Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Воскресенье, 21.10.2018
Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА.

РАСЦВЕТ РУССКОГО ПОРТРЕТА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В. Ф.С.РОКОТОВ.

РОКОТОВ Федор Степанович

(1732(1735?), с.Воронцово, Московская губ.(Москва?) – 12.12.1808, Москва)

 

Живописец, портретист.

 

Происхождение: вольноотпущенный князя П.И.Репнина, или его внебрачный сын. Возможно обучался искусству иконописи.

 

1750 – переезд в Петербург. Обучение в Петербургском Шляхетском кадетском корпусе.

1760 – принят в ИАХ «по словесному приказанию» Шувалова. Учился у Л.Ж. Ле Лоррена, Л.-Ж.-Ф.Лагрене, Ф.Фонтебассо, а также у П.Ротари и Ж.Л.Токке.

1757 – «Портрет неизвестного». В разное время считался автопортретом и портретом гравера Е.П.Чемесова.

1758 – изображение кабинета И.И.Шувалова. Работа сохранилась в копии А.Зяблова.

1759 – изображение Е.М.Шуваловой. Влияние А.П.Антропова.

Кон.1750-х – нач.1760-х – портрет княжны Е.Б.Юсуповой. Рокайльная манера Токке.

1761 – портрет цесаревича Павла Петровича. Рокайльная манера Токке.

1763 – парадный коронационный портрет Екатерины II. Наиболее значительное произведение раннего периода творчества. Оригинальность и смелость состоят в том, что фигура сидящей императрицы представлена в трехчетвертном повороте при профильной постановке головы. Портрет неоднократно повторялся и копировался.

1762-1763 – парадный портрет фаворита Екатерины II графа Г.Г.Орлова в латах.

Сер.1760-х – портрет внебрачного сына Екатерины II А.Г.Бобринского.

Ок.1767 – уходит из ИАХ и переезжает в Москву «вольным живописцем».

 

С конца 1760-х гг. формируется классический «рокотовский» стиль. Художник больше не пишет парадных изображений и выбирает сферу камерного портрета. Выражения лиц моделей Рокотова сложны, подчас неуловимы. Полуулыбка соединяется с грустным взглядом особенно, по-рокотовски, написанных удлиненных и прищуренных глаз. Живописное начало преобладает над рисунком. Контуры фигур растворены, они как бы сплавляются с густым мерцающим фоном. Источник света помещен сбоку. Обычно художник пишет голову в трёхчетвертном повороте, отчего на лицах моделей появляется неопределенное загадочное выражение. В 1770-е для Рокотова становится характерным раскованная манера письма. Свободно положенные мазки обозначают абрис формы, не совпадая с ее границами. Художник использует зигзагообразный мазок, позволяющий безошибочно определять его авторство. Колорит строится на тонком сопоставлении нюансированных оттенков сближенных тонов в женских портретах и контрастных – в мужских. Лессировки создают впечатление особой глубины и прозрачности поверхности.

 

1775 – портрет В.И.Майкова

1772 – парные портреты А.П. и Н.Е.Струйских, друзей и покровителей Рокотовых. Они красивы по цвету: тёплые золотистые тона преобладают в женском портрете, контрастирующие с ними глубокие зелёные – в мужском.

Нач.1770-х – Портрет неизвестного в треуголке. Розовый сопоставлен с чёрным цветом бархата и серебром аграфа.

1770-е  - Портрет А.М.Римского-Корсакова в юности. Преобладает пепельно-оливковая гамма.

 

Портреты, написанные в конце 1760-х и начале 1770-х имеют теплый подмалёвок, просвечивающий сквозь лессировки и сообщающий лицам изображённых особую живописность.

 

1770-е – Портрет неизвестной в розовом платье. Тончайшие переливы блекло-розовых и серебристо-серых тонов.

не ранее 1779 – вариант-повторение более раннего овального "Портрета Екатерины II". Удачное объединение образа государыни, наделенной многочисленными атрибутами власти, и уже немолодой, умной, любезной женщины. Вошёл в иконографию Екатерины II как "тип Рокотова".

