Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Четверг, 28.03.2024
Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА.

ПОРТРЕТЫ О.А.КИПРЕНСКОГО.

ПОРТРЕТЫ О.А.КИПРЕНСКОГО.

 

КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович

(13.03.1782, мыза Нежинская, Ораниенбаумский уезд, Санкт-Петербругская губ. – 12(24).10.1836, Рим).

Живописец, график; портретист, автор картин на исторические, мифологические и религиозные сюжеты.

 

Происхождение художника неизвестно.

 

1788 – определен в ИАХ, где учился у Г.И.Угрюмова и Г.Ф.Дуайена. Большая серебряная медаль за рисунок с натуры.

1802 – две малые золотые медали за программу "Юпитер и Меркурий, посещающие под видом странников Филемона и Бавкиду" и эскиз памятника скульптору  .И.Козловскому.

1804 – первая значительная работа "Портрет А.К.Швальбе". Обнаруживает влияние живописи старых мастеров (А.ван Дейка, П.П.Рубенса, Рембранта). Но главное – уже здесь отчетливо проявились романтические тенденции, характерные для всего последующего творчества художника.

1805 –  большая золотая медаль за картину "Дмитрий Донской на Куликовом поле".

1808, 1802 – портреты А.Р.Томилова, любителя искусств и коллекционера. Отражают путь человеческой души от состояния ожидания и надежды до внутренней опустошённости.

1808 – портреты А.И.Корсакова, И.В.Кусова, четы А.В. и П.П.Щербатовых.

1809 – командировка в Москву от ИАХ для помощи И.П.Мартосу в работе над памятником К.Минину и Д.Пожарскому.

1808 – начало 1809 – портрет мальчика А.А.Челищева.

1809 – портреты В.А.Перовского в испанском костюме, графа Ф.В.Ростопчина и его жены Е.П.Ростопчиной; "Портрет лейб-гусарского полковника Е.В.Давыдова" (подлинный шедевр).

ок.1812 – портреты И.В.Кусова, князя И.А.Гагарина и принца Г.П.Гольштейн-Ольденбургского

 

1812 – возвращение в Петербург

 

I половина 1810-х – время расцвета таланта и славы художника. Создание виртуозных графических портретов, выполненных итальянским карандашом, иногда тронутых пастелью или акварелью.

 

1812 – 1813 гг. – портреты участников Отечественной войны 1812 г. М.П. и А.П.Ланских, А.Р.Томилова, Е.И.Чаплина, Д.Д.Вындомского, неизвестного военного врача.

1813 – "Калмычка Баяуста", портреты Н.В.Кочубей, В.А.Томиловой.

1815 – портреты Н.М.Муравьева, К.Н.Батюшкова, Е.С.Семеновой.

1814 – живописные портреты сенатора В.С.Хвостова и его жены Д.И.Хвостовой, А.И.Молчановой с дочерью Елизаветой

1815-1816 – портрет С.С.Уварова, министра народного просвещения, будущего президента АН. Стал едва ли не эталоном романтического изображения.

 

1816 – в качестве пенсионера императрицы Елизаветы Алексеевны отправлен в Италию в обществе швейцарского ювелира Ж.Ф.-А. Дюваля.

 

июль – сентябрь 1816жил в Женеве в доме старшего брата Дюваля Ж.Давида и в его имении Картиньи. Выполнил маслом несколько портретов членов семьи Дюваль и портрет их близкого родственника Э.Дюмона.

 

сентябрь 1816 – покидает Женеву и приезжает в Рим.

 

1817 – картина "Молодой садовник". Положила начало "итальянизированному жанру".

1819 – картины "Цыганка с веткой мирта в руке", "Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)".

1829 – "Неаполитанские мальчики-рыбаки"

ок.1817-1822 – задумано полотно "Апполон, поразивший Пифона". Работа была прервана.

1819 – 1821 – полотно "Пляска на гробнице Анакреона". Картина не сохранилась.

1820 – Автопортрет в круге. В настоящее время один из двух достоверных автопортретов художника.

 

февраль 1822 – возвращение в Россию через Францию и Германию.

 

1822 и 1823 – "Портрет Е.С.Авдуллиной". Один из шедевров художника. На его примере хорошо видно, как менялся характер живописи Кипренского. Свободные движения кисти заменили безупречно гладкая поверхность и тщательная проработка деталей.

 

июнь 1823 – путь в Россию через Мариенбад и Дрезден.

 

 

июль 1823 – карандашный портрет И.В.Гете, который позже перевел в гравюру П.Граведон.

 

август 1823 – прибытие в Петербург, где пишет ряд портретов..

 

1827 – "Портрет А.С.Пушкина". Решен в романтическом ключе. Отец поэта считал его лучшим изображением, а сам Пушкин высоко оценил в стихотворении, посвященном Кипренскому.

