Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Четверг, 02.05.2024
Главная » Статьи » ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РЕСТАВРАЦИОННОЙ ПРАКТИКОЙ

РЕСТАВРАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ

РЕСТАВРАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ, ЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ОСНАЩЕНИЕ

 

От того, как поставлена реставрационная работа в музее, решающим образом зависит состояние и дальнейшая жизнь экспонируемых и хранящихся в фондах произведений искусства. Поэтому в каждом музее реставрационные мастерские, их помещения, оборудование,   также условия руда реставраторов должны быть предметом особой заботы и внимания музейного руководства.

 

В реставрационной мастерской произведений станковой масляной живописи осуществляются профилактические и реставрационные работы, проводится изучение технико-технологических особенностей картин, обрабатываются поступающие в музей произведения, проводится подготовка экспонатов к выставкам, ведутся наблюдения за упаковкой, транспортировкой картин и т.п.

 

Требования, которые предъявляются к такой мастерской, должны отвечать следующим оптимальным условиям: необходимо, чтобы мастерская располагалась непосредственно в здании музея, на нижнем этаже, имела удобное сообщение с запасником и экспозиционными залами. Расположение мастерской вне здания музея опасно для сохранности экспонатов, так как затрудняет их охрану, вынуждает переносить картины через открытое пространство, подвергая их действию переменных окружающих условий. Недопустимо расположение реставрационной мастерской в подвальных и полуподвальных помещениях, где невозможно создать нормальные условия для работы реставраторов, а следовательно, и для восстановления произведений искусств.

 

Мастерскую по реставрации станковой масляной живописи располагают в нескольких помещениях, в которых предусмотрено проведение основных видов работ. Это монтировочная, или приемная-раскантовочная, помещение технической реставрации и помещение для покрытия картин лаком. реставрационные помещения должны быть достаточно высокими, не менее 3,7-4 м с удобными проемами, чтобы в них можно было пронести картины большого размера. Для всех помещений обязательны: хорошее естественное и искусственное освещение, принудительная вентиляция, водоснабжение и регулируемая система отопления.

 

Температурно-влажностные условия помещений реставрационной мастерской должны быть одинаковыми с температурно-влажностным режимом музейных залов и запасников, чтобы реставрируемые произведения при их перемещении не испытывали на себе резких перепадов температуры и влажности.

 

Реставрационную мастерскую оборудуют необходимыми противопожарными средствами. Следует иметь ввиду, что в условиях музея рекомендуется применение углекислотных газовых огнетушителей как наиболее безопасных во время их применения для сохранности музейных коллекций.

 

МОНТИРОВОЧНАЯ, ИЛИ ПРИЕМНАЯ-РАСКАНТОВОЧНАЯ

 

В это помещение поступают требующие реставрации картины из запасника и залов музея. Здесь картины обследуют, регистрируют состояние сохранности и выполняют все работы по их монтировке в рамы или размонтированию, раскатывают и накатывают на вал. Помещение монтировочной должно быть достаточно большим, чтобы можно было проводить работы с большемерными картинами.

 

Для этого помещения рекомендуется следующее оборудование, приборы и инструменты:

большой деревянный монтажный стол с крышкой, сделанный из шпунтованных досок площадью 4-6 кв.м. и высотой 75-80 см. Стол делают разборным, со съемной складывающейся или разъемной крышкой и складывающимся подстольем;

 

верстак для выполнения вспомогательных столярных и слесарных работ;

 

стеллажи для картин и рам;

 

шкаф большой с полками для хранения инструментов;

 

стеллажи на стене для хранения материалов;

 

стол письменный;

 

стойки с вращающейся осью для хранения рулонных материалов;

 

пылесос.

 

К большому числу инструментов, необходимых в этом помещении, относятся прежде всего измерительные – рулетки, линейки и т.п.; столярно-слесарные, а также инструменты и материалы, применяемые при монтировочных работах.

 

Необходимой принадлежностью являются также электроплитки с электроподогревом, устанавливаемые на металлическом листе с асбестовой прокладкой.

 

ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕСТАВРАЦИИ

 

В этом отделении проводят профилактическую обработку картин, их натяжку и перетяжку, укрепление красочного слоя, подведение грунта, кромок, заплат, устраняют деформации и коробленности основы, выполняют все процессы связанные с дублированием и паркетажем картин. Желательно, чтобы оно примыкало с одной стороны, к монтировочной, с другой  - к помещению живописной реставрации. Размеры площади помещения должны быть не менее площади помещения монтировочной, они обусловлены, как мы видим, многообразием технических реставрационных процессов, нередко очень длительных, требующих для своего выполнения различного оборудования и множества приспособлений.

 

Важнейшим оборудованием этого помещения являются столы для дублирования (деревянный и мраморный), высотой 75-80 см и площадью 4-6 кв.м. Деревянный дублировочный стол должен быть прочен, устойчив, крышку его делают из толстых шпунтованных досок без щелей и выпадов дерева и гладко обстругивают.

