Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Воскресенье, 21.10.2018
Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА.

ПОРТРЕТЫ И.Н.НИКИТИНА

ПОРТРЕТЫ И.Н.НИКИТИНА

 

НИКИТИН  Иван Никитич(1680-е (Москва) – не ранее 1742 г.)

Живописец, портретист.

Первоначальное художественное образование получил в типографской школе при Оружейной палате в Москве (?).

 

1711 г. – переезд в Петербург.

 

Ранние работы (одна и та же композиционная схема, барочное, с элементами рокайльного, решение, напоминают портреты живописца К.де Брейна).

1714 г. - портреты племянниц Петра I, царевен Екатерины и Прасковьи.

 

Не позднее 1716 г. – Портрет сестры Петра I Натальи Алексеевны.

 

1712-1713 гг. – Портрет девочки (Елизаветы Петровны(?)). Один из самых ранних детских портретов в русском искусстве.

1715 г. – поясной портрет Петра I. Не сохранился.

 

Итальянский период.

1716-1719 гг. – находился в Италии. Учился во флорентийской АХ у Т.Реди, придворного живописца герцога Козимо III Медичи.

1717 г. – парные портреты Петра I и Екатерины I. Принадлежали герцогу Козимо III Медичи. Выполнены по образцам европейских парадных портретов в стиле барокко. Портреты собственноручно подписаны Никитиным. Это редчайший случай в его практике.

Петербургская деятельность.

1720 г. – возвращение в Петербург.

1721 г. – Портрет Петра I с натуры, писанный в Кронштадте.

28 января 1725 г. – вызван в Зимний Дворец «списывать персону императора». Работа «Петр I на смертном ложе» имеет этюдный характер, впечатление незавершенности из-за краткости сеанса.

1720-е гг. – «Портрет графа Г.И.Головкина». По типу напоминает французские классицистические репрезентативные портреты времен Людовика XIV.

1726 г. – «Портрет барона Строганова». Композиция в духе рококо.

1726-1727 (?)) – «Портрет напольного гетмана». Личность изображенного не определена. Работа не имеет аналогов в живописи XVIII в. по своему реалистичному исполнению.

После смерти Петра I И.И.Никитин фактически был лишён возможности работать. Пройдя через Тайную канцелярию и одиночную камеру Петропавловской крепости за участие в так называемом деле М.Родышевского, приговорен к ссылке в Тобольск, но помилован. По некоторым свидетельствам художник умер по пути из Тобольска в Москву.

 

Главные работы: 

«Портрет девочки (Елизаветы Петровны?)» (1712-1713, ГЭ)

 

 

«Портрет царевны Прасковьи Ивановны (1714, ГРМ)

 

 

«Портрет цесаревны Анны Петровны» (не позднее 1716, ГТГ)

 

 

«Портрет царевны Натальи Алексеевны» (не позднее 1716 г.?, ГРМ; подобные портреты – ГМЗ «Павловск», ГТГ, 1715-1716); 

 

«Портрет Петра I»(парный к портрету Екатерины I, оба – 1717, галерея Уфицци, Флоренция, хранятся в Главном управлении финансов, Италия)

 

«Портрет Екатерины I» (парный к портрету Петра I, оба – 1717, галерея Уфицци, Флоренция, хранятся в Главном управлении финансов, Италия);

 

«Петр I на смертном ложе» (1725, ГРМ); 

 

«Портрет барона С.Г.Строганова» (1726, ГРМ); 

 

«Портрет напольного гетмана» (1720-е (1726-1727?), ГРМ); 

 

«Портрет графа Г.И.Головкина» (1720-е, ГТГ).

_____________________________________________________________________________________________

Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ XVIII-XIX вв. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008

Автор статьи: Е.Ф.Петинова, кандидат искусствоведения.

см. в сообществе "Реставрация": АЛЬБОМ "РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. (иллюстрации)

Также, читайте на нашем сайте ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕН.

 

 

 

 

Категория: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. | Добавил: Администратор (15.03.2014)
Просмотров: 1947 | Комментарии: 1 | Теги: Иван Никитич Никитин, русские живописцы, Русская живопись | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]