 

1780-е – нач.1790-х – новый период творчества художника. Рокотов корректирует свой стиль в сторону усиления репрезентативности и декоративных качеств, все чаще избирает для портретов овальную форму. Костюмы изображённых, особенно женские, усложняются за счет дополнительных украшений – цветов и пышных бантов. Живопись приобретает плотность, фактуры разнообразных материалов – определённость. Освещение, по-прежнему выполняющее важную роль в характеристике образов, меняется. Источник света теперь помещен не сбоку, а прямо перед портретируемым. В результате изображенные воспринимаются светлыми силуэтами на тёмном фоне.

 

1780 – портрет В.Е.Новосильцевой

1785 – портрет графини Е.В.Санти

II половина 1780-х – парные портреты В.Н.Суровцевой и Суровцева.

 

1790-е – слепнущий Рокотов в основном развивает находки предыдущего десятилетия. Это – овальная форма, которую теперь иногда вписывает в прямоугольник холста; статичная уравновешенная композиция.

 

Нач.1790-х – портрет П.А.Воронцовой

I пол.1790-х – портрет Писаревой(?)

1790-е – овальные изображения супругов Бутурлиных. Художник использует только два цвета – чёрный и белый.

1790-е – парные овальные портреты неизвестного в красном мундире и неизвестной в белом чепце с голубым бантом.

 

Главные работы:

"Портрет неизвестного" (1757, ГТГ)

 

"Портрет княжны Е.Б.Юсуповой" (кон.1750-х – нач.1760-х, ГРМ)

 

"Портрет великого князя Павла Петровича в детстве" (1761, ГРМ; вариант – повторение 1763 – Ярославский ОХМ)

 

"Портрет графа Г.Г.Орлова в латах" (1762 – 1763, ГТГ)

 

"Портрет И.Л.Голенищева-Кутузова" (между 1762 – и 1764, ГРМ)

 

"Портрет Екатерины II" (1763, ГТГ; вариант 1763 – ГМЗ "Павловск")

 

"Портрет А.Г.Бобринского в детстве" (сер.1760-х, ГРМ)

 

"Портрет А.М.Римского-Корсакова в юности" (кон.1760-х, ГТГ)

 

"Портрет графини М.А.Воронцовой" (кон.1760-х, ГРМ)

 

"Портрет Екатерины II" (не ранее 1769; вариант-повторение 1779 – ГРМ)

 

"Портрет неизвестного в треуголке" (нач.1770-х, ГТГ)

 

"Портрет Н.Е.Струйского"(парный портрету А.П.Струйской, оба – 1772, ГТГ)

 

"Портрет А.П.Струйской"(парный портрету Н.Е.Струйского, оба – 1772, ГТГ)

 

 

"Портрет В.И.Майкова" (1775, ГТГ)

"Портрет великого князя Павла Петровича" (1770-е, ГРМ)

 

"Портрет неизвестной в розовом платье" (1770, ГТГ)

 

"Портрет В.Е.Новосильцевой" (1780, ГТГ)

 

"Портрет Д.Г.Ждановой" (1781, ГРМ)

 

"Портрет графини Е.В.Санти" (1785, ГРМ)

 

"Портрет князя И.И.Барятинского в юности" (нач.1780-х, ГТГ)

 

"Портрет Суровцева"(парный портрету В.Н.Суровцевой, оба – II пол.1780-х, ГРМ)

 

 

"Портрет В.Н.Суровцевой"(парный портрету Суровцева, оба – II пол.1780-х, ГРМ)

 

 

"Портрет графини П.А.Воронцовой" (нач.1790-х, ГРМ)

 

"Портрет Писаревой (?)" (первая половина 1790-х, ГРМ)

 

 

"Портрет неизвестной в полосатом платье" (1790-е, ГТГ);

"Портрет неизвестного в красном мундире" (парный портрету неизвестной в белом чепце, оба – 1790-е, ГРМ)

 

"Портрет неизвестной в белом чепце" (парный портрету неизвестного в красном мундире, оба – 1790-е, ГРМ).

 

______________________________________________________

Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008

Автор статьи: Е.Ф.Петинова, кандидат искусствоведения.

см. в сообществе "Реставрация": АЛЬБОМ "РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. (иллюстрации)

Также, читайте на нашем сайте ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕН.

 

Категория: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. | Добавил: Администратор (30.03.2014)
Просмотров: 1764 | Теги: портреты, Рокотов, картины, Русская живопись XVIII-XIX веков, русские живописцы | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]