Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Пятница, 03.05.2024
Главная » Статьи » ИССЛЕДОВАНИЯ

М.Г.Кононович. Об отборе пробы.

Точность информации, получаемой при исследовании грунтов и красочных слоев произведений живописи химическими и физико-химическими методами, зависит от того, насколько правильно выбрано место отбора пробы с произведения, с какой достоверностью оно отражает истинную информацию о составе авторского грунта и красочного слоя.

Обычно проба на исследование грунта отбирается с кромки, чтобы не травмировать произведение. Теоретически такая проба должна представлять собой авторский грунт. В действительности же могут быть разные случаи, когда вкрадываются ошибки:

1) кромки полностью или частично зареставрированы;

2) возможна вторичная авторская перегрунтовка холста, уже натянутого на подрамник. В этом случае новый слой грунта на кромках отсутствует;

3) грунт на кромках вообще отсутствует;

4) кромки обрезаны;

5) подведены новые кромки;

6) на подрамник загнут холст с живописным слоем;

7) картина переведена на новое основание с подведением реставрационного грунта. В этом случае на кромках окажется реставрационный грунт.

Из этого перечня видно, что проба грунта, отобранного с кромки, не всегда дает правильный ответ о послойности и характере авторского грунта.

В тех случаях, когда грунт на кромках присутствует, необходимо тщательно изучить под микроскопом место отбора пробы, чтобы не взять реставрационный грунт вместо авторского. Иногда, при заделке утрат, реставрационный грунт может подходить снизу под авторский, перекрывать его сверху или внедряться внутрь авторского грунта:

          Чаще всего реставрационный грунт бывает белый меловой на клеевом связующем. Однако могут встречаться и цветные реставрационные грунты, приближающиеся по цвету к авторскому. Это обычно меловые грунты, слегка тонированные охрами или железосодержацими пигментами. Их замес резко отличается от замеса авторкого грунта своей "монотонностью", в то время как авторский грунт имеет определенный перетир и добавки разных пигментов.

          С реставрационными грунтами из свинцовых или цинковых белил в нашей практике мы сталкивались крайне редко.

         Помимо изучения места отбора пробы на кромке, необходимо дополнительно изучить грунт в местах потертости картины и в кракелюре, чтобы убедиться, что он соответствует пробе грунта с кромки. В случаях расхождения отбирают дополнительную пробу из утрат или с неответственного места на картине (с фона).

         Когда грунт на кромках отсутствует, пробу также отбирают с неответственного места картины или из утрат, после предварительного изучения поверхности картины при помощи ультрафиолетового излучения и под микроскопом.

    Определить наличие переводного грунта в большинстве случаев можно с помощью рентгенографирования произведения. Переводной грунт может быть как белым, так и цветным. (Картины, переведенные на новое основание в XVIII веке, как правило, имеют переводные грунты, присущие этому времени).

         Исследователей часто занимает вопрос, как правильно определить следующий непосредственно за грунтом слой – как имприматуру или как подмалевок. Когда исследование зеркала картины с помощью микроскопа (особенно на границах изображения) не может помочь решению вопроса о наличии имприматуры или подмалевка, прибегают к отбору пробы на химический анализ с разных цветовых участков поверхности. Если мы имеем дело с имприматурой, то слой, следующий непосредственно за грунтом, будет иметь одинаковые тональность и состав во всех пробах.  Если же следующий за грунтом определенный цветовой слой встречается один раз, то мы имеем дело с подмалевком.  В случае гризайльного подмалевка тон слоя может быть различным (так же как и соотношение компонентов химического состава), в зависимости от того, на какой участок подмалевка – световой или теневой – попадает отобранная проба. Если же подмалевок цветной, то цвет его на разных изобразительных участках произведения будет разным, что подтверждается анализом отобранных проб.Для анализа красочного слоя пробу необходимо отбирать одним монолитом, целым кусочком вместе с грунтом до самой основы живописи.

        Все пробы отбираются под микроскопом пробоотборником, иглой, вставленной ушком в рукоятку, или зубоврачебным зондом.

         Обычно размер пробы на микрохимический анализ и шлиф не превосходит одного квадратного миллиметра, то есть точки от карандаша на бумаге. Для физико-химического исследования требуется несколько большая проба, размер которой варьируется в зависимости от возможности ее отбора.

         Отобранные пробы помещают в кальку, нумеруют и складывают в бумажный конверт. На конверте указывают: автора произведения, название, размеры, основу, технику живописи, время создания, имя владельца; в случае принадлежности музею – инвентарный номер произведения. Необходимо указать место отбора пробы, в соответствии с нумерацией пробы.

        Следует добавить, что нельзя закреплять пробу на бумаге или предметном стекле клеем или лаком. Освобождение пробы от внесенного таким образом постороннего связующего приводит к разрушению и смещению красочных слоев и грунта. Это делает выполнение анализа невозможным.

______________________________________

М.Г.Кононович. Об отборе пробы.//Г.Н.Горохова, М.Г.Кононович "Характеристики грунтов и красочных слоев произведений итальянской живописи XV-XVIII в. Москва, ВХНРЦ, 1999. Стр.58-59.


Категория: ИССЛЕДОВАНИЯ | Добавил: Администратор (23.06.2013)
Просмотров: 2042 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]