Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Вторник, 07.05.2024
Главная » Статьи » ИССЛЕДОВАНИЯ

Грунты и красочные слои в итальянской живописи XV-XVIII веков.
Авторы выражают благодарность Е.Н.Седовой, проводившей атрибуцию части живописных произведений из фондов музеев, поступивших в Центр в процессе подготовки выставки в июне 1984 г., за оказанную помощь в систематизации результатов исследований.

 

Г.Н.Горохова, М.Г.Кононович "Характеристики грунтов и красочных слоев произведений итальянской живописи XV-XVIII в. (опыт систематизации).

 

Отдел физико-химических методов исследования ВХНРЦ много лет занимается накоплением и систематизацией данных о грунтах и красочных слоях живописных произведений разных школ и эпох. В предыдущих сборниках были опубликованы результаты исследований грунтов картин русских художников XVIII века и иностранных мастеров, работающих в России в это же время[1].

Данная работа посвящена исследованию грунтов и красочных слоев произведений итальянских художников XV-XVIII веков[2] и выполнена по принятой ранее системе относительно методов исследования, терминологии и формы обработки полученных результатов.

Новое исследование шире по своему содержанию, так как рассматривает не только изменение цвета, послойности и состава грунтов, но и схематическое построение красочных слоев, их состав и наглядно показывает те изменения, которые в них происходили на протяжении XV-XVIII веков.

Поскольку рассмотренные нами произведения подвергались многочисленным реставрационным вмешательствам, исследование связующего грунтов и красочных слоев живописи не производилось. Эта тема нуждается в самостоятельном углубленном изучении.

Не располагая достаточным количеством произведений за этот период, мы использовали в качестве дополнительного материала результаты аналогичных исследований из доступных литературных источников[3]. К исследованным нами 58 группам (табл.1) добавлены данные о 22 грунтах (табл.II), заимствованные из ежегодников Лондонской Национальной галереи и исследовательской лаборатории музеев Франции. Чтобы представить этот материал наглядно, мы позволили себе опубликовать результаты, полученные в лабораториях Национальной галереи в виде таблицы. Эти данные и полученные нами результаты не противоречат друг другу, а лишь уточняют и дополняют общую картину эволюции грунтов.

Исследование произведений итальянской живописи XV века (см.табл.II) показывает, что грунты их, как правило, однослойные белые, с гипсовыми наполнителями.

В XVI веке наряду с однослойными гипсовыми грунтами встречаются белые грунты, наполнитель которых содержит мел и свинцовые белила. Так, например, у иностранных художников, работавших в Италии в XVI веке (у Отто Вениуса в картине "Мадонна  младенцем и херувимами", а также у Иоганна Роттенхаммера в картине "Купающиеся нимфы" – табл.I, № 8,9), грунт однослойный, белый, с наполнителем из мела с примесью свинцовых белил, что несколько отличает их от грунтов итальянских художников этого периода.

В XVI веке получили распространение и цветные грунты, однослойные и двухслойные. Однослойные: серовато-желтоватые, коричневые, светло-коричневые, темно-коричневые. Основными компонентами и примесями их были охра коричневая, свинцовые белила, глет, черный неорганический пигмент и "фуза"[4] – смесь пигментов всех цветов, включая смальту и киноварь.

В качестве примера можно привести картину Орацио Саммаккини "Благовещение" (табл.I, №6), написанную на однослойном светлом грунте, наполнитель которого – свинцовые белила, глет, черный неорганический пигмент, и картины Тинторетто "Происхождение Млечного пути" и "Вознесение" (табл.II, № 10,11), написанные на однослойных коричневых грунтах, наполнители которых состоят из частиц пигментов различных цветов (фуза).

Кроме однослойных, применялись и двухслойные грунты, верхний слой которых может быть серым, коричневым и даже чёрным, а нижний – белым. Материалами для верхнего слоя служили свинцовые белила, древесный уголь, "фуза", нижний слой обычно белый с гипсовым наполнителем. Так, у Доссо Досси в картине "Мужчина, обнимающий женщину" (табл.II, № 21) верхний слой грунта серого цвета, наполнитель свинцовые белила и древесных уголь, нижний слой – гипс.

В картинах Тинторетто "Медный змий" и "Христос, омывающий ноги своему ученику" (табл.II, № 12, 9) грунт двухслойный, верхний слой в первом случае коричневый, во втором – черный, а нижний – белый гипсовый. Творчество Тинторетто представляет собой яркую иллюстрацию применения в XVI веке различных однослойных и двухслойных грунтов.

В XVII-XVIII веках итальянские художники продолжали использовать однослойные грунты – от светлых (светло-коричневые, светло-желтые, серовато-желтые) до темных (красно-коричневые, оранжево-красные и т.д.). В качестве основных компонентов и примесей наполнитель содержал охру различных цветов и оттенков, черный органический или неорганический пигмент, мел, гипс.

Следует отметить использование гипса и мела в составе цветного однослойного грунта – например, в картинах
Микеланджело Черквоцци "Виноград и арбуз", Марко Риччи "Пейзаж с фигурами", Франческо Романелли "Вознесение Мадонны" и в ряде других произведений. (табл.
I, № 18, 41,15).

В XVII веке входят в употребление двухслойные грунты одного цвета, но разной тональности, которые встречаются на протяжении и всего XVIII века. такие грунты обнаружены в работах Бернардо Строцци "Се человек", Аллесандро Тиарини "Библейский сюжет", Франческо Морозини "Натюрморт", Гаэтано ди Роза "Пейзаж с пастушкой" (табл.I, № 14,13,43,54), Бассано "Добрый самаритянин" (табл.II, № 17).

В XVIII веке появляются двухслойные грунты со светлым (кремовым, светло-желтым) верхним слоем и темным (красно-коричневым, красным и т.д.) нижним слоем. Подобные грунты характерны для Каналетто с середины 1730-х до 1740-х годов. В его работе "Праздник св.Роха" (ок.1735 г.) верхний слой грунта светло-кремовый, нижний – оранжево-коричневый (табл.II, № 16), а картина Кандидо Витали "Натюрморт с пастушкой" 1742 года написана на двухслойном грунте, где верхний слой светло-желтый, нижний – красный (табл.2, № 48).

Начиная с XVI и до XVIII века включительно в грунтах были обнаружены оранжевые включения разных оттенков (см.табл.I и II). Наличие этих включений можно считать характерной особенностью грунтов в картинах итальянских художников.

На основании полученных нами результатов исследований и опубликованных в литературе данных[5] можно сказать, что:

в XV веке применялись белые однослойные грунты;

в XVI веке – однослойные белые, однослойные тёмные грунты и двухслойные грунты с темным верхним слоем и нижним белым;

в XVII веке, - как правило, однослойные цветные грунты от светлых до темных и двухслойные грунты одного цвета, но разной тональности;

в XVIII веке – те же грунты, что и в XVII веке, и двухслойные грунты со светлым верхним слоем и темным нижним.

Живопись изучаемого периода преимущественно многослойная, хотя еще в XV веке встречаются  в пределах одной картины участки, выполненные в один слой по белому грунту (Франческо дель Коса, табл.I, № 4). В XVI веке подобное нанесение живописи в один слой также имеет место, но уже как по белому, так и по тёмному грунту, например, в картинах неизвестного художника XVI века (Микеле Тозини ?) и Франческо Монтемеццано (табл.I, № 3,5,10).

В XVII веке видим сочетание однослойной и многослойной живописи в рамках одного произведения – в картинах Негри, Реньори, Муттони (табл.I, № 21-23).

В XVIII веке живопись большей частью двухслойная и однослойная. Максимум применения многослойной живописи приходится на XV м XVII века.

Пигменты обычно крупного перетира. В красочных пастах, по нашим данным, используются: свинцовые белила, охры различных цветов и оттенков, от желтых до красных, умбра, азурит, смальта, ультрамарин (лазурит), малахитовая зелень, ярь-медянка, зеленая земля, охра синяя, киноварь, аурипигмент, неаполитанская желтая, массикот, краплак, органические соковые пигменты – желтые, красно-фиолетовые, синие и зеленые; неорганические и органические черные пигменты (древесный уголь, жженая кость, сажа) и в XVIII веке – берлинская лазурь.
Таким образом, можно сказать, что в грунтах и красочных слоях применялись практически одни и те же пигменты, кроме гипса и мела, которые не использовались как самостоятельные краски. Эти вещества могут встречаться и в небольших количествах в виде природных примесей к пигментам.


[1] Горохова Г.Н., Кононович М.Г. Исследования грунтов живописных произведений русских художников XVIII века.//Русская живопись XVIII века: Исследования и реставрация. – М.: Изд.ВХНРЦ, 1986, с.102-143; Они же. Исследования грунтов живописных произведений иностранных художников, работавших в России в XVIII веке// Оригинал и повторение в живописи: Экспертиза художественных произведений. М.: Изд.ВХНРЦ, 1988, с.69-87.

[2] Приводятся результаты химических анализов произведений итальянской живописи, прошедших технологическое исследование в отделе научно-технической экспертизы ВХНРЦ под руководством и при участии зав.Отделом Е.Н.Седовой.

[3] National Gallery Technical Bulletin. Vol.2, 4-6, 8-10; Laboratoire de Recherche des Musees de France, Annales, 1975, 1976.

[4] National Gallery Technical Bulletin. Vol.4, p.46. Автор статьи употребляет термин "palette-seraping" (в нашем переводе – "фуза") и считает верхние тёмные слои верхним слоем грунта.

[5] Эти данные могут быть дополнены результатами технологических исследований, проведенных ВНИИРом. – См.каталог: Картины итальянских мастеров XIV-XVIII веков из музеев СССР. М., 1986.


 

Первоисточник:

 Г.Н.Горохова, М.Г.Кононович "Характеристики грунтов и красочных слоев произведений итальянской живописи XV-XVIII в. Москва, ВХНРЦ, 1999.


Категория: ИССЛЕДОВАНИЯ | Добавил: Администратор (19.10.2013)
Просмотров: 2892 | Теги: картины, пигменты, ВХНРЦ, реставрация, грунты, живопись, итальянские живописцы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]