Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Суббота, 21.04.2018
Главная » Статьи » ИССЛЕДОВАНИЯ

«Исследование произведений станковой масляной живописи на деревянной основе..."

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РЕСТАВРАЦИИ»


«Утверждаю»

Директор ГосНИИР

______________А.В.Трезвов


«Исследование произведений станковой масляной живописи на деревянной основе и разработка рекомендаций по их реставрации, консервации и хранению»

Заключительный отчет по Государственному контракту

От 4 июля 2012 года № 1096-01-41 / 06-12

(обобщающая книга)


Руководитель темы, Зав. отделом

станковой масляной живописи ГосНИИР М.С.Чуракова


Исполнитель А.М.Романов


Исполнитель А.В.Юровецкая


Москва – 2012 год

Введение


В фондах большинства федеральных и региональных музеев, расположенных на территории Российской Федерации хранятся произведения станковой масляной живописи, написанные на деревянных основах. Однако процессы естественного старения картин, а также условия музейного хранения, которые далеко не всегда удается поддерживать на необходимом уровне, приводят к тому, что такие памятники истории и культуры теряют свой экспозиционный вид. В отдельных случаях появляется угроза возникновения серьезных разрушений на произведениях, их разрушения.

Необходимо отметить, что произведения на деревянной основе – это, как правило, работы западноевропейских мастеров раннего нового времени или работы русских мастеров, созданные в первой половине XIX века. Безусловно, такие произведения представляют собой ценнейшие памятники культурного наследия, сохранение которых является первостепенной задачей для всего музейного и научного сообщества.

Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Государственный научно-исследовательский институт реставрации» считает основной целью данной научной работы получение актуальной научной информации о методах и технологиях хранения, консервации и реставрации произведений станковой масляной живописи на деревянной основе и разработка на ее основе рекомендаций для хранителей фондов изобразительного искусства и реставраторов музейных коллекций. Такие рекомендации позволят в дальнейшем создавать для картин, написанных на деревянных основах оптимальные условия хранения, что будет в значительной мере способствовать поддержанию их стабильного состояния на протяжении долгого времени.

Особо важным является раздел, посвященный проведению технической реставрации на картинах, основой которых являются деревянные доски. В настоящее время это направление реставрационной деятельности в России развито очень слабо, и по всей стране работает лишь небольшое число специалистов, способных осуществлять такие сложные и трудоемкие виды работ, несмотря на то, что в них существует серьезная потребность. Разработка первичных методических рекомендаций по технической реставрации произведений станковой масляной живописи на деревянных основах может стать начальным шагом на пути к подготовке квалифицированных кадров, чья деятельность будет направлена на работу с памятниками истории и культуры, которые сейчас хранятся в музейных фондах без возможности восстановления и дальнейшего экспонирования.


Методические рекомендации по хранению и консервации произведений станковой масляной живописи на деревянной основе


Еще в книге «Основы музейной консервации и исследования произведений станковой живописи» в 1976 году Роза Алексеевна Девина предлагает отождествлять понятия «музейное хранение» и «консервация». Однако они могут считаться синонимичными лишь тогда, когда в фондах хранения и экспозиционных залах музеев созданы условия, идеально подходящие для содержания предметов искусства. При этом, исходя из физико-химических и технологических особенностей каждого материала, необходимо создавать нормальные условия хранения для каждой категории памятников в отдельности.

Существует довольно много научной литературы, в которой подробно говорится о создании музейного климата для произведений станковой масляной живописи, включая сведения об оптимальной температуре в помещении, относительной влажности воздуха, чистоты атмосферы и нормах освещения. Однако необходимо помнить о том, что картины могут быть созданы на различных основах (ткань, дерево, металл, картон, бумага), что в значительной степени обусловливает оптимальные условия хранения живописных произведений, созданных в различных техниках.

В рамках данной научной работы была поставлена задача определить те специфические условия хранения произведений станковой масляной живописи, которые были бы оптимальными для картин, написанных на деревянных досках.