 

Стол с мраморной крышкой устанавливают на металлическое подстолье, крышку делают из одной большой мраморной плиты или составляют из нескольких плотно пригнанных друг к другу плит толщиной 4-5 см; крышку стола нивелируют, поверхность гладко отшлифовывают.

 

На дублировочных столах производят все основные технические консервационные и реставрационные процессы. Необходимой дополнительной принадлежностью является набор мраморных плит различных размеров и толщиной до 2,5 см, используемых в качестве подкладок и пресса.

 

Для работы над картинам малого и среднего размера полезно иметь также щиты фанерные на деревянном каркасе размерами от 80х100 см до 120х150 см или несколько листов толстой (10-12 мм) фанеры; к щитам и фанере придаются козлы.

 

Обязательно наличие не менее восьми – десяти рабочих раздвижных подрамников со стандартным шипом и размером брусков от 80 до 400 см.

 

Для хранения рабочих подрамников в разобранном виде удобен специальный стеллаж.

 

Для хранения картин, находящихся в реставрации, используют стеллажи общепринятой конструкции.

 

В перечень оборудования и меблировки помимо названного входят:

 

специальное разборное приспособление для паркетирования картин, написанных на дереве, которые состоит из так называемого потолка, боковых стоек и деревянных стержней-распорок;

 

ваймы простые в виде скобы с клиньями и рамные решетчатые, состоящие из нескольких обойм, с набором металлических прижимов, служащие для склеивания трещин и выправления коробленностей деревянных досок;

 

бормашина зубоврачебная переносная с набором корундовых и металлических фрез – применяется для расчистки оборотной стороны картин;

 

швейная машина для сшивания холстов и подшивки кромок;

 

стойки с вращающейся осью для хранения рулонных материалов;

 

пылесос;

 

холодильник;

 

шкафы медицинского типа со стеклянными стенками и дверцами для хранения инструментов и малых доз растворителей;

 

шкаф деревянный небольшой с выдвигающимися ящичками для хранения мелких фасованных материалов;

 

стеллажи закрытого типа на стенах для хранения холстов, бумаги и других материалов;

 

электронагревательные устройства – электроплитки и клееварки м электроподогревом, дистиллятор, стерилизаторы медицинские для нагрева утюжков, утюги электрические с терморегулятором, электрошпатель с регулятором нагрева и с набором металлических шпателей разных размеров;

 

инструменты для реставрации: большие и малые щипцы для натяжки картин; скальпели хирургические брюшные и глазные; шпатели деревянные или из плексигласа для проклеивания холста, специальное устройство в виде глубокой ванночки для проклеивания больших холстов; набор небольших шпателей из пластмассы для проглаживания и укладки кракелюра; шприцы медицинские емкостью от 1 до 5 мм; мастихины разного размера; утюги большие чугунные литые, утюжки детские; вращающийся валик из поролона типа фотовалика; тугие матерчатые валики для проглаживания картин при дублировании; металлические пластины толщиной до 1 мм разных размеров (от 20х20 см до 30х40 см) с утоньшенными краями для подкладывания между холстом картины и ее подрамником при работе на лицевой поверхности; рулетки, линейки, ножницы, а также молотки, отвертки, небольшой гвоздодёр и другие инструменты;

 

посуда обычная и лабораторная мерная; кастрюли эмалированные или алюминиевые разной величины; фарфоровые химические кружки и стаканы; ступки фарфоровые с пестиком; градуированная кружка  стеклянная емкостью в 1 л; стеклянные стаканы, мензурки, воронки; пипетки стеклянные градуированные (1 мл и 2 мл); стеклянные палочки для размешивания жидкостей;

 

измерительные приборы: весы аптечные или лабораторные с набором разновесов; весы настольные циферблатные со шкалой до 200 г; термометр лабораторный со шкалой от 1 до 150º и ценой в 1º.

 

Помещение для технической реставрации оборудуют наряду с обычным электрическим освещением лампами дневного света – подвесными лампами, расположенными над столами. Их делают подвижными по горизонтали и вертикали.

 

ОТДЕЛЕНИЕ ДЛЯ ЖИВОПИСНОЙ РЕСТАВРАЦИИ.

 

В этом помещении выполняют различные работы по реставрации живописного слоя картины: обработку реставрационного грунта, удаления слоя загрязнений и записей, утоньшение и удаление потемневшего лака, живописное восстановление утрат красочного слоя. Для реставратора, выполняющего эти процессы, требующие не только длительного напряжения зрения, но и применения различных вредных для здоровья растворителей, огромное значение имеют условия работы и прежде всего обилие естественного света и хорошая вентиляция. Помещение кроме естественной вентиляции должно быть оборудовано приточно-вытяжной принудительной вентиляцией, а также передвижными вытяжными устройствами, имеющими собственный выход или соединенными с основной вентиляционной магистралью. На стенах помещения закрепляют металлические штанги для подвески картин, находящихся в реставрации.

