Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Воскресенье, 05.05.2024
Главная » Статьи » МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЖИВОПИСИ И РЕСТАВРАЦИИ » КРАСКИ

ЖЁЛТЫЕ ОХРЫ.

ЖЁЛТЫЕ ОХРЫ.

 

1. По Киплику

 

II группа. Железные краски. Краски натурального происхождения.

 

Желтые охры

Ocre jaine, ocre de ru, terre d'Italie, ocre d'or, Lichter

Ocker, Steinocker, Gold Ocker. Yellow ochre, gold

ochre, orange ochre.

 

Краски эти находятся повсеместно. Желтые охры имеют различные оттенки, которые всецело обязаны их химическому составу и тем посторонним примесям, которые свойственны этим натуральным веществам. Чем светлее охры, тем более они содержат в своем составе кремниевоалюминиевой соли (белой глины) и тем меньшее количество красящего начала, которым является главным образом водная окись железа.

По цвету, желтые охры разделяются на светлые, средние, темные, золотистые и оранжевые; что же касается номенклатуры их, то, кроме названия по цветам, они носят также названия по месту происхождения. Таковы речная охра, добываемая вблизи вод железных рудников, итальянская охра, находимая в Италии. Таковы наши желтые охры: армянская, скнаровская, воронежская, туруланская и сибирская. Названия, впрочем, часто произвольны, равно как не являются чем-то определенным, постоянным и оттенки красок.

Желтые охры во всех отношениях прочны, светопостоянны, дают прочные смеси со всеми другими красками и применимы во всех способах живописи. Вследствие большого содержания в них кремниевоалюминиевой соли они принадлежат к корпусным краскам,причем кроющая их способность достаточно велика. Масла берут от 40 до 60% и относятся к среднесохнущим краскам.

О р а н ж е в а я , з о л о т и с т а я , и т а л ь я н с к а я  и  р е ч н а я  о х р ы  содержат в своем составе большее количество водной окиси железа, нежели светло-желтые охры, а потому кроют хуже первых и относятся к полулессировочным краскам. Масла берут около 70% и сохнут с ним медленно. Подобно желтым охрам, краски эти в чистом виде отличаются безукоризненной прочностью; нередко, однако, они бывают подкрашены желтыми хромами или анилиновыми красками. Таковая подкраска особенно часто встречается в золотистой охре.

Средние и темные охры (Ochre brun, Rehbraun, Brown OCHRE) обязаны своим цветом большому содержанию в них окислов железа, а также присутствию в их составе некоторого количества марганцовых соединений, которые вместе с тем способствуют лучшему высыханию их с маслом.

Краски эти, подобно прочим охрам, отличаются большой прочностью, но в масляной живописи нередко наблюдается потемнение их. Это явление объясняется главным образом следующими причинами: 1) поглощением охрами большого количества масла при приготовлении из них масляных красок; 2) присутствием в красках большого количества посторонних и особенно битуминозных веществ. Эти последние, растворяясь в масле, располагаются на поверхности живописи и, таким образом, темнят ее.

Сырые желтые охры натурального происхождения подвергаются для производства

коричневых и красных оттенков прокаливанию (обжигу). Таким образом, получают ряд красок, носящих различное наименование, а именно: венецианской, помпейской, пуциуоли и т. д. Цвет красок зависит от высоты температуры обжига и чистоты сырого продукта; чем чище последний, тем ярче цвет выходящей краски. Из темных охр таким же образом получаются коричневые охры. Лучших качеств краски выходят из сырого материала, не содержащего извести и органических примесей.

При прокалке натуральные охры теряют в своем составе химическую воду, меняютсяв цвете, но сохраняют свои положительные живописные свойства.

 

2. Из других источников:

 

Сайт: http://www.sienna.ru/ohra.htm

Охра (ώχρος) - слово греческого происхождения и в буквальном переводе означает бледно-желтый.

Впервые с желтыми охрами мы встречаемся в настенных росписях пещеры Альтамира (Испания). Желтые охры были общераспространенной краской среди древних живописцев.

С течением времени охрами стали называть и глинистые породы, окрашенные окислами и гидроокислами железа в желтые, коричневые и красные тона. Охры различались по назначению и свойствам — личная, телесная, слизуха, каменная. По месту добычи или приобретения известны охры: грецкая, калужская, коломенская, копорская, неаполитанская, немецкая, римская, русская, французская, царьградская и др.

Неоднозначность определения привела к тому, что одни и те же пигменты описывались как охры, сиены, марсы, мумии и др…

С точки зрения долговечности следует отдавать предпочтение охрам, сложенным стабильными глинистыми минералами: каолином, гидрослюдой, тальком.

Желто окрашенные породы весьма широко распространены в природе, но при проверке оказывается, что подавляющее большинство этих образований не отличается чистотой цвета, содержат только несколько процентов оксидов железа и не представляют интереса в качестве пигмента. Довольно редко встречаются качественные глинистые желтые охры, содержащие 10 – 30 % гидрооксидов железа. Как правило, в выкрасках они характеризуются темно-желтым тоном, получившим у художников название «охряно-желтого». Светло-желтые тона встречаются исключительно редко.

Охры обладают исключительной устойчивостью к свету и воздействию атмосферных факторов. Они устойчивы к действию щелочей и слабых кислот. При нагревании более 230°С, гидрооксиды теряют кристаллизационную воду и переходят в гематит. При этом они соответственно меняют цвет с желтого на красный или коричнево-красный. На этом явлении основано получение жженых сортов охр.

Вохра - термин, применявшийся в древности к неярким желто-коричневым пигментам различных оттенков, использовавшихся главным образом для личного письма. Говорит само за себя название села Вохринка, в окрестностях подмосковных Бронниц…

 

3. По личному опыту:

От себя могу добавить, что жёлтые охры являются обязательной частью палитры художника и реставратора. Правильно используя свойства охр, можно достичь очень даже неплохих живописных результатов. При тонировании утрат авторского красочного слоя на  картинах XIX в. и более ранних – просто незаменимы.



РАСПОЗНАВАНИЕ КРАСОК (по книге Д.И.Кипилика "Техника живописи")

Категория: КРАСКИ | Добавил: Администратор (02.01.2014)
Просмотров: 1645 | Теги: жёлтые охры, пигменты, реставрация, краски, масляная живопись | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]