др.) В качестве эмульгаторов масла используют водные растворы гуммиарабика, казеина яичного желтка. наиболее быстросохнущими являются все виды казеиновых эмульсий, затем следуют яичные эмульсии, наиболее медленно высыхающая эмульсия маковое масло – гуммиарабик. Прочность и сохранность живописи зависит от разных факторов, но чаще всего не связана с составом связующего.

 


В качестве консерванта в темперные краски вводят 1% раствор фенола, который постепенно испаряется, отчего белковая и углеводная части связующего при увлажнении подвержены действию различных биоразрушителей. Хорошими консервантами для темперных красок служат 4% раствор формальдегида, 2% раствор салициловой кислоты. Введение в темперную краску гвоздичного и лавандового масла обеспечивает пластификацию и биостойкость красочного слоя. В некоторые виды темперных красок в качестве пластификатора добавляют глицерин; вследствие его постепенной диффузии из красочного слоя последний приобретает хрупкость.

Выпускаемые промышленностью темперные краски на основе гуммиарабика и других растительных клеев – траганта, декстрина, вишневого, сливового (табл.7) устойчивы при хранении, однако в красочном слое со временем образуют развитый кракелюр и подвержены осыпанию.

Основой казеиновой темперы является казеин. В зависимости от способа получения казеин может быть сычужный или кислотный. Сычужный казеин лучше всего растворяется в водных растворах аммиака. В растворах буры сычужных казеин не растворяется. Кислотный казеин растворяется в растворах буры. В 100 мл 3-10%-го раствора буры растворяется до 20 г сухого кислотного казеина. Кислотных казеин растворяется также в 10%-м водном растворе карбоната аммония.

 

Растворы казеина обладают большой эмульгирующей способностью в отношении масел, смол, бальзамов. Значительное преимущество казеиновых эмульсий (табл.8) различного типа перед яичными и гуммиарабиковыми  заключается в их большей прочности. При высыхании краски на основе казеиновых эмульсий быстро (за 1-2 ч) становятся нерастворимыми в воде. По скорости высыхания эмульсии можно расположить в следующий ряд:

 

Копаловый лак- казеин>Даммаровый лак-казеин>Маковое масло-казеин>Касторовое масло-казеин>Копайский бальзам-казеин>Раствор натурального каучука-казеин.

 

            Казеиновая темпера широко применялась в декоративно-отделочных работах в интерьерах жилых зданий.

            Сохранность живописи, особенно темперной, в значительной степени определяется составом и свойствами грунта (табл.9). Темпера требует определенных характеристик грунта. Грунт должен быть не слишком жирным, так как на грунты, содержащие много масла, не ложатся водно-дисперсионные краски. Грунт не должен растворяться в воде, в противном случае он будет растворяться под действием темперных красок и частично смешиваться с ними. Поэтому грунт желательно фиксировать парами формальдегида или просто пропитывать 4% раствором формальдегида с кисти. Если грунт клеевой, то полезно задубить его через холст перед началом реставрационных работа формальдегидом (пары или 4% раствор).

            При реставрации грунта темперной живописи обычно приходится проводить его антисептирование и укрепление.

            Для антисептирования, так же как и в масляной живописи, наиболее целесообразно применять мягкие антисептики из группы четвертичных аммониевых оснований, например 0,5-1,5%-й спиртовый раствор катамина АБ.

            Укреплять грунт со стороны холста можно разбавленными водными или водно-спиртовыми растворами дисперсий СВЭД и ВА-2ЭГА либо слабыми (1-3%-ми) растворами поливинилового спирта.

            Особое место в реставрационных работах занимает современная темперная живопись. Очень многие полотна, выполненные в этой технике, отличаются плохой сохранностью во времени. Разрушение связующего или утрата адгезии приводит к распылению красочного слоя или к образованию своеобразного мелкочешуйчатого кракелюра. Частично разрушенных красочный слой, а нередко и грунт, плохо смачиваются растворителями, вода "размолаживает" связующее и размывает краски. Большинство адгезивов, которыми обычно пользуются в реставрации масляной живописи, на матовой поверхности темперы образуют лаковую блестящую поверхность.

             

 

 

            Поэтому ведется  постоянный поиск средств укрепления произведений темперной живописи. В настоящее время наиболее распространенными являются фторлоновые лаки (2-5% растворы фторхлоролефинов в смеси кетонов и эфиров). Растворы этих лаков наносят распылением над укрепляемым участком живописи, и отделившиеся чешуйки красочного слоя прижимают к основе утюжком через фторопластовую плёнку.

            Хорошие результаты достигаются при использовании в качестве клея водно-спиртовых растворов простых эфиров целлюлозы: метилцеллюлозы, этилцеллюлозы, оксиэтилцеллюлозы. Натриевая соль карбоксиметилцеллюлозы для этих целей не может быть рекомендована, так как высокая щелочность ее растворов может оказать отрицательное влияние на некоторые пигменты. 

            В зависимости от числа замещенных групп эфиры целлюлозы способны растворяться в спирто-водной смеси и даже  в воде, но для укрепления темперной живописи наиболее удобен раствор эфиров целлюлозы в 70%-м водном спирте. Нанесение такого раствора распылением позволяет создать любую концентрацию клеящего вещества на участке реставрируемой поверхности, а проглаживанием обработанной поверхности холодным утюжком через фторопластовую плёнку (иногда с прокладкой тонкого эластичного пенопласта) можно добиться полного укрепления красочного слоя. Появляющийся на отдельных местах блеск можно удалить, смачивая эти места водно-спиртовой смесью с кисти.

            Особую сложность для реставрации представляют живописные полотна, выполненные в смешанной технике, например темперно-масляной, т.е. когда отдельные участки картины прописаны масляными красками. Так как масляные краски могут спиртом "размолаживаться", то необходим предварительный подбор укрепляющих составов. Чаще всего участки с масляной живописью укрепляют традиционно осетровым клеем, а остальные темперные – растворами простых эфиров целлюлозы.

Сложные эфиры –ацетобутират целлюлозы, триацетат целлюлозы – образуют жесткие плёнки и в реставрации живописи не применяются.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ ЭТАПАХ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

             2.1. МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ НА ХОЛСТЕ

2.1.1. ТРАДИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЖИВОПИСИ НА ХОЛСТЕ

2.1.2. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАЩИТНЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ ЛАКИ

2.1.3. СОСТАВЫ И КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТИ ЖИВОПИСНОГО СЛОЯ  И ХОЛСТА

2.1.4. РАСТВОРИТЕЛИ И СОСТАВЫ ДЛЯ СНЯТИЯ И УТОНЧЕНИЯ ЛАКОВЫХ ПОКРЫТИЙ

2.1.5. АДГЕЗИВЫ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ КРАСОЧНОГО СЛОЯ И ДУБЛИРОВАНИЯ ХОЛСТА

            2.1.6. СРЕДСТВА ДЛЯ БОРЬБЫ С БИОРАЗРУШИТЕЛЯМИ.

Ссылка на источник:

М.К.Никитин, Е.П.Мельникова. Химия в реставрации. Справочное пособие. - Л.: Химия, 1990.
Категория: ХИМИЯ В РЕСТАВРАЦИИ | Добавил: Администратор (23.11.2013)
Просмотров: 5103 | Теги: укрепление живописи, картины, химия в реставрации, реставрация, живопись | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]