 

Оборудование и меблировку помещения для живописной реставрации составляют:

 

мольберты фундаментальные с винтовым подъёмником или простые;

 

стеллаж-стойка для картин среднего и большого размера;

 

шкаф-стеллаж большой, светлый для хранения картин малого и среднего размера;

 

шкафы для хранения материалов и инструментов;

 

несгораемый шкаф для хранения летучих и легковоспламеняющихся растворителей и реактивов;

 

стол письменный для ведения и хранения текущей документации;

 

книжный шкаф для хранения реставрационной документации и картотеки;

 

 первоочередные инструменты: мастихины, скальпели, флейцы щетинные разных размеров, кисти колонковые круглые для тонировок от № 1 и выше;

 

посуда лабораторная: мензурки, воронки стеклянные, склянки разной емкости с притертыми пробками для хранения растворов.

 

Независимо от наличия в музее научной лаборатории в помещении живописной реставрации необходимо иметь следующие приборы для исследований картин: бинокулярная лупа-микроскоп; лупа простая двухкратная; прибор для исследования живописи в фильтрованных ультрафиолетовых лучах (работы с этим прибором возможны лишь в темноте, поэтому окна помещения должны иметь плотные темные шторы); небольшая портативная установка ультрафиолетового света для исследования картин в условиях освещенного помещения.

 

Помещение, как и предыдущее, оборудуют передвижными софитами с лампами дневного света и устройством, позволяющим поднимать и опускать светильник на нужную высоту.

 

КОМНАТА ДЛЯ ПОКРЫТИЯ ЛАКОМ.

 

Покрытие картин лаком и регенерацию лака обычно выполняют в помещении живописной реставрации, но лучше для этой цели иметь небольшую отдельную комнату или отгородить часть помещения, предназначенного для тонирования. Основные требования, предъявляемые к этому помещению: чистота, отсутствие пыли, общий со всеми другими помещениями температурно-влажностный режим. Рекомендуемое оборудование: мольберт простой, два козелка и фанерный щит, на который кладут картину, регенерационные ящики разных размеров, от 3х4 см до 60х80 см, устройство для пульверизации лака, шкаф-стеллаж большой, неглубокий со стеклянными дверцами для выдерживания покрытых лаком картин.

 

* * *

Реставрационные мастерские в современном музее имеют, как правило, свою научную лабораторию, которая играет важнейшую роль во многих процессах реставрационной работы. В частности, такие виды физико-химических исследований произведений станковой масляной живописи, как рентгенографирование, химический анализ грунта, красочного слоя, его связующего и лака, помогают реставратору не только выбрать правильный метод реставрации картины, но и выявить некоторые технико-технологические особенности произведения, часто имеющие первостепенное значение для его атрибуции. В научной лаборатории наряду с другими видами приборов и оборудования для физических и химических исследований обязательно наличие рентгеновского аппарата и прибора ультрафиолетового света.

 

Большое значение для реставрационной мастерской как в практической, так и в исследовательской  работе имеет обязательная для каждого музея фотолаборатория, в которой осуществляется обычная и специальная съёмка произведения искусства в различных лучах спектра. Желательно, чтобы помещение фотолаборатории находилось в непосредственной близости  к реставрационной мастерской на тот случай, если картину необходимо фотографировать в условиях лаборатории.

 

            С работой реставрационной мастерской в музее тесно связаны и такие вспомогательные отделения, как багетная, упаковочная и столярная мастерские. В багетной производят ремонт и изготовление рам для картин, в упаковочной выполняют все работы по распаковке или упаковке поступающих в музей или отправляемых на выставки произведений, в столярной производят все необходимые работы по ремонту и изготовлению подрамников, упаковочной тары и т.д. Все эти отделения при  недостатке помещений могут быть объединены в одном, но достаточно большом.

 

Данное нами описание реставрационной мастерской  и ее оборудования является оптимальным. Выполнение этих требований возможно лишь при проектировании и постройке специальных музейных зданий или при наличии в музее достаточного количества пригодных помещений.

 

Поэтому, принимая во внимание реальные условия и возможности, которыми располагает в настоящее время подавляющее большинство музеев, занимающих различные здания, следует признать, что в каждом отдельном случае возможно лишь приближенное, компромиссное решение этой проблемы. Тем не менее такое положение не снимает ответственности с музейного руководства за возможно лучшую организацию реставрационной мастерской в музее.



СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

ПОДРАМНИКИ ДЛЯ КАРТИН. КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ... (иллюстрации)

НАТЯЖЕНИЕ КАРТИН НА ПОДРАМНИК ОБЫЧНОЙ КОНСТРУКЦИИ

Категория: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РЕСТАВРАЦИОННОЙ ПРАКТИКОЙ | Добавил: Администратор (23.03.2014)
Просмотров: 7741 | Теги: реставрационная мастерская, реставрация, требования к реставрационной мастер, реставрация масляной живописи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]