1828 – "Автопортрет" (в полосатом халате)

1827 – "Портрет К.И.Альбрехта" на фоне паркового пейзажа в его имении Котлы.

1826 – "Портрет кавалергарда Н.П.Трубецкого

1827 – портрет изысканного барина, помещика А.Ф.Шишмарева, портреты Е.С.Авдулиной, М.Е.Лобанова, И.С.Мальцева, детей графа А.Х.Бенкендорфа и др.

 

июнь 1828 – уехал в Италию.

 

1830 – "Пейзаж, изображающий Везувий", "Сивилла Тибуртинская" и др.

1831 – портрет "Читатели газет в Неаполе"

1830-1835 – жанровая сцена, представляющая М.А.Потоцкую, ее сестру С.А.Шувалову и прислугу-эфиопку.

1829 – портрет доктор Мазарони.

1833 – портрет князя Ф.А.Голицына

1833 – портрет скульптора Б.Торвальдсена

1830 – жанровая полуфигура "Ворожея со свечой", изображение неизвестного "Читающий у свечи". В обеих картинах художник решал проблему светотеневой моделировки и  передачи освещения от единственного источника.

1828 – "Сивилла Дельфийская".

 

Главные работы:

"Портрет А.К.Швальбе (Портрет отца художника)" (1804, ГРМ)

 "Дмитрий Донской на Куликовом поле" (1805, ГРМ)

 "Портрет А.Р.Томилова" (1808, ГРМ)

 "Портрет И.В.Кусова" (1808, ГРМ)

 "Портрет А.И.Корсакова" (1808, ГРМ)

 "Портрет А.А.Челищева" (1808 – начало 1809, ГТГ)

 "Портрет графа Ф.В.Ростопчина"( парный портрету графини Е.П.Ростопчиной, оба – 1809, ГТГ)

"Портрет графини Е.П.Ростопчиной" (парный портрету  графа Ф.В.Ростопчина, оба – 1809, ГТГ)

 "Портрет лейб-гусарского полковника Е.В.Давыдова" (1809, ГРМ)

"Портрет В.А.Перовского в испанском костюме XVII века" (1809, ГРМ)

"Портрет Н.С.Мосолова" (1811, ГТГ)

 "Портрет В.С.Хвостова" (парный портрету Д.Н.Хвостовой,  оба – 1814, ГТГ)

 

 

 

"Портрет Д.Н.Хвостовой" (парный портрету В.С.Хвостова, оба – 1814, ГТГ)

 "Портрет С.С.Уварова" (1815-1816, ГТГ)

 "Портрет поэта В.А.Жуковского" (1816, ГТГ)

 "Молодой садовник" (1817, ГРМ)

 "Портрет князя А.М.Голицына" (ок.1819, ГТГ)

 "Девочка в маковом венке с гвоздикой  в руке (Мариучча)" (1819, ГТГ)

 

 

 "Цыганка с веткой мирта в руке" (1819, ГТГ)

 "Автопортрет" (1820, Галерея Уфицци, Флоренция)

 "Портрет Е.С.Авдулиной" (1822 (1823?), ГРМ)

 "Портрет О.А.Рюминой" (1826, ГРМ)

"Портрет князя Н.П.Трубецкого" (1826, ГТГ)

 "Портрет А.С.Пушкина" (1827, ГТГ)

"Бедная Лиза" (1827, ГТГ)

"Портрет А.Ф.Шишмарева" (1827, ГТГ)

 "Портрет К.И.Альбрехта" (1827, ГРМ)

 "Автопортрет" (1828, ГТГ)

"Портрет Е.А.Телешевой" (1828, ГТГ)

 "Портрет А.Р.Томилова" (1828, ГРМ)

 "Неаполитанские мальчики-рыбаки" (1829, Палаццо Реале, Неаполь)

 "Ворожея со свечой" (1830, ГРМ)

 "Сивилла Тибуртинская" (1830, ГТГ)

 "Портрет М.А.Потоцкой, сестры ее С.А.Шуваловой и эфиопянки" (1830-1835, КМРИ)

"Читатели газет в Неаполе" (1831, ГТГ).

 "Портрет скульптора Б.Торвальдсена" (1833, ГРМ).

 

Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008

Автор статьи: Е.Ф.Петинова, кандидат искусствоведения.

см. в сообществе "Реставрация": АЛЬБОМ "РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. (иллюстрации)

Также, читайте на нашем сайте ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕН

 

 

 

 

Категория: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. | Добавил: Администратор (15.06.2014)
Просмотров: 2345 | Теги: Кипренский, художник, Живописец, картина, Русская живопись | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]