Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Среда, 08.05.2024
Главная » Статьи » ХИМИЯ В РЕСТАВРАЦИИ

ТРАДИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЖИВОПИСИ НА ХОЛСТЕ
2.1.1. ТРАДИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЖИВОПИСИ НА ХОЛСТЕ 

Живопись, как правило, является достаточно сложной конструкцией, существующей при постоянном взаимодействии основы, грунта, красочного слоя и защитных покровных слоев.

В масляной и темперной живописи с древнейших времен  в качестве основы использовали доски. Для увеличения прочности основы и улучшения сцепления грунта с основой предварительно проклеенную доску в средние века покрывали кожей или пергаментом, позднее – проклеенной тканью. Потом ткань начали применять как самостоятельную основу живописи. Использовали, как правило, льняные, реже пеньковые (из волокон конопли) холсты, в отдельных случаях – шёлк, джут. Особенности нитей и и их переплетения могут служить ориентиром при определении места и времени изготовления ткани.

Грунт – обязательный компонент живописного произведения – обеспечивает прочное сцепление красочного слоя с основой, амортизирует неравномерность сжатия или расширения холста и красочных слоев при изменении температурно-влажностного режима. В масляной живописи грунт поглощает избытки связующего из красочного слоя. Применение цветного грунта определяет колорит живописи.

В структурном отношении грунт в станковой живописи представляет собой слоистую систему, состоящую из трёх или четырёх слоев: изолирующий слой клея, собственно грунт, часто вторая проклейка и имприматура.

Первый слой – слой клея, непосредственно наносимого на основу, следует рассматривать как грунт, так как в ряде случаев прямо по проклейке писалась картина.

В качестве грунта долгое время использовали клеевые составы на основе животного (мездровый, рыбий) клея и мела или гипса. Гипс применяли обычно в виде безводного сульфата кальция. Встречаются достаточно сложные грунты, например: затертая на ореховом масле смесь муки и порошка сухих свинцовых белил; мучной клейстер с добавлением оливкового масла и мёда, а также пигментов и наполнителей. В клеевые грунты наряду с мелом и гипсом добавляют золу, технический углерод (сажу), смесь каолина с крахмалом. Цветные грунты получают с использованием природных (земли) и синтетических хроматических пигментов.

Для придания загрунтованным холстам большей эластичности в клей добавляют высыхающие масла, сахар, мед, воск и другие пластификаторы.

Связующим в грунтах служат казеиновый клей или клее-масляные эмульсии.

Красочный слой в масляной живописи – это нанесенные в определенной последовательности слои красок, состоящие из связующего и пигментов. Пигментами могут служить природные земли, глины, растертые в тонкий порошок минералы и цветные камни, а также некоторые красящие вещества растительного происхождения (индиго, марена и др.). Уже достаточно давно в практику живописи были введены синтетические неорганические и органические пигменты, ассортимент которых в настоящее время очень широк.

Из плёнкообразователей высыхающие растительные масла для живописных работ древние мастера применяли редко, их стали широко использовать в раннем средневековье, когда был найден способ очистки масла от примесей варкой сырого масла с известью. Первоначально применяли льняное, ореховое и конопляное масла, затем в практику живописи вошли маковое масло, некоторые эфирные масла (например, лавандовое). Позднее к маслам стали добавлять природные смолы (например, копайский бальзам) и воск.

Для защиты живописи от неблагоприятного воздействия внешней среды (пыль, вода) законченное произведение покрывали слоем лака или воска. Чаще всего использовали масляные лаки – природные смолы, растворённые в высыхающем масле или сплавленные с ним. От свойств масел и смол зависят физико-механические свойства лаковых плёнок. Масла обеспечивают плёнкам эластичность, смолы – оптические и механические характеристики. Природные смолы делятся на две группы: твердые (с высокой температурой плавления), например, янтарь, копал, и мягкие (легкоплавкие), например, мастикс, даммара. Твердые смолы дают с маслом твердые, прочные, достаточно эластичные и хорошо сохраняющие блеск, но тёмные плёнки. Мягкие смолы образуют светлые, но менее стойкие и менее прочные плёнки.


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: 

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ ЭТАПАХ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

             2.1. МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ НА ХОЛСТЕ

2.1.1. ТРАДИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЖИВОПИСИ НА ХОЛСТЕ

2.1.2. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАЩИТНЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ ЛАКИ

2.1.3. СОСТАВЫ И КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТИ ЖИВОПИСНОГО СЛОЯ  И ХОЛСТА

2.1.4. РАСТВОРИТЕЛИ И СОСТАВЫ ДЛЯ СНЯТИЯ И УТОНЧЕНИЯ ЛАКОВЫХ ПОКРЫТИЙ

2.1.5. АДГЕЗИВЫ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ КРАСОЧНОГО СЛОЯ И ДУБЛИРОВАНИЯ ХОЛСТА

            2.1.6. СРЕДСТВА ДЛЯ БОРЬБЫ С БИОРАЗРУШИТЕЛЯМИ.

            2.2. ТЕМПЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ НА ХОЛСТЕ

Ссылка на источник:

М.К.Никитин, Е.П.Мельникова. Химия в реставрации. Справочное пособие. - Л.: Химия, 1990.

Категория: ХИМИЯ В РЕСТАВРАЦИИ | Добавил: Администратор (26.10.2013)
Просмотров: 1549 | Теги: Холст, живопись, грунт, реставрация, картины, масляные краски | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]