Главная » Статьи » МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЖИВОПИСИ И РЕСТАВРАЦИИ » КРАСКИ |
1. По Киплику:
IX группа. КАДМИЕВЫЕ КРАСКИ.
Желтый и оранжевый кадмии Jaune de cadmium, citron, clair, moyen, foncé, orange. Kadmiumgelb. Schwefelcadmium, Kadmium orange. Kadmium yellow, pale, deep, Aurora yellow. Желтые кадмиевые краски (удельный вес 3,9 — 4,5) обладают средней кроющей способностью на масле, требуют его от 30 до 40% и сохнут с ним медленно. Оранжевые краски (удельный вес 4,5—4,8) кроют на масле лучше и сохнут скорее желтых. Прочность сортов желтых и оранжевых кадмиевых красок, имеющихся в продаже, весьма различна. Все исследователи их сходятся на том, что лимонно-желтые оттенки красок, безусловно, непрочны; что же касается средних и оранжевых сортов, то лучшие из них обладают большой прочностью. Последняя во многом зависит от способов производства красок, их состава, чистоты и т. п. Желтые и оранжевые кадмиевые краски (при безукоризненном составе) относятся к краскам, которые могут давать прочные смеси со всеми другими красками. Исключение представляют лишь смеси с медными зелеными красками, особенно с швейнфуртской и поль-веронезом, которые быстро изменяют свой первоначальный блестящий тон на совершенно черный вследствие образования при этом сернистой меди — вещества черно-бурого цвета. В литературе имеются указания на непрочные смешения кадмиевых красок с охрами и слоновой костью, с ультрамарином виноградной черной и фиолетовым кобальтом (Ф. Рерберг). Прочность различных сортов желтых и оранжевых кадмиевых красок, как то было изложено выше, весьма различна, а потому и смешения их с другими красками могут давать различные результаты.
2. Из других источников: I. Кадмий желтый, светлый, средний, темный
а) они чернеют при смешении с красками на свинцовой основе; в) в смесях с синими пигментами кадмии дают возможность получить гамму зеленых красивых оттенков; г) по высыхании не изменяют первоначального цвета; д) обладают высокой кроющей способностью; е) кадмий желтый светлый рекомендуется разбавлять ореховым маслом. Светостойкость кадмиевых желтых красок возрастает по мере перехода от светлых к темным оттенкам. Кадмиевые желтые краски не изменятся в цвете под действием сероводорода и сернистых газов. Кадмиевые краски известны с 1829 года.
Ссылка: http://worldleonard.h1.ru/doc/art/art_0024.html
II. А.М.Лентовский "Технология живописных материалов". Кадмий желтый. Применение в живописи получил в начале прошлого века. По химическому составу представляет собой сернистый кадмий (CdS). Пигмент может быть получен различных оттенков, от темно-желтого до лимонного, при одном и том же химическом составе, но различной структуре вещества. Сырьем для производства желтого кадмия служат сернокислый кадмий, гипосульфит и кальцинированная сода; для лимонного — сернокислый кадмий, гипосульфит и цинковые белила. Вначале расплавляют гипосульфит в своей кристаллизационной воде при температуре 60—75° С, затем к разбавленному гипосульфиту добавляют измельченную смесь сернокислого кадмия с кальцинированной содой, а для получения лимонного кадмия добавляют смесь сернокислого кадмия с цинковыми белилами. После непродолжительной варки шихту прокаливают в эмалированных противнях при температуре для лимонного кадмия не выше 500° С, а для желтого не выше 600° С в течение 1—2 часов. Мокрым способом можно также получать ряд различных оттенков. Пигмент, приготовленный осаждением, значительно уступает по прочности прокалочным. Желтый кадмий — очень красивая и прочная краска. Светостойкость кадмиевых красок желтых оттенков зависит от их химического состава, чистоты соединения, способов изготовления и структуры пигмента. При получении краски мокрым путем в ней содержится большое количество углекислого кадмия и почти всегда свободная сера, особенно в светлых тонах. Сера, как известно, легко вступает в реакцию со связующими веществами, соединениями, содержащими свинец, медь и железо, меняя при этом свой яркий оттенок на буроватый и черный. Оранжевые и темно-желтые более прочные краски. Краски, получаемые прокалочным способом, при точном соблюдении технологического режима, хорошо освобожденные от серы и растворимых солей, представляют собой вполне прочные вещества, как при употреблении в чистом виде, так и в смесях с другими красками. Способом осаждения образуются мало прочные соединения в виде Cd2(S04)S, быстро выцветающие благодаря окислению серы сернистого кадмия до сернокислого белого цвета. Лимонные и светло-желтые кадмиевые краски иногда не выдерживают смеси с белилами (цинковыми и свинцовыми), охрами, кобальтовыми, ультрамарином и др. Это явление опять-таки более всего проявляется у пигментов, полученных мокрым способом. Очень редко, но наблюдается слабая светостойкость у прокалочных пигментов, плохо освобожденных от посторонних примесей. Кроющая способность средняя и увеличивается от светлых оттенков к темным.
Ссылка: http://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/49.htm
3. По личному опыту:
Лично я всегда
придерживаюсь одного чёткого правила – никогда не смешивать между собой охры и
кадмии. Зачастую бывает, что в работе по тонированию утрат авторского
красочного слоя требуются и те, и другие
краски. В таких случаях я разбиваю процесс на этапы, и закончив тонирование
охрой, перехожу к кадмиям. Что касается светлых тонов, то действительно, они не
так хороши, как средние и тёмные. Поэтому тюбик со светлым жёлтым кадмием у
меня остался (на фото), а вот средний жёлтый кадмий придётся докупать. Что же
касается этюдных работ, то если в работе необходим кадмий, то лучше сразу
подбирать такую палитру, чтобы не использовать охры, или наоборот, заменить
кадмии другими красками, или как-то
разделить эти краски на палитре во избежание случайных нестойких смесей. Кадмии
краски хорошие. Иногда, особенно при тонировании инкарната или каких-нибудь
деталей ярких красных и жёлтых тонов,
без них просто не обойдешься.
| |
Просмотров: 5026
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |