Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Воскресенье, 21.10.2018
Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА.

РАЗВИТИЕ ПОРТРЕТНОГО ЖАНРА В ЖИВОПИСИ. И.П.АРГУНОВ

РАЗВИТИЕ ПОРТРЕТНОГО ЖАНРА В ЖИВОПИСИ. И.П.АРГУНОВ

 

АРГУНОВ Иван Петрович (1729(?) – 1802, Москва)

Живописец, портретист, иконописец.

 

до 1743 - Крепостной князя Черкасского.

1743 – крепостной графа П.Б.Шереметева

1746-1749 – обучение живописи у немецкого художника Г.К.Гроота

1750 – картина «Умирающая Клеопатра». Характерна барочно-рокайльная стилистика.

1750 – портрет И.И.Лобанова – Ростовского

1754 – портрет Е.А.Лобановой-Ростовской (парный к портрету Лобанова-Ростовского). Постановкой фигуры и жестко написанными складками платья напоминает работы Гроота.

1753-1758 – по просьбе Елизаветы Петровны обучение живописи четырех молодых людей: А.П.Лосенко, К.И.Головачевского, И.С.Саблукова (фамилия четвертого не сохранилась).

1757 – изображение четы Хрипуновых

1767 – изображение калмычки Аннушки

1768 – изображение Н.Толстой, урождённой Лопухиной

1769 – парные портреты Л.Н. и А.А.Лазаревых, а также М.Л. и А.В.Лазаревых

Кон.1750-х – нач.1760-х – парные изображения неизвестного художника и его жены, предположительно автопортрет Аргунова и его супруги Марфы Николаевны. Работы эти исключительно важны для развития русской живописи XVIII в., так как предвосхищают появление камерных портретов.

1753 – «Портрет графа П.Б.Шереметева с собакой». Композиционно повторяет изображение князя А.В.Куракина кисти Ж.-М.Натье, в свою очередь заимствовавшего эту схему у Ф.Депорта.

1760-е – парадные портреты графа и графини П.Б. и В.А.Шереметевых. Мастерски переданы фактуры разнообразных материалов.

1766 – портрет Варвары Петровны, младшей дочери Шереметевых. Превосходно написано свежее девическое лицо с открытым приветливым взглядом.

1753,  1760-е – два ретроспективных (исторических) конных портрета генерал-фельдмаршала графа Б.П.Шереметева.

1760 –е – ретроспективный поколенный портрет графа Б.П.Шереметева в латах

1768 – ретроспективный поколенный портрет графа Б.П.Шереметева в голубой мантии

1768 – портрет жены графа Анны Петровны (парный к портрету генерал-фельдмаршала графа Б.П.Шереметева в голубой мантии)

Кон. 1760-х – парные посмертные портреты князя и княгини Черкасских.

Работая над историческими портретами, Аргунов применял единый метод. Как правило, он брал за основу два изображения, выполненные другими художниками, причем только одно из них являлось прижизненным. Другим был парадный портрет (живописный или гравированный), который использовался для решения композиционной работы.

1784 – «Портрет неизвестной в русском костюме». Одно из лучших произведений. Работа созвучна эстетическим воззрениям мыслителей эпохи Просвещения на красоту и благородство простых людей. Последнее значительное произведение Аргунова.

 

Главные работы:

«Портрет князя И.И.Лобанова-Ростовского (1750, ГРМ)

 

«Портрет княгини Е.А.Лобановой-Ростовской» (1754, ГРМ)

 

«Портрет графа П.Б.Шереметева с собакой» (1753, ГЭ)

 

Изображение на данный момент отсутствует*

«Портрет генерал-фельдмаршала графа Б.П.Шереметева верхом на коне» (1753, Музей-усадьба «Кусково»)

 

«Портрет неизвестного в бархатном кафтане» (1755, ГРМ)

 

«Портрет К.А.Хрипунова» (парный к портрету Х.М.Хрипуновой, 1757, Музей-усадьба "Останкино")

 

«Портрет Х.М.Хрипуновой» (парный к портрету К.А.Хрипунова, 1757, Музей-усадьба «Останкино»)

 

«Портрет неизвестного художника (автопортрет?)» (конец 1750-х - начало 1760-х, ГРМ)

 

 «Портрет неизвестной (портрет жены художника?)» (конец 1750-х – начало 1760-х, ГРМ)

 

 

 

«Портрет графини В.П.Шереметевой» (1766, Музей-усадьба «Кусково»)

 

 

«Портрет калмычки Аннушки» (1767, Музей-усадьба «Кусково»)

 

 

«Портрет генерал-фельдмаршала графа Б.П.Шереметева в голубой мантии» (1768, Музей-усадьба "Кусково")

 

 

 

«Портрет графини А.П.Шереметевой» (1768, Музей-усадьба «Кусково»)

 

 

 

«Портрет Н.Толстой, урожденной Лопухиной» (1768, КМРИ)

 

 

 

«Портрет А.А.Лазаревой» (1769, Музей-усадьба «Останкино»)

 

 


Изображение на данный момент отсутствует*

«Портрет графини В.А.Шереметевой» (1760-е, Музей-усадьба "Останкино")

 

«Портрет графа П.Б.Шереметева (1760-е; Музей-усадьба «Останкино»)

 

«Портрет князя А.М.Черкасского» (1760-е, Музей-усадьба «Кусково»)

 


Изображение на данный момент отсутствует*

«Портрет С.К.Грейга» (1772/1773?, ГРМ)

 

«Портрет неизвестной в русском костюме» (1784, ГТГ)

 

«Портрет Т.А.Ветошниковой» (парный к портрету М.Н.Ветошникова, 1786, ГТГ)

 

«Портрет М.Н.Ветошникова (парный к портрету Т.А.Ветошниковой, 1787, ГТГ)

_________________________________________________________________________

Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ XVIII-XIX вв. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008

Автор статьи: Е.Ф.Петинова, кандидат искусствоведения.

см. в сообществе "Реставрация": АЛЬБОМ "РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. (иллюстрации)

Также, читайте на нашем сайте ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕН.

 

Категория: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. | Добавил: Администратор (22.03.2014)
Просмотров: 1678 | Теги: Иван Петрович Аргунов, портретный жанр, живопись, русские художники XVIII-XIX веков, Русская живопись | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]