1. У
Д.И.Киплика описания этой краски не нашлось, или мы как-то пропустили мимо
ушей...
2. Вот что пишет об этой краске Википедия:
"Сравнительно редкий минерал изумрудно-зелёного, травянисто-зеленоватого
до грязно-зелёного цвета. Встречается также коричневого и чёрного цветов (за
счёт содержания примесей оксидов Fe и Mn). Химически устойчив, непрозрачен, с
матовым до жирного блеском, жирный на ощупь. Вязкий, легко царапается и режется
ножом. Образует сплошные плотные скрытокристаллические масссы. Гидроскопичен,
легко поглощает воду, при высыхании растрескивается....
Происхождение экзогенное. Волконскоит образуется в результате взаимодействия
подземных вод, обогащённых хромом, с органикой (с захороненными в крупнообломочном
материале отводами и обломками стволов деревьев). В результате этого
взаимодействия соединения хрома восстанавливались, образуя вместе с
растворёнными в воде железом, кремнезёмом и глинозёмом данный материал. Вместе
с тем, неясным остается вопрос об источнике поступления хрома в подземные воды,
он до сих пор не установлен...
...Известен
всего в нескольких пунктах Земного шара. Наиболее значительные по размерам
залежи этого минерала известны в России, в Пермском крае, в меньших количествах
в Удмуртии, Кировской области. Встречается в виде прожилков и столбообразных
тел, залегающих горизонтально или наклонно среди песчаников (песков) и
конгломератов (галечников), отложившихся в руслах древних рек в конце пермского
периода (около 255 млн. лет назад)....
Минерал
высоко ценится художниками, так как из него получается качественная краска
оливкового цвета (волконскоитовая краска) с высокой лессировочной способностью.
После высыхания краска образует плёнку, стойкую к внешним воздействиям,
нерастворимую в воде и органических растворителях, не изменяет цвета под
действием сероводорода и сернистых газов.
Иконописцы ещё за столетия до официального открытия этого минерала использовали
его для изготовления красивого зелёного пигмента, который сохранял свой цвет
столетиями; пример — широко известная икона «Святые апостолы Пётр и Павел» из
Новгородского Софийского Собора XI века. Обычно плащ Иоанна Предтечи
изображается зелёного цвета, с использованием данного минерала. В средние века
волконскоит использовался часто и высоко ценился. Пабло Пикассо также
пользовался в своих работах красками с применением волконскоита.
Кроме применения волконскоита в производстве художественных красок, он может
применяться и в других видах промышленности, в реставрационных работах, в
иконописи, для изготовления эмалей, глазури в керамическом и гончарном и
производстве защитно-декоративных красок (волконскоит выдерживает температуру
до 1500 °C).
Волконскоитовый пигмент хорошо смешивается с титановыми и цинковыми белилами.
Волконскоит может успешно использоваться как адсорбент при очистке и
рафинировании масел, как пермутит для устранения жёсткости воды. Покрытия с
применением волконскоита повышают адгезионные свойства поверхности покрытия,
дают хорошую матовую поверхность и имеют приятный шелковистый цвет..."
3. От себя по опыту можем сказать следующее:
Краска приятного оливкового цвета. Хорошо ведет себя в смесях.
"Утепляет" холодные глубокие тона и тени. Краска прозрачная,
исключительно лессировочная. На мой взгляд хороша в художественных работах, а
учитывая ее устойчивость в смесях и способность сохранять цвет, и в
реставрационных. Смущает немного образование нерастворимой плёнки при
высыхании, как пишет Википедия. Но это не страшно, потому что в реставрации при
выполнении тонирования утрат авторского красочного слоя такую краску обычно
используют только в смесях.
Единственное "но": готовая фабричная краска в тюбике обычно содержит
много масла. Поэтому, прежде чем работать с ней, лучше выдержать выдавленную
порцию на нескольких слоях фильтровальной бумаги. Лишнее масло уйдет, и тогда с
краской можно будет спокойно работать, избегая масляных "соплей".
РАСПОЗНАВАНИЕ КРАСОК (по книге Д.И.Кипилика "Техника живописи")
|