Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Пятница, 03.05.2024
Главная » Статьи » ИССЛЕДОВАНИЯ

СОСТОЯНИЕ СОХРАННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

СОСТОЯНИЕ СОХРАННОСТИ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ – что это такое, зачем это нужно и  с чем, это всё-таки, едят.

 

Прежде, чем приступить к работе над картиной, необходимо зафиксировать её подробное состояние сохранности на момент поступления к реставратору. Вы можете спросить: "Ну и зачем нам вся эта писанина в 21 веке, когда всё можно отщёлкать на фотоаппарат хоть так, хоть эдак, а хоть в микроскоп? Да, друзья мои, отщёлкать, конечно, можно, но, увы, далеко не всё.. То, что видит профессиональный глаз реставратора, не всегда доступно фотоаппарату, каким бы современным он ни был. Поэтому вместе с подробной фотофиксацией описание состояния сохранности является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ этапом в исследовании памятника, и не только в реставрации масляной живописи, но и в любой реставрационной сфере, где бы вы не работали.

 

Итак, вернемся к нашим баранам, вернее - картинам...

 

Как вы думаете - чем является картина с точки зрения профессионального реставратора? никогда не догадаетесь, но я подскажу... -  СЛОЕНЫМ ПИРОГОМ! Есть его не рекомендуется, но разобрать на части - пожалуйста! Самый первый слой - это ОСНОВА - дерево, холст, двп, стекло, металл, кожа, керамика, бумага... - словом всё, на чем держится собственно живопись, которой мы восхищаемся. Второй слой - это ГРУНТ, на который художник наносит третий - КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ. Четвёртый слой - это защитный слой, называемый ПОКРОВНЫМ СЛОЕМ. Это любые лаки, олифы и прочие покрытия, предотвращающие краски от влияния внешней среды. Но это ещё не всё! На старых картинах покровным слоем всё не заканчивается. Существует ещё пятый слой - ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ, то есть вся пыль и грязь, включая мушиные посиделки, накопленная на поверхности живописи за всю её долгую жизнь. Вот, в общем-то, и всё. А весь этот пирог не разваливается только потому, что между слоями существует связь - в основном, клеевая, , но может быть и диффузия слоев друг в друга, и частичное их смешение и много чего ещё...

 

Задача реставратора как раз и состоит в том, чтобы восстановить и связать эти слои между собой в единое целое, дабы сохранить, то, что есть,  и максимально приблизить памятник к тому состоянию, в котором он вышел из-под руки мастера...

 

Итак, после того, как вы получили примерное представление о картине, запомните, что описание состояния сохранности любой картины до реставрации начинается с её ОБОРОТА.

 

Что мы обычно видим на обороте?  Конечно - раму, подрамник и основу. Иногда мы видим только подрамник и основу, иногда - просто основу. Это бывает, когда  картина поступает в фонды музея без подрамника, и хранится там так называемым "блином". Естественно, что в этом случае  она в таком распластанном состоянии и поступает в реставрацию.

 

Далее мы предлагаем примерный ПЛАН, по которому составляется описание сохранности картины, и первую часть этого плана - описание рамы, подрамника и основы.

 

Этот примерный план всегда должен быть в голове реставратора. Зачем? Да затем, чтобы описание не было хаотичным, легко читалось и воспринималось и вызывало верные представления о состоянии памятника у людей, заинтересованных в этом вопросе.

 

И запомните, друзья мои, подробное и правдивое  описание состояния сохранности памятника только приветствуется!

 

Итак, план...

 

1. РАМА.

 

Описать и указать: размеры, материал, способ крепления углов, способ крепления на картину, багет, декоративное покрытие, декор, деформации конструкции, имеющиеся утраты и повреждения древесины,  декоративных слоев и элементов, поверхностные загрязнения, надписи, даты, наклейки, штампы, печати, возможность повторного использования.

 

2. ПОДРАМНИК.

 

Описать и указать: размеры, материал, конструкцию (наличие фасок, скосов, крестовины, клинков (про клинки указать - сколько)), соединение углов (подвижное, глухое), способ соединения углов, ширину и толщину брусков, ширину фасок, глубину скосов, наличие и количество сучков, имеющихся природных дефектов древесины, повреждения древесины в процессе бытования, декоративное покрытие, поверхностные загрязнения, надписи, даты, наклейки, штампы, печати, возможность повторного использования.

 

3. ОСНОВА.

Описать и указать: материал (лён, хлопок и т.д.), переплетение нитей (полотняное, саржевое и т.д.) качество (плотность, зернистость, количество нитей утка и нитей основы на квадратный сантиметр), сохранность, деформации основы (от недостаточной натяжки на подрамник, диагональные, волнообразные, по кракелюру, изломы, смятости и т.д.), заплаты, прорывы (с усадкой или с вытянутостью холста, с утратами фрагментов холста или без, с деформацией и расхождением нитей или без, их размер, форму и местоположение), поверхностные загрязнения ( пыль, грязь, любые внешние наслоения, имеющиеся на холсте, прохождения клеев, лаков, грунтов на тыльную сторону, мушиные засиды и т.д.), наличие наклеек, надписей, подписей, инвентарных номеров; КРОМКИ - отдельно:  щирина, деформация, крепление к подрамнику, прорывы, загрязнения.

 

 

 

4. ГРУНТ.

Описать и указать: наличие/отсутствие, цвет,  расположение ( по всей плоскости, частично и т.д.), толщина, равномерность нанесения, хрупкость/эластичность. По результатам лабораторных исследований проб указать количество слоев, наполнитель, связующее и т.д., определить вид грунта:  клее-меловой, эмульсионный, масляный. Указать повреждения грунта: отставания, шелушения, утраты, кракелюр (сетчатый, сферический, диагональный), его месторасположение. Определить связь грунта с основой. Отдельно указать наличие/отсуствие грунта на кромках, повреждения.

 

5. КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ.

Описать и указать: расположение (по всей плоскости, частично и т.д.), толщину и равномерность нанесения, гладкость, фактурность. Исследовать манеру исполнения (этюд, законченная картина и т.д.), технику живописи (многослойность, фактурное и гладкое письмо, наличие лессировок, характер мазка и т.д.), способы построения отдельных композиционных элементов (фон, центральная часть и т.д.). Указать повреждения красочного слоя: отставания, шелушения, утраты.  Указать наличие/отсутствие кракелюра, виды и причины его возникновения (грунтовое происхождение, кракелюр верхних красочных слоев и т.д.). Определить связь красочного слоя и грунта. Отдельно указать наличие/отсутствие красочного слоя на кромках, дать ему характеристику.

 

6. ПОКРОВНЫЙ СЛОЙ.

Указать и описать: наличие/отсутствие блеска на поверхности картины, его равномерность, места прожухания, толщину, цвет, прозрачность. Выполнить исследование поверхности живописи в различных видах излучений.

 

7. ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Указать наличие/отсутствие поверхностных загрязнений, их цвет, плотность, места скапливания и т.д.

 

8. ПОДПИСЬ.

Указать наличие/отсутствие, место расположения, способ и манеру нанесения. Исследовать подпись под различными видами излучений.


_____________________________________

Автор Ю.Е.Шелкова
Категория: ИССЛЕДОВАНИЯ | Добавил: Администратор (22.06.2013)
Просмотров: 4918 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]