Значительная часть требований к хранению таких памятников обусловлена свойствами древесины, однако основными факторами, влияющими на сохранность живописи на дереве, как и для любой другой, являются температура и влажность воздуха, причем одинаково важное влияние они имеют и на красочный слой, и на основу.

Одним из важнейших условий хорошей сохранности экспонатов является стабильность среды. Особенно опасны имеющие место в музеях колебания температуры и относительной влажности воздуха. Если температура и относительная влажность в помещении музея постоянны, то в экспонатах устанавливается некоторое влажностное равновесие. Если же это равновесие нарушается, произведение начинает поглощать или отдавать влагу. Начинается движение основы, приводящее к разрушению живописи. Чем значительнее и чаще эти колебания, тем скорее разрушается произведение.

Нарушения температурно-влажностного режима в музеях обычно бывают двух видов: во время отопительного сезона наблюдается повышенная температура и недостаточная влажность, а летом и осенью до начала отопительного сезона — избыток влажности при температуре, близкой к уличной.

Оптимальная температура для произведений станковой масляной живописи – 18 – 20 оС, рекомендуемая относительная влажность – 50 – 60%. Для того, чтобы осуществлять контроль над музейным климатом, необходимо, чтобы помещения хранения и залов экспозиции были оснащены специальным измерительным оборудованием, реагирующим на малейшие изменения температуры и влажности. Результаты должны фиксироваться и отслеживаться специалистами, чтобы они могли вовремя принять необходимые меры по стабилизации ТВР, осуществляемые с помощью музейных увлажнителей и кондиционеров.

Как уже упоминалось выше, одно из основных свойств древесины – гигроскопичность, причем движение влаги в ней происходит исключительно по волокнам – по тому же принципу, что и движение влаги в дереве.

Проникая в волокна деревянной основы картины, влага до определенного уровня впитывается в древесину, вызывая ее разбухание и расслоение по волокнам. Влажность на различных участках одного произведения становится различной, в точке соприкосновения участка сухой древесины и ее влажной части начинает происходить коробление. Для того, чтобы избежать возникновения подобных проблем, необходимо поддерживать стабильный температурно-влажностный режим в помещении хранения или экспозиции живописи.

В случае возникновения избытка влаги, важно, чтобы она поступала в деревянную основу таким образом, чтобы волокна древесины располагались перпендикулярно направлению движения влажного воздуха. В таком положении основа будет более равномерно впитывать влагу, что впоследствии приведет к меньшим деформациям щита картины.

Для того, чтобы нивелировать сезонные колебания температурно-влажностного режима, произведения следует содержать в специальных деревянных хранениях, которые вследствие того же свойства гигроскопичности будут во влажный период забирать на себя излишки влаги, а в сухой сезон – в процессе высыхания отдавать часть своей влаги в окружающую среду.

Для предотвращения различного рода деформаций, вызванных изменениями температурно-влажностного режима, произведения должны помещаться в жесткие рамы-каркасы (рамы-шасси), фиксирующие картины по всему периметру и не позволяющие происходить долевому и поперечному короблению.

Необходимо, чтобы в музеях были организованы системы принудительной вентиляции воздуха. Воздух, подаваемый в помещения, должен быть определенной температуры и влажности и очищен от всех загрязнений. Пыль, содержащаяся в воздушной среде, включает мелкие частицы почвы и других веществ органического и неорганического происхождения. Она прилипает к поверхности картины, постепенно попадая в структуру деревянной основы, засоряя мельчайшие трещины лака и красочного слоя. Экспонаты не должны испытывать действия движения воздуха, что зависит от скорости и направления воздушных потоков, которые могут рассчитать только опытные климатологи.

Свет является одним из тех факторов, которые значительно влияют на сохранность картин, оказывая серьезное воздействие на авторский красочный слой и лаковую пленку. В рамках данной научно-исследовательской работы мы не рассматриваем подробно сферы музейного климата, не имеющие непосредственного отношения к сохранности картин, написанных на досках, однако их существование, несомненно, необходимо принимать в расчет, организуя музейный климат для произведений станковой масляной живописи на деревянных основах.


Методические рекомендации по реставрации произведений станковой масляной живописи на деревянных основах


Значительная часть произведений станковой масляной живописи на деревянных основах, хранящихся в российских музеях, находится в неудовлетворительном состоянии сохранности, что вызвано технологическими ошибками авторов, нарушениями температурно-влажностного режима в хранении, механическими повреждениями или неквалифицированными реставрационными вмешательствами. Такие картины остро нуждаются в профессиональном реставрационном вмешательстве, которое позволило бы не только вернуть памятнику экспозиционный вид, но и предотвратить его дальнейшее разрушение.

Мерой превентивной реставрации для картин на деревянных основах является постоянное содержание произведений в условиях хорошего музейного климата.

Необходимо отметить, что каждая картина, ее история бытования и состояние сохранности абсолютно индивидуальны, поэтому выработать единую универсальную методику реставрации станковой масляной живописи на деревянных основах совершенно невозможно. Однако существует ряд наиболее распространенных разрушений, которые в различных сочетаниях и с различной степенью выраженности встречаются на многих основах из дерева.

  1. Деформации основы


Они могут носить различный характер, так как вызваны разными факторами: коробление доски (вогнутое или выгнутое) происходит в результате естественного старения и усыхания волокон древесины, также в результате колебаний температурно-влажностного режима в хранении или при экспонировании памятника. Еще одной распространенной причиной возникновения деформаций на авторских досках является непрофессионально проведенная реставрация: неверно рассчитанная, изготовленная или смонтированная система паркетажа, дублирование, проведенное без учета технологических особенностей произведения.

Главный способ борьбы с этим видом разрушений – воздействие температурно-влажностного режима. Как уже говорилось ранее, древесина – гигроскопичный материал и если под воздействием сухой среды деревянные основы деформируются, то при повышении влажности и создании постепенного точечного давления в места максимальной деформации происходит их выпрямление. При сильных или устойчивых короблениях возникает необходимость не просто поместить произведение в климатическую камеру с оптимальными условиями хранения, но и применить метод удаленного увлажнения. Реставрационный процесс выполняется следующим образом: на полиэтилен помещается увлажнённый тёплой водой фетр, затем бруски толщиной 5-7см, на которые кладётся произведение живописной стороной вверх и закрывается полиэтиленом. В таком состоянии оно находится от 30 минут до полутора часов.




Процесс удаленного увлажнения деревянной основы


В случае если деформация вызвана последствиями реставрационного вмешательства – дублировочным щитом или паркетажем, необходимо в первую очередь устранить причину деструктирующего воздействия – осторожно небольшими фрагментами удалить её, скалывая по волокну.

  1. Потеря клеевой прочности на швах авторской доски (расклейка) или утрата скрепляющих частей живописной доски.


Несмотря на то, что этот вид разрушения угрожает целостности всего произведения, его возможно устранить путем расчистки клеевых швов от остатков старого клеящего вещества и повторной склейки досок основы на натуральные животные или рыбьи клеи, состав и концентрация которых подбирается индивидуально для каждого произведения. Однако этот метод подходит далеко не для всех картин, так как края авторских досок могут быть замастикованы, и в случае расчистки клеевых швов, они могут начать крошиться, что может привести к утратам красочного слоя. Вставные шипы по возможности восполняются взамен утраченных.



Авторская доска после склейки зафиксирована в специальном столе

  1. Трещины


Они, как и коробление, могут быть результатом естественного старения деревянной основы, однако трещины и сломы могут быть результатом механического или некачественного реставрационного воздействия на произведение. Для их устранение непосредственно на участок разрушения наносится клеевой состав, который тщательно подбирается для каждого произведения станковой масляной живописи на дереве. На произведениях с закреплённым в последствии паркетажем в местах, где произошел скол фрагмента авторской доски, производится выравнивающая по толщине доливка.

