Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Воскресенье, 05.05.2024
Главная » Статьи » МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЖИВОПИСИ И РЕСТАВРАЦИИ » КРАСКИ

ВОЛКОНСКОИТ

1. У Д.И.Киплика описания этой краски не нашлось, или мы как-то пропустили мимо ушей...

2. Вот что пишет об этой краске Википедия:

"Сравнительно редкий минерал изумрудно-зелёного, травянисто-зеленоватого до грязно-зелёного цвета. Встречается также коричневого и чёрного цветов (за счёт содержания примесей оксидов Fe и Mn). Химически устойчив, непрозрачен, с матовым до жирного блеском, жирный на ощупь. Вязкий, легко царапается и режется ножом. Образует сплошные плотные скрытокристаллические масссы. Гидроскопичен, легко поглощает воду, при высыхании растрескивается....

Происхождение экзогенное. Волконскоит образуется в результате взаимодействия подземных вод, обогащённых хромом, с органикой (с захороненными в крупнообломочном материале отводами и обломками стволов деревьев). В результате этого взаимодействия соединения хрома восстанавливались, образуя вместе с растворёнными в воде железом, кремнезёмом и глинозёмом данный материал. Вместе с тем, неясным остается вопрос об источнике поступления хрома в подземные воды, он до сих пор не установлен...

 

...Известен всего в нескольких пунктах Земного шара. Наиболее значительные по размерам залежи этого минерала известны в России, в Пермском крае, в меньших количествах в Удмуртии, Кировской области. Встречается в виде прожилков и столбообразных тел, залегающих горизонтально или наклонно среди песчаников (песков) и конгломератов (галечников), отложившихся в руслах древних рек в конце пермского периода (около 255 млн. лет назад)....

 

Минерал высоко ценится художниками, так как из него получается качественная краска оливкового цвета (волконскоитовая краска) с высокой лессировочной способностью. После высыхания краска образует плёнку, стойкую к внешним воздействиям, нерастворимую в воде и органических растворителях, не изменяет цвета под действием сероводорода и сернистых газов.

Иконописцы ещё за столетия до официального открытия этого минерала использовали его для изготовления красивого зелёного пигмента, который сохранял свой цвет столетиями; пример — широко известная икона «Святые апостолы Пётр и Павел» из Новгородского Софийского Собора XI века. Обычно плащ Иоанна Предтечи изображается зелёного цвета, с использованием данного минерала. В средние века волконскоит использовался часто и высоко ценился. Пабло Пикассо также пользовался в своих работах красками с применением волконскоита.

Кроме применения волконскоита в производстве художественных красок, он может применяться и в других видах промышленности, в реставрационных работах, в иконописи, для изготовления эмалей, глазури в керамическом и гончарном и производстве защитно-декоративных красок (волконскоит выдерживает температуру до 1500 °C). Волконскоитовый пигмент хорошо смешивается с титановыми и цинковыми белилами.

Волконскоит может успешно использоваться как адсорбент при очистке и рафинировании масел, как пермутит для устранения жёсткости воды. Покрытия с применением волконскоита повышают адгезионные свойства поверхности покрытия, дают хорошую матовую поверхность и имеют приятный шелковистый цвет..."

3. От себя по опыту можем сказать следующее:

Краска приятного оливкового цвета. Хорошо ведет себя в смесях. "Утепляет" холодные глубокие тона и тени. Краска прозрачная, исключительно лессировочная. На мой взгляд хороша в художественных работах, а учитывая ее устойчивость в смесях и способность сохранять цвет, и в реставрационных. Смущает немного образование нерастворимой плёнки при высыхании, как пишет Википедия. Но это не страшно, потому что в реставрации при выполнении тонирования утрат авторского красочного слоя такую краску обычно используют только в смесях.

Единственное "но": готовая фабричная краска в тюбике обычно содержит много масла. Поэтому, прежде чем работать с ней, лучше выдержать выдавленную порцию на нескольких слоях фильтровальной бумаги. Лишнее масло уйдет, и тогда с краской можно будет спокойно работать, избегая масляных "соплей".


РАСПОЗНАВАНИЕ КРАСОК (по книге Д.И.Кипилика "Техника живописи")

Категория: КРАСКИ | Добавил: Администратор (21.12.2013)
Просмотров: 2511 | Теги: пигменты, волконскоит, материалы для живописи, волконскоитовая краска, масляная краска | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]