Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Четверг, 25.04.2024
Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА.

Картины и портреты В.Г.Перова.

Картины и портреты В.Г.Перова.

 

Перов Василий Григорьевич

 

(23.12.1833 Тобольск – 29.05.1882, с.Кузьминки близ Москвы)

 

Живописец, рисовальщик; жанрист, портретист, автор картин на исторические и религиозные сюжеты. Педагог.

 

Происхождение: Добрачный сын тобольского прокурора, представителя древнего прибалтийского дворянского рода барона Г.К.фон Криденера (Крюденера). Некоторое время значился в документах как Васильев, по фамилии крестного отца. Фамилия Перов пошла от прозвища, данного мальчику за красивый почерк.

 

1846 – Окончил Арзамасское уездное училище и начал самостоятельно заниматься рисунком.

1846 – 1849 – обучение в АШЖС А.В.Ступина. Педагоги А.Н.Мокрицкий, М.И.Скотти и С.К.Зарянко. Существенное влияние на формирование творческой личности Перова оказали картины Федотова.

1851 – "Автопортрет"

1853 – переезд в Москву. Поступление в МУЖВ.

1856 – малая серебряная медаль за портрет брата, Н.Г.Криденера.

1857 – большая серебряная медаль за картину "Приезд станового на следствие". Показан произвол царских властей в деревне. Однако, еще не вполне владея реалистическим мастерством, художник не сумел раскрыть тему с должной убедительностью. Герой – молодой крестьянин, приговоренный к наказанию розгами, - явно идеализирован и близок по трактовке к образам крестьян у академических живописцев. Отрицательные персонажи удались лучше.

1860 – малая золотая медаль ИАХ за картину "Первый чин" ("Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы"). По своей коллизии и сатирической направленности близка искусству П.А.Федотова. В самом выборе сюжета, трактовке образа главного героя нетрудно обнаржуить воздействие картины Федотова "Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик". Перова роднят с Федотовым сатирическая заостренность, обличительная направленность творчества, художественный прием развернутого повествования.  В.В.Стасов считал Перова прямым наследником и продолжателем Федотова.

 

1860 – переезд в Петербург

 

1861 – Большая золотая медаль за картину "Проповедь в селе" и право заграничного пенсионерства.  Написана вместо задуманной картины "Сельский крестный ход на Пасху". Обособленность фигур, локальность цвета говорят о не преодоленном до конца влиянии академической системы; внимание к фактуре предметов идет от Зарянко. Но содержание картины, смелость обличения духовенства обнаруживают в Перове художника-демократа.

1861 – "Сельский крестный ход на Пасхе". Эскиз программы на большую серебряную медаль был отвергнут академическим советом за "непристойность" в изображении духовных лиц. После готовую картину немедленно сняли с постоянной выставки ОПХ и вплоть до революции 1905 года запрещали воспроизводить в печати. Картина явилась характернейшим произведением искусства нового направления. Ее антиклерикальная сущность совершенно очевидна. Пейзажный фон пронизан тоскливым настроением. Это усиливает впечатление неприглядности жизни старой русской деревни. Стремясь к предельной обобщенности, типизации явления, художник отказывается от передачи местных особенностей в костюмах, намеченных в эскизе и раннем варианте картины, находящимся в КМРИ. Картина является рассказом, где Перов подробно повествует о людях их быте, окружающей природе. Поиски новых средств видны и в колорите. В раннем варианте он строился на сочетании ярких локальных пятен одежд и серенького пейзажа. В картине ГТГ изменена тональность, достигнуто большее единство колорита, в котором преобладают неяркие, приглушенные тона, серо-коричневая красочная гамма. Однако и здесь, при всей "вещественности" и конкретности цвета, отдельные фигуры и предметы еще недостаточно колористически связаны друг с другом и пейзажным фоном .

1862 – "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы". В основу легла увиденная Перовым сцена отдыха монахов по пути в Троице-Сергиеву Лавру. Солдат-инвалид – один из первых положительны образов Перова.

