Главная » Статьи » ХИМИЯ В РЕСТАВРАЦИИ |
Темперная живопись – иконы – занимает особое место в русском искусстве. Своеобразная манера письма, технология приготовления красок и основы для живописи выделяют иконы в особую группу предметов музейного хранения. Полихромная деревянная скульптура, деревянные резные иконостасы и другие предметы светского и церковного интерьера имеют общую основу – дерево и традиционные технологии нанесения красок. Технологическая традиционность древнерусской станковой живописи обусловила неизменность приемов ее реставрации и ограниченность реставрационных материалов. Икону писали исключительно на дереве. Доску несколько раз проклеивали жидким клеем, накладывали паволоку (холстину), затем левкасили. Левкас – иконный грунт, поучаемый путем многократного нанесения слоев животного (осетрового, мездрового и др.) клея и смеси клея с мелом или гипсом. Каждый последующий слой наносили на полностью высохший и отшлифованный предыдущий. По разглаженному грунту наносили рисунок древесным углем, затем по контуру рисунок обводили "чернилом". Живописи предшествовало золочение, поэтому места, предназначенные на иконе под золото, "вохрили" (т.е. покрывали охрой) и прокладывали ленточки золота на клей. После золочения приступали к работе красками, разведенными на яичном желтке с водой. Готовое изображение покрывали несколько раз лаком. С древнейших времен в иконописи использовали традиционные пигменты, в основном естественного происхождения: свинцовые белила, охру, киноварь, сурик, бакан, чернень, прозелень, ярь-медянку, малахит, лазорь (позднее – берлинскую лазурь), ультрамарин, индиго, шафран, аурипигмент. На
протяжении многих столетий на Руси иконы писали в технике желтковой темперы
(яичная темпера или просто темпера). Вообще темпера – живопись красками, в
которых пленкообразующим веществом чаще всего является эмульсия яичного желтка
в воде; существуют темперные краски на основе растительных или животных клеев
(иногда с добавлением масла или масляных лаков), казеина. Последние
плёнкообразователи не типичны для иконописи. Ссылка на источник: СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: 2.5.3. СРЕДСТВА ДЛЯ БОРЬБЫ С ДЕРЕВОРАЗРУШАЮЩИМИ НАСЕКОМЫМИ 2.1. МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ НА ХОЛСТЕ | |
Просмотров: 1433
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |