18:58 Заделка прорыва основы методом «встык» с деформацией и усадкой холста |
Шелкова Ю.Е. ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря. Мастерская реставрации масляной живописи. Вологда, 2014.
Заделка прорыва основы методом «встык» с деформацией и усадкой холста на картине неизв.худ. «Портрет протоиерея Тотемского Богоявленского собора Максима Савинова», холст, масло, 103х81.
Картина поступила в реставрацию сдублированной, со значительным прорывом авторской основы длиной около 23 см с усадкой холста, расположенным в центральной части произведения. Максимальное расхождение краев прорыва составляло 2 см. В зоне прорыва наблюдалось раздублирование холстов, вызвавшее со временем деформацию авторского холста. Живопись в области прорыва имела повсеместные отставания от основы и находилась под угрозой осыпания. Общее состояние живописи также было неудовлетворительным. Особую опасность представляли полые сседания грунта с красочным слоем, возникшие в результате усадки авторского холста в области самораздублирования холстов. Вид прорыва с лицевой стороны. До реставрации Состояние живописи в области прорыва. До реставрации Прежде, чем приступать к заделке прорыва, на картине был выполнен первый этап укрепления живописи с использованием заклейки поверхности микалентной бумагой, не снимая произведения с музейного подрамника. После этого картина была закреплена на рабочий подрамник при помощи полос из крафт-бумаги и выполнено раздублирование. Вид прорыва с тыльной стороны после раздублирования холстов. После раздублирования выяснилось, что авторский холст жёсткий, неэластичный, окисленный, ветхий, ломкий, полностью утратил эластичность, значительно загрязнен и пропитан клеем при предыдущей реставрации. Поскольку подобное состояние авторского холста препятствовало проведению работ по состыковке краев и заделке прорыва, было решено очистить его от клеевого слоя и спрессованных загрязнений при помощи скальпеля. На участках, где усадка холста вызвала сседание грунта с красочным слоем для очистки оборота использовалась бормашина с насадкой в виде усечённого конуса, имеющего мелкозернистую шершавую поверхность. Также выполнялось увлажнение микалентной бумаги при помощи отжатого влажного ватного тампона, смоченного в дистиллированной воде. Устранить коробление авторского холста в области прорыва в центральной части решено при помощи полос из крафт-бумаги, выкроенных поперек волокон для того, чтобы после увлажнения, высыхая, они давали усадку в нужном направлении и подтягивали края прорыва друг к другу. Бумажные полосы наклеивались на края прорыва таким образом, чтобы можно было воздействовать силой натяжения сразу на оба края.Для достижения временной эластичности холст на необходимое время помещался в среду повышенной влажности. После этого смоченные дистиллированной водой полосы крафт-бумаги приклеивались на рёбра рабочего подрамника таким образом, чтобы при высыхании бумага подтягивала края прорыва друг к другу в нужном направлении. Описанная выше операция повторялась несколько раз с перерывами для привыкания холста к новому состоянию. В результате проведенных процессов выполнено устранение коробления авторского холста в области прорыва. Максимальное расстояние между краями прорыва уменьшилось с 2 см до 1,3 см. Для устранения деформации по кракелюру и усадки холста силы натяжения бумажных полос оказалось недостаточно. Поэтому было решено, после достижения эластичности холста в среде с повышенной влажностью, осторожно растягивать и разглаживать его руками в области усадки, таким образом постепенно подтягивая края прорыва друг к другу. Операция проводилась поэтапно с перерывами для привыкания холста к новому состоянию. В конце каждого этапа холст по краю прорыва фиксировался полосами из крафт-бумаги, препятствующими возвращению холста в первоначальное состояние. После этого картина оставлялась на сутки. Действуя таким образом, поэтапно, удалось свести края прорыва сначала до 0,4 см, а потом до 0,2 и 0,1 см. Это оказалось достаточным, так как перекос нитей авторского холста в области прорыва исправился, а усадка основы устранена практически полностью. Края прорыва зафиксированы с тыльной стороны фрагментами крафт-бумаги. Область прорыва заложена фильтровальной бумагой и помещена под груз. После высушивания под грузом и привыкания картины к новому состоянию выполнена заделка прорыва авторского холста методом «встык».
На данный момент работа над картиной продолжается. После проведения работ по сведению и заделке прорыва методом "встык" и укреплению живописи. После удаления папиросной бумаги. После подведения и выравнивания реставрационного грунта в местах утрат авторского. Заделанный прорыв авторского холста. Тыльная сторона. |
|
Всего комментариев: 0 | |