Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. |
РАЗВИТИЕ ПОРТРЕТНОГО ЖАНРА В ЖИВОПИСИ. И.Я.ВИШНЯКОВ
ВИШНЯКОВ Иван Яковлевич (1699, Москва – 08.08.1761, Санкт-Петербург) Живописец, портретист, монументалист, иконописец.
1714 – Переезд в Петербург. 1721 – Обучение "лаковому делу " в Адмиралтейств-коллегии 1722 – Обучение живописи у В.Г.Грузинца. 1727 – Подмастерье в ведомстве Канцелярии от строений (Наставник Л.Каравак) 1730-е – Член живописной команды под началом А.Матвеева. 1731 – Изображения детей генерал-прокурора Сената графа П.И.Ягужинского 1739 – Глава живописной команды после смерти А.Матвеева 1740-1741 – Портрет Анны Леопольдовны, регентши при малолетнем сыне – императоре Иоанне Антоновиче (Иване VI) 1742 – Парадный портрет Елизаветы Петровны для Аничковых триумфальных ворот 1743 – Два парадных портрета Елизаветы Петровны для Сената и новостроящегося "Летнего дома". 1745 – Портрет В.Дарагана 1749-1750(?) – Портрет Сары Элеоноры Фермор, дочери английского генерала, служившего в России начальником Канцелярии от строений Вилима Фермора. Ориентация на рокайльную стилистику (Л.Каравак). Однако рококо Вишнякова имеет национальное своеобразие. Позы изображенных статичны и монументальны за счет роскошных костюмов. Из искусства парсуны заимствован принцип объемной моделировки головы и тщательного изображения лица при плоскостном изображении фигуры. Рисунок нанесен на ткань плоско, без учета моделировки тела. Сопоставление открытых звучных цветов (красный, бронза, зелень, белый, золотисто-жёлтый). Нанесение краски большими локальными плоскостями. Портрет Сары Фермор – единственное произведение художника, где он приближается к валёрной живописи. 2 пол.1750-х – Портрет Вильгельма Георга Фермора 1755 – Парные портреты рыбинских помещиков Н.И. и К.И.Тишининых. Уникальный случай подписных произведений в творчестве Вишнякова. 1757 – Поясной портрет артиллерийского инженера М.С.Бегичева. 1757-1759 – Поясной портрет И.Н.Коцарева. На обоих поясных портретах изображенные представлены на нейтральных темных тонах с одинаковым положением рук. не ранее 1756 – парные портреты М.С. и С.С.Яковлевых. Выполнены в духе купеческого портрета в высшей степени декоративно. 1760 – Портрет князя Ф.Н.Голицына
Главные работы: "Портрет императрицы Елизаветы Петровны (предназначенный для Сената, 1743, ГТГ)
"Портрет В.Дарагана" (1745, Черниговский исторический музей)
"Портрет С.Э.Фермор" (парный портрету В.Г.Фермора, 1749(1750?), ГРМ)
"Портрет В.Г.Фермора" (парный портрету С.Э.Фермор, II пол.1750-х, ГРМ)
"Портрет Н.И.Тишинина"(парный портрету К.И.Тишининой, оба – 1755, Рыбинский ГМЗ)
"Портрет К.И.Тишининой" (парный портрету Н.И.Тишинина, оба – 1755, Рыбинский ГМЗ)
"Портрет С.С.Яковлевой" (парный портрету М.С.Яковлева, оба - не ранее 1756, ГЭ)
"Портрет М.С.Бегичева" (1757 г., Музей В.А.Тропинина)
"Портрет И.Н.Коцарева" (1757-1759, НХМ Республики Беларусь)
"Портрет князя Ф.Н.Голицина в детстве" (1760, ГТГ).
_____________________________________________________________________________ Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ XVIII-XIX вв. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008 Автор статьи: Е.Ф.Петинова, кандидат искусствоведения. см. в сообществе "Реставрация": АЛЬБОМ "РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. (иллюстрации) | |
Просмотров: 1927
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |