Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Понедельник, 29.04.2024
Главная » Файлы » Практическая реставрация масляной живописи. » РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ

Ж.П.Валлер (?) «Кораблекрушение» XVIII в.
04.08.2013, 18:38


Общий вид. Лицевая сторона. До реставрации.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

 

По сведениям сотрудников Череповецкого музейного объединения картина поступила в музей в 1926 г. из Ленинградского отделения хранилища Государственного музейного фонда.

                                                              На памятнике имеются следы реставрационного вмешательства: на тыльной стороне отчетливо просматривается рисунок кракелюра в виде темных полос, возникший, вероятно, от прохождения клея или лака на тыльную сторону сквозь трещины кракелюра. В правой части произведения прорыв с утратами фрагментов холста заклеен с лицевой стороны папиросной бумагой и калькой.

                                                              Картина была подвержена воздействию влаги и резкому изменению температурно-влажностного режима во время аварии (прорыв труб отопления) в фондах музея.

 

СОСТОЯНИЕ СОХРАННОСТИ ДО РЕСТАВРАЦИИ:

 

ПОДРАМНИК – выполнен из хвойной породы дерева (ель), нераздвижной, имеет скосы. Фаски и клинки отсутствуют. Бруски сечением 5,5х1,5 см соединены по углам «вполдерева», места соединений склеены и дополнительно укреплены металлическими гвоздями. Имеется вертикальная перекладина сечением 4 х 1,3 см, прикрепленная к брускам гвоздями. Древесина имеет многочисленные сколы, утраты волокон, следы гниения на нижнем и левом брусках. Вся поверхность подрамника запылена, загрязнена, имеет множественные отверстия от жучков, гвоздевые проколы.

                                                              На подрамнике имеется ряд надписей:

1)                                           на верхнем бруске, начиная от левого края:

- «ЧерМО. 67/20», нанесенная черным графитным карандашом;

- «59 х 98 см», нанесенная черным графитным карандашом;

- «1219», выполненная черной тушью, высота цифр 5,5 см;

2) на правом бруске в нижней части «КН.5.11», нанесенная красной гелевой ручкой;

3) на нижнем бруске:

- слева «348», нанесенная простым графитным карандашом;

- справа «Чер.МО. 67/20», нанесенная синей шариковой ручкой;

4) на перекладине в средней части «4646» и «9», нанесенные простым графитным карандашом.

На правом бруске подрамника имеются две пожелтевшие бумажные наклейки:

1)                                                         разм.5х5,4 см с надписью в 5 строк: черной тушью «инв.худ.бюро/ № 8643/ по описи № 95», далее полуразборчиво карандашом «Фр ИИ/ Копия с Верне», печать «96»;

2)                                                         разм. 7х5,5  см с надписью в три строки черной тушью       «     », далее простым карандашом «Салтыков/    Нов.Д».

Подрамник не пригоден к дальнейшему использованию и требует замены.

ОСНОВА – холст льняной прямого переплетения, толстый (на       1 кв.см приходится 11 нитей по основе и 9 по утку), крупнозернистый, средней плотности. Переплетение нитей достаточно равномерное, нити с узелками и утолщениями. Холст неэластичный, окисленный.

Основа деформирована из-за недостаточной натяжки на подрамник, по кракелюру в виде втянутостей холста в трещины кракелюра, от воздействия влаги, особенно в левой части. Изломы холста повторяют абрис поверхности подрамника. Основа удовлетворительной сохранности за исключением левой части. Под левой планкой подрамника просматривается прорыв с утратами фрагментов холста. С лицевой стороны прорыв заклеен бумагой. Имеются мелкие прорывы от гвоздей вдоль границ произведения.

Основа значительно запылена, загрязнена, имеет следы затеков с неровными границами в левой части, ярко выраженный рисунок кракелюра в виде темных полос, возникший от реставрационного вмешательства.

Картина крепится к подрамнику с помощью кованых гвоздей с широкими шляпками. Расстояние между гвоздями варьируется от 2 до 6 см. Вполне вероятно, что холст подтягивался и повторно закреплялся на подрамнике при помощи гвоздей другого размера. Авторские кромки узкие, равномерные, шириной 1,5 см.

ГРУНТ – тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста), равномерный, желтоватого цвета, возможно клее-меловой. Грунт хрупкий, неэластичный. Связь грунта с основой удовлетворительная. Изломы грунта проходят в местах изломов холста (см.ОСНОВА). Основные утраты грунта расположены вдоль загибов холста на подрамник, в левом верхнем углу разм.ок.3 кв.см,; слева на изображении неба разм.0,5х0,7 кв.см. Справа под бумагой просматривается утрата разм. 1х4 кв.см и множество мелких утрат. (Более подробно состояние живописи и холста в правой части произведения будет описано после удаления старой бумаги).

Кромки незагрунтованы.

КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ. Правый край произведения и нижний правый угол заклеен бумагой на ширину 8 см. Холст закреплен на правую планку подрамника с помощью полосы из кальки шириной ок. 6,5 см.

Красочный слой тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста), равномерный. Живопись гладкая, многослойная, с применением лессировочного письма. Незначительными фактурными мазками обозначены освещенные фрагменты пейзажа, гребни волн.

Утраты красочного слоя расположены в местах утрат грунта (см.ГРУНТ). В левой части произведения наблюдаются царапины с утратами красочного слоя. Поверхность живописи покрыта сетчатым кракелюром грунтового происхождения. Связь красочного слоя с грунтом удовлетворительная.

ПОКРОВНЫЙ СЛОЙ. Картина имеет блеск. Покровная пленка желтоватого цвета, неравномерная, имеются потертости по краям и фактуре живописи.

ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ. Поверхность живописи запылена, загрязнена, имеются мушиные засиды. Скопления загрязнений наблюдаются в углублениях фактуры живописи.

ПОДПИСЬ. В нижней средней части картины на изображении прибрежных камней обнаружена плохо просматриваемая подпись «J.Vernet», написанная темной краской.

 

ВЫПОЛНЕННЫЕ КОНСЕРВАЦИОННО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ.

 

На картине заделаны прорывы методом «встык» с восполнением утрат фрагментов авторского холста, выполнено укрепление живописи, устранена деформация основы, авторский холст сдублирован на новую основу, выполнена натяжка на новый реставрационный подрамник, восполнены утраты авторского грунта, поверхность живописи очищена от загрязнений, выровнена и утоньшена покровная пленка, картина покрыта лаком, утраты авторского красочного слоя тонированы, воссоздана живопись в правой части картины.

В результате проведенных мероприятий картина приобрела экспозиционный вид.

 

 


Общий вид. Лицевая сторона. После реставрации.


Смотрите также:


ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ по реставрации памятника


АТРИБУЦИЯ


«Изобразительное искусство и художественная культура Русского Севера конца XIV – начала XXI века. Новые открытия российских реставраторов». Вологда, 2010.


ПУБЛИКАЦИИ:

Статья «Атрибуция картины «Кораблекрушение» XVIII в. из Череповецкого музейного объединения» в сборнике «Реставрация и исследование памятников культуры Русского Севера (Вологда. Издательство «Арника». 2011 г.). Стр.259-267.

Каталог выставки "Изобразительное искусство и художественная культура Русского Севера конца XIV - начала XXI века." Кат.223.

http://vk.com/photo-49193898_304344232


 

 


Категория: РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ | Добавил: Администратор
Просмотров: 774 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]