После того, как все вышеперечисленные разрушения устранены, реставрационный совет должен принять решение о необходимости зафиксировать картину в ее восстановленном состоянии для стабилизации ее сохранности. Для этого возможно применить две меры – пакетирование и монтаж произведения в раму-шасси, способную плотно зажать его по всему периметру, избавив в последствии от долевых, поперечных и диагональных короблений. Необходимо отметить, что в раме должны быть предусмотрены температурные зазоры на долевое и поперечное расширение. Выбор способа фиксации происходит исходя из состояния деревянной основы и её размеров. Если она нуждается в дополнительном усилении, то применяется паркетирование, в случае удовлетворительного состояния доски – рама-шасси, оптимальный для произведения вариант - сочетание этих двух элементов.

Перед тем, как приступить к созданию паркетажа, необходимо провести точные расчеты, позволяющие определить все параметры будущей системы. После проведения обмеров авторской доски и каждой её составляющей, учитывая диагональные расхождения и разницы по толщине, можно определить количество подвижных и неподвижных планок, а также их размеры. Толщина паркетажных планок напрямую зависит от толщины картины. Подвижные планки имеют две толщины картины, неподвижные - четыре. Суммированная площадь паркетажа должна превышать площадь авторской доски в два раза.

Планки паркетажа изготавливаются из бессучковой сосны высшего сорта (0). Древесина используется только радиального раскроя. В неподвижные планки врезаются подвижные с небольшим зазором по толщине и ширине для плавного и равномерного скольжения. При изготовлении всех планок паркетажа надо учитывать расположение волокон и годичных колец. Годичные кольца должны располагаться под прямым углом по отношению к плоскости планки. Из-за того, что некоторые составные элементы авторской доски имеют неодинаковую ширину, и клеевые швы основы проходят не параллельно долевым кромкам картины, а с небольшим отклонением, неподвижные планки паркетажа необходимо рассчитывать с учетом таких особенностей. В этом случае планки делаются шире, а компенсационные планки уже.



Система паркетажа, смонтированная на авторское основание


Рамы-шасси могут быть нескольких типов.


  1. Рамы, предназначенные для хранения живописи на деревянной основе. Они должны нести только одну функцию - удерживать периметр от долевых, поперечных и диагональных деформаций. Их основное свойство – функциональность.
  2. Рамы экспозиционные. Эти рамы несут те же функции, что и предназначенные для временного хранения, но у них важна и декоративная составляющая. В основном эти рамы изготавливаются специально для каждого из произведений в отдельности, с учетом их художественного взаимодействия. Так же существует более простая и менее затратная возможность использования уже готового багета, в случае если он способен закрепить отреставрированную доску вместе с паркетажем.




Заключение


Данная научно-исследовательская работа, проведенная в рамках Федерально-целевой программы «Культура России (2012 – 2018 годы)» может стать началом широкомасштабных исследований, посвященных произведениям станковой масляной живописи на деревянных основах из собраний музеев Российской Федерации, которые будет посвящены проблемам учета, хранения, консервации и реставрации таких произведений.

В рамках этой работы была проведена обработка сведений, полученных на основе исследования картин из двух музеев, однако расширение базы произведений на деревянных основах, несомненно, поставит в дальнейшем перед специалистами новые задачи, которые необходимо будет решать иными методами. Кроме того, в данной работе подробно не рассматривался ряд важнейших аспектов, касающихся хранения и восстановления произведений, поврежденных микроорганизмами и насекомыми-вредителями или пострадавших во время чрезвычайных ситуаций, влиянию сохранности основы произведения на красочный слой, специфику живописной реставрации картин, написанных на деревянных основах и многие другие.

Разработанные методические рекомендации, несомненно, представляют интерес для музейных сотрудников и служащих государственных структур, осуществляющих контроль над деятельностью по сохранению культурного наследия, однако они нуждаются в дополнениях, возможных в случае продолжения работы над данным направлением.

_________________________________________________________________

Скачать ОСНОВНУЮ КНИГУ можно в Библиотеке реставратора здесь:

http://restoreforum.ru/images/2014/articles/20_12_2012_15.pdf

Категория: ИССЛЕДОВАНИЯ | Добавил: Администратор (07.09.2014)
Просмотров: 1011 | Теги: реставрация, ГосНИИР, хранение, Исследование, деревянная основа, масляная живопись | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]