1862 – работа "Дилетант"

 

С весны 1863 жил и работал в Париже. Там, как и на родине, его интересует прежде всего жизнь бедноты. В картинах того периода ощущаются пристальное внимание художника к чувствам простого человека, умение передать национальное своеобразие типов и характеров. Они свидетельствуют о возросшем профессиональном мастерстве. Художник овладевает живописным тоном, придающим его работам глубокую эмоционально-психологическую выразительность, в них исчезают жесткость контуров, изолированность фигур и предметов, свойственные ранним произведениям.

 

1863 – "Шарманщик", "Уличная сцена в Париже".

1863-1864 – "Савояр". Серо-зеленая красочная гамма этюда подчеркивает неприютность окружающей среды;  "Слепой музыкант"

1864 – "Парижские тряпичники", "Парижская шарманщица"

 

Осень 1864посещение Италии. Возвращение в Россию. Поселился в Москве в доме дяди жены Ф.Ф.Резанова. Начал большую картину "Монастырская трапеза".

 

1865 – жанровые картины "Проводы покойника" (является одним из значительнейших произведений русского искусства 60-х годов. Художник сознательно ограничил палитру серыми и желто-коричневыми оттенками красок, объединенных общим тоном. Этот строгий колорит определяет эмоциональный строй картины, передает ощущение неразрывной связи людей и природы, как бы проникнутых единым настроением. Колорит стал одним из активнейших средств раскрытия содержания произведения. Избранный художником мотив зимних сумерек позволил ему, не выписывая деталей пейзажа, сосредоточить все внимание на крестьянке и ее детях); "Очередная у бассейна". Премии ОПХ и МОЛХ.

1866 – ""Тройка". Ученики мастеровые везут воду" (показана безотрадная жизнь подростков-мастеровых. Центральная фигура была написана с двенадцатилетнего мальчика-нищего, тогда уже больного и вскоре умершего. В первоначальном карандашном эскизе (ГТГ), а также эскизе маслом (ГРМ) страдание детей было показано более резко. В законченном варианте образы детей более поэтичны и трогательны, но быть может, несколько сентиментальны), "Приезд гувернантки в купеческий дом" ( явное сходство с персонажами пьес Островского. Подобно Федотову, Перов использует изображение открытых дверей, в данном случае как своеобразное обрамление для семейного купеческого портрета. Благодаря контрастному построению образов, которому подчинена композиция, наглядным становится социальный конфликт). Звание академика живописи ИАХ.

1867 – "Утопленница" (процесс работы над картиной описан Перовым в его рассказе 1880 года "На натуре. Фанни под № 30". Действие происходит на фоне Московского Кремля. Убрав излишние подробности, которые были в эскизе (ГТГ), Перов придал сюжету драматическую напряженность. Картина выдержана в серебристо-серых и синеватых тонах), "Учитель рисования".

1868 – "Последний кабак у заставы". Одна из лучших картин. Написана картина в не свойственной ранее Перову манере. Чистота цвета и легкость письма составляют ее отличительные живописные особенности. Эмоциональность пейзажа является средством истолкования события и человеческих переживаний.

1868 – "Сцена у железной дороги". Первая премия на конкурсе МОЛХ.

1869 – "Портрет В.В.Безсонова"

1870 – звание профессора живописи ИАХ за картины "Птицелов" (в картине сказалось тонкое понимание художником скромной русской природы, людей, живущих в близости с ней, что заставляет вспомнить страницы тургеневских "Записок охотника". Большим размером картин "охотничьего" цикла Перов утверждал значимость обычных явлений народной жизни) и "Странник".

 

1870 – стал одним из учредителей ТПВХ, вошёл в состав правления от московских художников.

 

1871 – "Охотники на привале", "Рыболов" (показаны редкие счастливые минуты в жизни простых людей, их радость от общения с природой), портреты А.Н.Островского и Е.П.Тимашевой. Показаны на I передвижной выставке в Петербурге.

 

В 1870-е характер творчества художника заметно меняется. На смену резко сатирической обличительной направленности приходит мягкий юмор ( "Ботаник", 1874) и даже мажорное восприятие жизни ("Голубятник", 1874).

 

1870 – "Спящие дети". Присутствует сентиментальная нотка, вообще свойственная детским образам художника.

1874 – картина "Старики-родители навещают сыновнюю могилу". Сюжет навеян финальной сценой романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" (позднее художник разрезал ее на две композиции "Старичок" и "Старушка").

 

Для искусства В.Г.Перова 1870-х характерны параллели с творчеством Тургенева, как в предыдущем десятилетии – с поэзией Н.А.Некрасова, пьесами А.Н.Островского и произведениями Ф.М.Достоевского.

 

1865 – "Гитарист-бобыль"

1867 – "Учитель рисования"

1868 – портрет-тип "Фомушка-сыч". Художник дает погрудное изображение, фиксирует внимание на лице. Темная одежда  и фон подчеркивают желтизну старческой кожи. Серо-коричневую гамму лишь немного оживляет красный цвет шейного платка.

1870 – портрет-тип "Странник". Тип скитальца-правдоискателя стал чрезвычайно распространенным в литературе и искусстве 70-х годов.

 

В 1870-е жанр портрета переживал кризис. Высокие классические традиции изжили себя, новые ещё не сложились. На ход процесса влияло распространение дагерротипа. Именно в это время по заказу П.М.Третьякова Перов выполнил галерею образов выдающихся русских "писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и учёной части":

 

1869 – портреты В.В.Безсонова, А.Ф.Писемского

1871 – портрет А.Н.Островского. Внимание художника сосредоточивается на лице и руках, их выразительность – главное достоинство портрета. Жест лежащей на коленях руки, как бы обращенной к собеседнику, легкий наклон всей фигуры вперед рождают ощущение особой жизненности. Перов совершенно по-разному пишет лицо, фон и одежду. Сочетание внешней простоты и внутреннего богатства, высокого интеллекта, подчеркнутых обобщенностью форм, строгой выразительностью силуэта, придает портрету монументальность.

1872 – портреты А.Н.Майкова, И.С.Тургенева, В.И.Даля, М.П.Погодина, Ф.М.Достоевского (писатель показан целиком погруженным в свои мучительные думы. Прекрасно найдены поза и жест сцепленных у колен рук. Тонкие, нервные, с напряженными венами, узловатыми пальцами, они играют огромную роль в характеристике портретируемого. Тонкое письмо позволяет художнику передать всю выразительность лица, его болезненную бледность. Великолепно вылеплена голова писателя. Колорит портрета строится на градациях серого и коричневого тонов, оживляемых красными полосками черного галстука. По глубине психологического анализа, живописному мастерству портрет Достоевского – лучшее, что создано Перовым в этом жанре живописи); С.Т.Аксакова

 

и др.

 

В 1870-е Перов задумал трилогию, посвященную пугачевскому бунту. Работа продолжалась с 1873 по 1879. Однако замысле не был осуществлен. Появились лишь эскизы и вариант картины "Суд Пугачева" (1875). В первоначальном эскизе (1875, ГТГ) художник намеревался показать вооруженных пугачевцев, приближающихся к помещичьей усадьбе. В картине же 1879 года (ГРМ) и более раннем варианте 1875 года(ГИМ) он изобразил сцену расправы с помещиками. В работе над этой темой Перов в какой-то мере использовал текст "Капитанской дочки" Пушкина, но не передал богатство и глубину пушкинской повести, народный характер восстания; бледным получился и образ Пугачева. Начав с изображения восстания, художник закончил показом столкновения двух сильных характеров – Пугачева и помещицы, защищающей дочь, переведя, таким образом, идею картины из плана социального в план морально-психологический.

