Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Четверг, 02.05.2024
Главная » Статьи » ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РЕСТАВРАЦИОННОЙ ПРАКТИКОЙ

Реставрация произведений станковой масляной живописи. Подрамники для картин.

Сохранность картины зависит от состояния подрамника так же, как сохранность здания зависит от прочности и рациональности фундамента. Плохое качество подрамника вызывает преждевременное разрушение картины и приводит к необходимости ее капитальной реставрации. Основное требование, предъявляемое к подрамнику, заключается в лёгкости и стабильности его конструкции, позволяющей регулировать натяжение картины и обеспечивающей сохранность холста в местах креплений. Важным условием при изготовлении подрамников является также рациональное использование материала.

 

            Подрамники появились вместе с возникновением живописи на холсте. Установить точную дату их появления весьма сложно. Во всяком случае, к одному из наиболее ранних (вторая половина XV века) относится, например, подрамник картины художника Мантеньи «Введение во храм».

 

            Первые подрамники отличались несовершенством конструкции. Они представляли собой раму, изготовленную из четырех брусков, соединенных по углам чаще всего простым шипом на клею. Такая неподвижная конструкция не позволяла производить последующую подтяжку холста, а отсутствие внутренних скосов на брусках вызывало в дальнейшем деформацию холста в виде отпечатка внутренних граней подрамника. Подрамник картины Мантеньи представляет собой простую сосновую раму, к которой холст прибит с лицевой стороны без загибания его на боковую сторону. Иногда же холсты натягивались просто на деревянные доски.

 

            Около второй половины XVII века появляется подрамник, бруски которого по углам соединяются подвижно и снабжены клинками. Устройство это позволяло увеличить или уменьшить натяжение холста, не снимая его с подрамника. Кроме того, подрамники эти уже имели внутренний скос, предотвращающий прилегание холста к внутренним ребрам. В соответствии с запросом времени картины, а следовательно, и подрамники к ни стали делаться не только прямоугольными, но и других сложных очертаний: овальные, круглые, с закруглённым верхом и других сложных конфигураций, как например, десюдепорт XVIII века, распространенных также в России.

 

            В дальнейшем предполагалось много различных конструкций. Разработаны, например, подрамники, в которых изменение натяжения достигается с помощью винтового устройства по углам: подрамники с пружинным устройством для поддержания постоянного натяжения холста; подрамники с металлическими накладками по углам, раздвигающимися при ударе молотком (например, на картинах Рокуэлла Кента). Некоторые художники применяют подрамники, бруски которых имеют двойной шип. Надо отметить, что такие подрамники отличаются большой прочностью и производство их легко механизировать, так как скос делается заранее во всю длину заготовки. В Италии распространена конструкция раздвижного подрамника, у которого по периметру к основным брускам приклеиваются бруски, выполняющие роль скосов. Оригинальную конструкцию представляет подрамник инженера Беличкова (1965). Подтяжка холста на нем осуществляется винтами, подрамник может быть изготовлен из любого материала – пластика, дерева, металла. В последнее время разработан специальный подрамник для крепления картин, сдублированных на стеклоткань. В основе его лежит конструкция традиционного подрамника с колками, но стеклоткань крепится путем наворачивания кромок на узкие деревянные рейки, которые прибиваются к подрамнику и закрываются раскладками для предохранения кромок от истирания.

 

            Изготовление подрамников перечисленных конструкций более сложно, часто весьма индивидуально, требует специально оборудованных мастерских. Оно рентабельно только при массовом серийном производстве, в условиях же реставрационных отделов, мастерских художников и пока что музеев целесообразнее пользоваться традиционным, оправдавшим себя во времени. Раздвижным подрамником, бруски которого вяжутся простым шипом, раздвигаются при помощи клиньев и имеют скос.

 

            Путем постановки соответствующих опытов было установлено, что при нормальном натяжении холста на 1 см длины бруска подрамника действует нагрузка в 0,5 кг. При натяжении дублированной картины эта нагрузка увеличивается до 1 кг на 1 см длины. В момент же натяжения холста щипцами развивается усилие около 6 кг на 1 см длины, то есть в шесть раз больше нормальной нагрузки. Путем проверочных расчетов выявлены участки, подверженные перенапряжениям. Наиболее слабым местом являются проушины, щечки которых работают на отщепление. Поэтому чаще всего мы видим трещины именно на этих местах.

 

            Подрамник, особенно больших и средних размеров, должен иметь крестовину, которая увеличивает жесткость всей конструкции, оберегает подрамник от диагональных перекосов, а основные бруски – от прогибов. Немаловажное значение имеет выбор древесины. На подрамники идет мелкослойная краевая сосна с влажностью не более 14%, без сучков, со свежей непосиневшей древесиной. Материал подбирается без изъянов и пороков во избежание сколов, трещин и коробления. Клинья делаются из твердых пород древесины – дуба, бука, березы…

...Соотношение длины или толщины планок подрамника зависит от размеров картины. Ниже приведена таблица, по которой можно определить параметры любого подрамника, имеющего размер большей стороны от 30 до 600 см...



СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

ПОДРАМНИКИ ДЛЯ КАРТИН. КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ... (иллюстрации)

НАТЯЖЕНИЕ КАРТИН НА ПОДРАМНИК ОБЫЧНОЙ КОНСТРУКЦИИ
Категория: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РЕСТАВРАЦИОННОЙ ПРАКТИКОЙ | Добавил: Администратор (16.11.2013)
Просмотров: 3646 | Комментарии: 1 | Теги: рама, Подрамник, реставрация, живопись, картина, Холст | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]