Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Воскресенье, 18.02.2018
Главная » 2014 » Июль » 19 » Заделка прорыва основы методом «встык» с деформацией и усадкой холста
18:58
Заделка прорыва основы методом «встык» с деформацией и усадкой холста

Шелкова Ю.Е.

ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря.

Мастерская реставрации масляной живописи.

Вологда, 2014.

 

 

Заделка прорыва основы методом «встык» с деформацией и усадкой холста на картине неизв.худ. «Портрет протоиерея Тотемского Богоявленского собора Максима Савинова», холст, масло, 103х81.

 

 

Картина поступила в реставрацию сдублированной,  со значительным прорывом авторской основы длиной около 23 см с усадкой холста, расположенным в центральной части произведения. Максимальное расхождение краев прорыва составляло 2 см. В зоне прорыва наблюдалось раздублирование холстов, вызвавшее со временем деформацию авторского холста. Живопись в области прорыва имела повсеместные отставания от основы и находилась под угрозой осыпания. Общее состояние живописи также было неудовлетворительным. Особую опасность представляли полые сседания грунта с красочным слоем, возникшие в результате усадки авторского холста в области самораздублирования холстов.

Вид прорыва с лицевой стороны. До реставрации

Состояние живописи в области прорыва. До реставрации

Прежде, чем приступать к заделке прорыва, на картине был выполнен первый этап укрепления живописи с использованием заклейки поверхности микалентной бумагой, не снимая произведения с музейного подрамника. После этого картина была закреплена на рабочий подрамник при помощи полос из крафт-бумаги и выполнено раздублирование.

Вид прорыва с тыльной стороны после раздублирования холстов.

После раздублирования выяснилось, что авторский холст жёсткий, неэластичный, окисленный, ветхий, ломкий, полностью утратил эластичность, значительно загрязнен и пропитан клеем при предыдущей реставрации. Поскольку подобное состояние авторского холста препятствовало проведению работ по состыковке краев и заделке прорыва, было решено очистить его от клеевого слоя и спрессованных загрязнений при помощи скальпеля. На участках, где усадка холста вызвала сседание грунта с красочным слоем для очистки оборота использовалась бормашина с насадкой в виде усечённого конуса, имеющего мелкозернистую шершавую поверхность.  Также  выполнялось увлажнение микалентной бумаги при помощи отжатого влажного ватного тампона, смоченного в дистиллированной воде.

Устранить коробление авторского холста в области прорыва в центральной части решено при помощи полос из крафт-бумаги, выкроенных поперек волокон для того, чтобы после увлажнения, высыхая, они давали усадку в нужном направлении и подтягивали края прорыва друг к другу. Бумажные полосы наклеивались на края прорыва таким образом, чтобы можно было воздействовать силой натяжения сразу на оба края.Для достижения временной эластичности холст на необходимое время помещался в среду повышенной влажности. После этого смоченные дистиллированной водой полосы крафт-бумаги приклеивались на рёбра рабочего подрамника таким образом, чтобы при высыхании бумага подтягивала края прорыва друг к другу в нужном направлении.

Описанная выше операция повторялась несколько раз с перерывами для привыкания холста к новому состоянию.

В результате проведенных процессов выполнено устранение коробления авторского холста в области прорыва. Максимальное расстояние между краями прорыва уменьшилось с 2 см до 1,3 см.

Для устранения деформации по кракелюру и усадки холста силы натяжения бумажных полос оказалось недостаточно. Поэтому было решено, после достижения эластичности холста в среде с повышенной влажностью, осторожно растягивать и разглаживать его руками в области усадки, таким образом постепенно подтягивая края прорыва друг к другу. Операция проводилась поэтапно с перерывами для привыкания холста к новому состоянию. В конце каждого этапа  холст по краю прорыва фиксировался полосами из крафт-бумаги, препятствующими возвращению холста в первоначальное состояние. После этого картина оставлялась на сутки.

Действуя таким образом, поэтапно, удалось свести края прорыва сначала до 0,4 см, а потом до 0,2 и 0,1 см.  Это оказалось достаточным, так как перекос нитей авторского холста в области прорыва исправился, а усадка основы устранена практически полностью. Края прорыва зафиксированы с тыльной стороны фрагментами крафт-бумаги. Область прорыва заложена фильтровальной бумагой и помещена под груз.

После высушивания под грузом и привыкания картины к новому состоянию выполнена заделка прорыва авторского холста методом «встык».  

 

На данный момент работа над картиной продолжается.

После проведения работ по сведению и заделке прорыва методом "встык" и укреплению живописи.

После удаления папиросной бумаги.

После подведения и выравнивания реставрационного грунта в местах утрат авторского.

Заделанный прорыв авторского холста. Тыльная сторона.

Категория: РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ДНЕВНИКИ | Просмотров: 10117 | Добавил: Администратор | Теги: заделка прорыва, реставрация, масляная живопись, Холст | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]