19:04 Атрибуция картины "Кораблекрушение" из Череповецкого музейного объединения. |
Атрибуция картины «Кораблекрушение» XVIII в. из Череповецкого музейного объединения» в сборнике «Реставрация и исследование памятников культуры Русского Севера (Вологда. Издательство «Арника». 2011 г.).
Автор Ю.Е.Шелкова
В мае 2006 года в Вологодский филиал ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря обратилось руководство Череповецкого музейного объединения с просьбой провести противоаварийные и консервационные работы на девяти картинах, пострадавших во время аварии, вызванной прорывом труб отопления, в фондохранении музея. В числе этих картин оказалось полотно, значащееся в Череповецком музее как произведение неизвестного художника под названием «Кораблекрушение», XIX в.(ЧерМО 67/20, холст, масло, 59,5 х 97 см). По сведениям сотрудников Череповецкого музейного объединения, картина поступила в фонды музея в 1926 г. из Ленинградского отделения хранилища Государственного музейного фонда как копия с одного из морских пейзажей известного французского художника XVIII в. Клода Жозефа Верне (1714-1789). (Илл.1, Илл.2).
В
процессе визуального исследования сохранности памятника до реставрации было
проведено изучение состояния неравномерной пожелтевшей покровной пленки при
помощи переносной лампы с ультрафиолетовым излучением, показавшее следующие
результаты:
В процессе реставрации картины, после выполнения операции регенерации, лаковая пленка приобрела прозрачность, в результате чего малозаметная тонировка, расположенная в нижней части картины, под подписью, стала визуально выделяться на общем фоне окружающей авторской живописи. Поскольку тонировка положена поверх лакового покрытия, было принято решение ее удалить, не воздействуя на покровный слой. Именно в этот момент картина и приоткрыла завесу тайны своего происхождения: в процессе удаления тонировки под ней совершенно неожиданно стали просматриваться латинские буквы. Как потом оказалось, тонировка перекрывала собой другую хорошо читаемую подпись по-французски, а именно: «P.Wallaert»(илл.5), справа от которой были обнаружены арабские символы «١٧٧٨». При просматривании подписи в УФ-лучах выяснилось, что она лежит не на лаковом покрытии, как подпись Верне, а под ним. При изучении подписи под микроскопом МБС-10 выявлено, что она нанесена полупрозрачной краской темно-коричневого или черного цвета поверх красочного слоя. В результате проведенных исследований были сделаны два предположения. Во-первых, подпись может принадлежать французскому художнику Пьеру Жозефу Валлеру (Pierre Joseph Wallaert) (1753-1812), жившему и работавшему во Франции. Во-вторых, арабские символы «١٧٧٨», обозначающие цифры 1, 7, 7 и 8 соответственно, составленные вместе, наводят на мысль о предполагаемой дате создания картины, а именно 1778 г. Эта дата хорошо вписывается в годы жизни художника, который в 25 лет вполне мог достичь определенного профессионализма для создания произведения такого уровня, как картина «Кораблекрушение» из Череповецкого музейного объединения, требующего от автора не только теоретических знаний в области техники и технологии масляной живописи, но и умелого их применения на практике.
Итак, чтобы узнать более подробные сведения о французском художнике Пьере Жозефе Валлере и его творчестве, в процессе поисков было сделано обращение к электронной базе данных Министерства Культуры Франции под названием «Джоконда» (Ministére de la culture – base Joconde) . Среди нескольких произведений Пьера Жозефа Валлера, обнаруженных в базе, первоочередной интерес вызвала картина с таким же названием «Кораблекрушение» (Le Naufrage), датированная IV четвертью XVIII в. и находящаяся на хранении в Музее изящных искусств в Марселе (musée des beaux-arts (Marseille, France)) . Чтобы узнать более подробные сведения и об этой работе, и о художнике, ее написавшем, автор реставрации письменно обратилась к французским коллегам в Марсель, в Музей изящных искусств с просьбой помочь в поисках нужной информации и, если это возможно, выслать изображение находящегося у них морского пейзажа. К письму прилагалось изображение картины из Череповецкого музейного объединения. Благодаря любезности французских коллег, а именно сотрудника музея Люка Жорже, ответ на запрос скоро был получен. В ответном письме говорилось, что имеющаяся в Музее изящных искусств картина «Le Naufrage», принадлежащая кисти художника Пьера Жозефа Валлера, очень близка по стилю к картине «Кораблекрушение» из Череповецкого музейного объединения, автором которой, судя по изображению, скорее всего тоже является П.Ж.Валлер. В подтверждение своих слов Люк Жорже выслал изображение картины «Le Naufrage», 1784, № 239, 128х165; из Марсельского Музея изящных искусств(илл.6).
Действительно, сравнивая оба
пейзажа, нельзя не обратить внимание на ряд определенных сходств не только в их
общем композиционном построении, но и в изображении отдельных деталей.
К
сожалению, уважаемый Люк Жорже не смог предоставить более полных сведений о
биографии художника, кроме тех, которые были указаны при продаже в июне 1995 г. на аукционе «Сотбиc»
ещё одной картины П.Ж.Валлера под названием: «Scéne de naufrage» («Сцена кораблекрушения»),
которая, судя по присланному черно-белому изображению, имеет определенное
сходство с первыми двумя. (илл.8).
Что же касается самой фамилии Wallaert, то, по ряду признаков, она скорее всего имеет бельгийские или голландские корни, поскольку носители этой фамилии жили на границе нынешней Бельгии. На русском языке имя и фамилия художника, согласно правилам французского языка, звучат следующим образом: «Пьер Жозеф Валлер». Какие же выводы можно сделать из всего вышесказанного? Пока не проведен тщательный анализ картины «Кораблекрушение» из Череповецкого музейного объединения, включающий в себя также и технико-технологические исследования, нельзя с полной уверенностью утверждать, что это живописное полотно принадлежит кисти французского художника Пьера Жозефа Валлера. Автор реставрации надеется, что сделанные им первые шаги в атрибуции памятника, описанные в статье, заинтересуют специалистов в области изучения творческого наследия французских художников-маринистов XVIII – XIX вв., и работа в этом направлении будет продолжена. Вполне вероятно, что результаты этой работы окажутся положительными, и всемирный фонд культурного наследия пополнится еще одним произведением французского художника Пьера Жозефа Валлера .
|
|
Всего комментариев: 0 | |