Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Среда, 08.05.2024
Главная » Статьи » ХИМИЯ В РЕСТАВРАЦИИ

ТЕМПЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ НА ДЕРЕВЕ И ПОЛИХРОМНАЯ ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА

Темперная живопись – иконы – занимает особое место в русском искусстве. Своеобразная манера письма, технология приготовления красок и основы для живописи выделяют иконы в особую группу предметов музейного хранения. Полихромная деревянная скульптура, деревянные резные иконостасы и другие предметы светского и церковного интерьера имеют общую основу – дерево и традиционные технологии нанесения красок.

Технологическая традиционность древнерусской станковой живописи обусловила неизменность приемов ее реставрации и ограниченность реставрационных материалов.

Икону писали исключительно на дереве. Доску несколько раз проклеивали жидким клеем, накладывали паволоку (холстину), затем левкасили. Левкас – иконный грунт, поучаемый путем многократного нанесения слоев животного (осетрового, мездрового и др.) клея и смеси клея с мелом или гипсом. Каждый последующий слой наносили на полностью высохший и отшлифованный предыдущий. По разглаженному грунту наносили рисунок древесным углем, затем по контуру рисунок обводили "чернилом". Живописи предшествовало золочение, поэтому места, предназначенные на иконе под золото, "вохрили" (т.е. покрывали охрой) и прокладывали ленточки золота на клей. После золочения приступали к работе красками, разведенными на яичном желтке с водой. Готовое изображение покрывали несколько раз лаком.

С древнейших времен в иконописи использовали традиционные пигменты, в основном естественного происхождения: свинцовые белила, охру, киноварь, сурик, бакан, чернень, прозелень, ярь-медянку, малахит, лазорь (позднее – берлинскую лазурь), ультрамарин, индиго, шафран, аурипигмент.

На протяжении многих столетий на Руси иконы писали в технике желтковой темперы (яичная темпера или просто темпера). Вообще темпера – живопись красками, в которых пленкообразующим веществом чаще всего является эмульсия яичного желтка в воде; существуют темперные краски на основе растительных или животных клеев (иногда с добавлением масла или масляных лаков), казеина. Последние плёнкообразователи не типичны для иконописи.

Ссылка на источник:

М.К.Никитин, Е.П.Мельникова. Химия в реставрации. Справочное пособие. - Л.: Химия, 1990.


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

2.5.3. СРЕДСТВА ДЛЯ БОРЬБЫ С ДЕРЕВОРАЗРУШАЮЩИМИ НАСЕКОМЫМИ

2.1. МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ НА ХОЛСТЕ

2.2. ТЕМПЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ НА ХОЛСТЕ


Категория: ХИМИЯ В РЕСТАВРАЦИИ | Добавил: Администратор (03.11.2013)
Просмотров: 1433 | Теги: полихромная деревянная скульптура, икона, реставрация, темперная живопись | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]