 

Незавершенными остались и другие произведения на исторические сюжеты:

 

1876 – "Михаил Тверской в Татарской орде"

1879 – "Осада Пскова", "Пимен и Григорий"

1880-1881 – большое полотно "Никита Пустосвят. Спор о вере". Сложная тема раскола истолкована как ожесточенное столкновение двух религиозных партий, доходящее до драки их вожаков. За исключением Никиты Пустосвята и одного из раскольников образы в картине маловыразительны и статичны, особенно царевны Софьи и ее окружения. В построении композиции преобладают условные академические приемы.

1880 – "Первые христиане в Киеве"

1881 – на выставке в МОЛХ показана картина "Плач Ярославны".

 

Учениками Перова в МУЖВЗ были Н.А.Касаткин, С.А.Коровин, С.В.Иванов, А.Е.Архипов, М.В.Нестеров, В.С.Смирнов, А.П.Рябушкин, В.Н.Бакшеев и др.

 

 

 

 

Главные работы:

"Автопортрет " (1851, КМРИ)

 "Приезд станового на следствие" (1857, ГТГ)

 "Первый чин" (1860, Посольство Исламской республики Иран, Москва)

 "Проповедь в селе" (1861, ГТГ)

 "Сельский крестный ход на Пасхе" (1861, ГТГ)

 "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" (1862, ГТГ)

 

 

"Савояр" (1863-1864, ГТГ)

 "Парижские тряпичники" (1864, ГРМ)

 "Гитарист-бобыль" (1865, ГРМ)

 "Проводы покойника" (1865, ГТГ)

 "Трапеза" (1865-1876, ГРМ)

 ""Тройка". Ученики мастеровые везут воду" (1866, ГТГ);

 "Приезд гувернантки в купеческий дом" (1866, ГТГ)

 "Утопленница" (1867, ГТГ)

 "Последний кабак у заставы" (1868, ГТГ)

 

"Сцена у железной дороги" (1868, ГТГ)

 "Фомушка-сыч" (1868, ГТГ)

 "Девочка с кувшином" (1869, ГРМ)

 "Портрет А.Ф.Писемского" (1869, Ивановский ОХМ)

 "Портрет В.В.Безсонова" (1869, ГТГ)

 "Портрет И.М.Прянишникова" (вторая половина 1860-х, ГТГ)

 

 

"Странник" (1879, ГТГ)

"Птицелов" (1879, ГТГ)

 

"Спящие дети" (1879, ГТГ);

 "Автопортрет" (1879, ГТГ)

 

 "Охотники на привале" (1871, ГТГ; повторение 1877 - ГРМ)

 

 "Портрет А.Н.Островского" (1871, ГТГ)

"Портрет И.С.Тургенева" (1872, ГРМ)

 "Портрет Ф.М.Достоевского" (1872, ГТГ)

"Портрет А.Н.Майкова" (1872, ГТГ)

 "Портрет М.П.Погодина" (1872, ГТГ)

 

 "Портрет В.И.Даля" (1872, ГТГ)

"Портрет купца И.С.Камынина" (1872, ГТГ)

 "Отпетый" (1873, ГИМ)

 "Голубятник" (1824, ГТГ)

"Ботаник" (1824, ГТГ)

 "Никита Пустосвят. Спор о вере" (1880-1881, ГТГ).

 

_________________________________________________

 

Литература:

Русские живописцы. XVIII-XIX века: Биографический словарь. – СПб.: Азбука-классика, 2008. – 768 с.: ил. Автор статьи: Е.Ф.Петинова, кандидат искусствоведения.

История русского искусства. Том второй. Книга первая. - Москва: Изобразительное искусство, 1980.

 

Также, читайте на нашем сайте ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕН.

Категория: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. | Добавил: Администратор (25.06.2014)
Просмотров: 6180 | Теги: русское искусство, Живописец, Перов | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]