Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. |
РАЗВИТИЕ ПОРТРЕТНОГО ЖАНРА В ЖИВОПИСИ. А.П.АНТРОПОВ
АНТРОПОВ Алексей Петрович (17.03.1716, Санкт-Петербург, 12.06.1795, там же) Живописец, портретист, монументалист, декоратор, иконописец.
1732-1733 – обучение живописи у Л.Каравака и А.М.Матвеева 1733-1739 – обучение живописи у М.А.Захарова 1739 – определен в штат живописной команды Канцелярии от строений к И.Я.Вишнякову 1745 – 1750 – работал в Петербурге как живописец (настенная живопись), декоратор, иконописец. 1750-1755 – работал в Киеве как живописец , портретист, иконописец. Соприкосновение с полнокровным и жизнерадостным искусством украинского барокко, с распространенной в это время на Украине парсунной живописью оказало влияние на творчество Антропова, тяготевшего к народным традициям. 1753 – поясные портреты великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1758 – возвращение в Петербург. Уроки у модного итальянского живописца П.А.Ротари. 1759 – «Портрет статс-дамы А.М.Измайловой». Одно из лучших классических произведений художника. Поясное изображение фигуры и поза характерны для Ротари, но при этом присутствует оригинальная манера письма Антропова – изображение лишено психологической глубины, акцент на физическую природу человека. В портрете Измайловой показаны классический тип русской барыни, определенная трактовка формы, использование насыщенной, контрастной цветовой гаммы. Таких портретов русское искусство ещё не знало. Портрет Измайловой открывает целое направление в творчестве Антропова, связанное с созданием галереи камерных образов современников. 1760 – портрет петербургского архиепископа С.Кулебяки 1761 – изображения княгини Т.А.Трубецкой, графа И.Лобковича; портрет генерал-майора Краснощёкова; портрет протоиерея Ф.Я.Дубянского 1762 – парадный портрет в полный рост императора Петра III. Лучший среди больших портретов – картин. Портрет носит сугубо официальный характер. Безупречное композиционное, пластическое и цветовое решение полотна, последовательно выдержанного в барочных традициях. Известно несколько авторских повторений этого портрета. Осень 1762 – Антропов с подмастерьями, один из которых Д.Г.Левицкий, пишут восемь коронационных портретов Екатерины II для триумфальных ворот. Портреты не сохранились. Представление о них дает небольшой эскиз (1762, ГТГ). 1763 – изображение графини А.К.Воронцовой, парные портреты представителей двух поколений семьи Бутурлиных. 1764 и 1766 – копии с портрета Екатерины II Ф.С.Рокотова 1766 – вариант коронационного портрета Екатерины II кисти С.Торелли 1766 – парадный портрет в полный рост императрицы Екатерины II 1766 – портрет князя А.М.Голицына 1768 – портрет А.И.Колычевой 1770 – посмертный портрет Петра I 1772 – нагрудный портрет цесаревны Анны Петровны 1774 - портрет архиепископа Г.Петрова 1787 – портрет графа П.И.Панина 1780-е – портрет неизвестного в черном кафтане
Главные работы: «Портрет статс-дамы А.М.Измайловой (1759, ГТГ)
«Портрет архиепископа Сильвестра Кулебяки» (1760, ГРМ)
«Портрет протоиерея Ф.Я.Дубянского» (1761, ГЭ)
«Портрет Ф.И.Краснощёкова» (1761, ГРМ)
«Портрет Петра III» (1762, ГРМ; эскиз 1762 – ГТГ; вариант, 1762 – ГТГ)
«Портрет Екатерины II» (эскиз, 1762, ГТГ)
«Портрет графини А.К.Воронцовой» (1763, ГРМ)
«Портрет А.В.Бутурлиной» (1763, ГТГ)
«Портрет Д.И.Бутурлина» (1763, ГТГ)
«Портрет М.Д.Бутурлина» (1763, ГТГ)
«Портрет графини М.А.Румянцевой» (1764, ГРМ; копия – ГИМ)
«Портрет Екатерины II» (копия – вариант коронационного портрета работы С.Торелли (между 1763 и 1766), 1766, ГРМ; подготовительный вариант, до 1766 – ГЭ)
«Портрет Петра I» (1770, ГРМ)
«Портрет архиепископа Гавриила Петрова» (1774, ГРМ)
_________________________________________________________________________ Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ XVIII-XIX вв. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008 Автор статьи: Е.Ф.Петинова, кандидат искусствоведения. см. в сообществе "Реставрация": АЛЬБОМ "РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. (иллюстрации) | |
Просмотров: 2818
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |