Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. |
РОКОТОВ Федор Степанович (1732(1735?), с.Воронцово, Московская губ.(Москва?) – 12.12.1808, Москва)
Живописец, портретист.
Происхождение: вольноотпущенный князя П.И.Репнина, или его внебрачный сын. Возможно обучался искусству иконописи.
1750 – переезд в Петербург. Обучение в Петербургском Шляхетском кадетском корпусе. 1760 – принят в ИАХ «по словесному приказанию» Шувалова. Учился у Л.Ж. Ле Лоррена, Л.-Ж.-Ф.Лагрене, Ф.Фонтебассо, а также у П.Ротари и Ж.Л.Токке. 1757 – «Портрет неизвестного». В разное время считался автопортретом и портретом гравера Е.П.Чемесова. 1758 – изображение кабинета И.И.Шувалова. Работа сохранилась в копии А.Зяблова. 1759 – изображение Е.М.Шуваловой. Влияние А.П.Антропова. Кон.1750-х – нач.1760-х – портрет княжны Е.Б.Юсуповой. Рокайльная манера Токке. 1761 – портрет цесаревича Павла Петровича. Рокайльная манера Токке. 1763 – парадный коронационный портрет Екатерины II. Наиболее значительное произведение раннего периода творчества. Оригинальность и смелость состоят в том, что фигура сидящей императрицы представлена в трехчетвертном повороте при профильной постановке головы. Портрет неоднократно повторялся и копировался. 1762-1763 – парадный портрет фаворита Екатерины II графа Г.Г.Орлова в латах. Сер.1760-х – портрет внебрачного сына Екатерины II А.Г.Бобринского. Ок.1767 – уходит из ИАХ и переезжает в Москву «вольным живописцем».
С конца 1760-х гг. формируется классический «рокотовский» стиль. Художник больше не пишет парадных изображений и выбирает сферу камерного портрета. Выражения лиц моделей Рокотова сложны, подчас неуловимы. Полуулыбка соединяется с грустным взглядом особенно, по-рокотовски, написанных удлиненных и прищуренных глаз. Живописное начало преобладает над рисунком. Контуры фигур растворены, они как бы сплавляются с густым мерцающим фоном. Источник света помещен сбоку. Обычно художник пишет голову в трёхчетвертном повороте, отчего на лицах моделей появляется неопределенное загадочное выражение. В 1770-е для Рокотова становится характерным раскованная манера письма. Свободно положенные мазки обозначают абрис формы, не совпадая с ее границами. Художник использует зигзагообразный мазок, позволяющий безошибочно определять его авторство. Колорит строится на тонком сопоставлении нюансированных оттенков сближенных тонов в женских портретах и контрастных – в мужских. Лессировки создают впечатление особой глубины и прозрачности поверхности.
1775 – портрет В.И.Майкова 1772 – парные портреты А.П. и Н.Е.Струйских, друзей и покровителей Рокотовых. Они красивы по цвету: тёплые золотистые тона преобладают в женском портрете, контрастирующие с ними глубокие зелёные – в мужском. Нач.1770-х – Портрет неизвестного в треуголке. Розовый сопоставлен с чёрным цветом бархата и серебром аграфа. 1770-е - Портрет А.М.Римского-Корсакова в юности. Преобладает пепельно-оливковая гамма.
Портреты, написанные в конце 1760-х и начале 1770-х имеют теплый подмалёвок, просвечивающий сквозь лессировки и сообщающий лицам изображённых особую живописность.
1770-е – Портрет неизвестной в розовом платье. Тончайшие переливы блекло-розовых и серебристо-серых тонов. не ранее 1779 – вариант-повторение более раннего овального "Портрета Екатерины II". Удачное объединение образа государыни, наделенной многочисленными атрибутами власти, и уже немолодой, умной, любезной женщины. Вошёл в иконографию Екатерины II как "тип Рокотова".
1780-е – нач.1790-х – новый период творчества художника. Рокотов корректирует свой стиль в сторону усиления репрезентативности и декоративных качеств, все чаще избирает для портретов овальную форму. Костюмы изображённых, особенно женские, усложняются за счет дополнительных украшений – цветов и пышных бантов. Живопись приобретает плотность, фактуры разнообразных материалов – определённость. Освещение, по-прежнему выполняющее важную роль в характеристике образов, меняется. Источник света теперь помещен не сбоку, а прямо перед портретируемым. В результате изображенные воспринимаются светлыми силуэтами на тёмном фоне.
1780 – портрет В.Е.Новосильцевой 1785 – портрет графини Е.В.Санти II половина 1780-х – парные портреты В.Н.Суровцевой и Суровцева.
1790-е – слепнущий Рокотов в основном развивает находки предыдущего десятилетия. Это – овальная форма, которую теперь иногда вписывает в прямоугольник холста; статичная уравновешенная композиция.
Нач.1790-х – портрет П.А.Воронцовой I пол.1790-х – портрет Писаревой(?) 1790-е – овальные изображения супругов Бутурлиных. Художник использует только два цвета – чёрный и белый. 1790-е – парные овальные портреты неизвестного в красном мундире и неизвестной в белом чепце с голубым бантом.
Главные работы: "Портрет неизвестного" (1757, ГТГ)
"Портрет княжны Е.Б.Юсуповой" (кон.1750-х – нач.1760-х, ГРМ)
"Портрет великого князя Павла Петровича в детстве" (1761, ГРМ; вариант – повторение 1763 – Ярославский ОХМ)
"Портрет графа Г.Г.Орлова в латах" (1762 – 1763, ГТГ)
"Портрет И.Л.Голенищева-Кутузова" (между 1762 – и 1764, ГРМ)
"Портрет Екатерины II" (1763, ГТГ; вариант 1763 – ГМЗ "Павловск")
"Портрет А.Г.Бобринского в детстве" (сер.1760-х, ГРМ)
"Портрет А.М.Римского-Корсакова в юности" (кон.1760-х, ГТГ)
"Портрет графини М.А.Воронцовой" (кон.1760-х, ГРМ)
"Портрет Екатерины II" (не ранее 1769; вариант-повторение 1779 – ГРМ)
"Портрет неизвестного в треуголке" (нач.1770-х, ГТГ)
"Портрет Н.Е.Струйского"(парный портрету А.П.Струйской, оба – 1772, ГТГ)
"Портрет А.П.Струйской"(парный портрету Н.Е.Струйского, оба – 1772, ГТГ)
"Портрет В.И.Майкова" (1775, ГТГ) "Портрет великого князя Павла Петровича" (1770-е, ГРМ)
"Портрет неизвестной в розовом платье" (1770, ГТГ)
"Портрет В.Е.Новосильцевой" (1780, ГТГ)
"Портрет Д.Г.Ждановой" (1781, ГРМ)
"Портрет графини Е.В.Санти" (1785, ГРМ)
"Портрет князя И.И.Барятинского в юности" (нач.1780-х, ГТГ)
"Портрет Суровцева"(парный портрету В.Н.Суровцевой, оба – II пол.1780-х, ГРМ)
"Портрет В.Н.Суровцевой"(парный портрету Суровцева, оба – II пол.1780-х, ГРМ)
"Портрет графини П.А.Воронцовой" (нач.1790-х, ГРМ)
"Портрет Писаревой (?)" (первая половина 1790-х, ГРМ)
"Портрет неизвестной в полосатом платье" (1790-е, ГТГ); "Портрет неизвестного в красном мундире" (парный портрету неизвестной в белом чепце, оба – 1790-е, ГРМ)
"Портрет неизвестной в белом чепце" (парный портрету неизвестного в красном мундире, оба – 1790-е, ГРМ).
______________________________________________________ Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008 Автор статьи: Е.Ф.Петинова, кандидат искусствоведения. см. в сообществе "Реставрация": АЛЬБОМ "РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. (иллюстрации) Также, читайте на нашем сайте ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕН.
| |
Просмотров: 3428
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |