Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Суббота, 20.01.2018
Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ

Композиция и ее роль в структуре произведения.

Автор статьи: Ю.Е.Шелкова

 

Слово «композиция» имеет латинское происхождение и означает «связывание», «составление», «упорядочение», «примирение», «сопоставление» и др. В качестве термина изобразительного искусства оно стало применяться в эпоху Возрождения. Композиция как принцип органической целостности восприятия получает свое высшее развитие в искусстве. Язык живописи это своего рода ансамбль или систем отношений. Все компоненты живописного образа находятся в сложнейшей взаимосвязи. Композиция есть форма существования картины как таковой – как органического целого, как выразительно-смыслового единства. Каждая композиционная форма связана с определенной программой восприятия. Композиция это не только организация внутренних связей произведения, благодаря которой создается выразительно-смысловое единство или художественный текст, но и совокупность обширных внешних связей, которые образуют особую атмосферу произведения, так называемый художественный контекст, включающий в себя композицию как «ядро» художественной коммуникации. В композиционной форме сливаются два типа отношений с тем расчетом, чтобы слить деятельность творца с деятельностью того, кто приобщается к творчеству, постигая его смысл. Композиция изначально предполагает акт общения и не реализует себя иначе, как в воспроизведении этого первоначального акта.

Основные законы композиции имеют объективный характер и действуют во всех видах и жанрах искусства. К ним относятся:

    1. 1. Закон единства содержания и формы. Все изобразительные средства подчинены главному — раскрытию содержания.

      2. Закон цельности. Он требует подчинения всех элементов и частей произведения единому идейному замыслу. Иначе композиция распадается на части.

      3. Закон типизации. Это один из наиболее важных законов создания художественного образа. Основными чертами закона типизации являются типичность характеров и типичность обстоятельств, которых происходит действие, движение, то есть передача в одном кульминационном моменте признаков предыдущего и последующего состояний и новизна как эстетическое открытие мира.

      4. Закон контрастов. Контрастные отношения являются основой выразительности изображения и всегда имеют отношение к построению произведения, его конструкции и композиции.

      5. Закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу. Он требует, чтобы организация произведения во всех деталях и частях подчинялась не формалистическим требованиям, не мертвым схемам построения композиции, а идейному содержанию.

Работа над композицией начинается после определения замысла и сюжета. В эскизах будущей картины творческий замысел подвергается ряду уточнений, происходят поиски композиции, благодаря которой изображенное на полотне приобретает структурную четкость. Сам процесс создания целостного живописного образа подчинен ряду общих закономерностей.

Во-первых, выбирается масштаб полотна, а также горизонтальное или вертикальное положение изображаемого на его плоскости в соответствии с характером замысла. Большое значение в композиционном построении играет линия горизонта. В зависимости от того, с какой высоты и с какой точки зрения взят горизонт, по-разному будут восприниматься содержание отображаемого явления, сюжетный центр, отдельные детали.

Во-вторых, определяется сюжетно-композиционный центр таким образом, чтобы он привлекал внимание зрителя и не нарушал цельности, пространства, колорита. Сюжетно-композиционным центром являются главные действующие лица или предметы. Остальные элементы и части произведения подчиняются ему. Их роль заключается в более выразительном выявлении идейного содержания произведения. Обычно сюжетно-композиционный центр располагается в центральной части плоскости картины недалеко от ее геометрического центра. В зависимости от поставленной художником задачи сюжетно-композиционный центр может находиться как на переднем плане, так и на втором и на третьем. Для выявления сюжетного центра используется наиболее целесообразный масштаб, а также прием изоляции. Во избежание нарочитости и неестественности картины сюжетно-композиционный центр обычно незначительно смещается от геометрического и уравновешивается какой-либо предметной деталью, связанной с общей постановкой. Устойчивое равновесие достигается при совмещении сюжетно-композиционного центра с геометрическим. В сюжетной картине устойчивое равновесие строится по геометрической форме конуса или пирамиды.

В-третьих, в процессе поиска композиции, решается задача включения трехмерного изображения в двухмерную плоскость, для чего художники-реалисты обычно используют прямую перспективу или строят пространственные отношения под несколькими углами зрения. В ряде случаев художник избирает геометрическую основу композиции, которая также имеет свои закономерности. В зависимости от поставленной задачи это могут быть либо горизонтальные планы, уходящие вглубь, либо подчеркнутые вертикали, либо круговое построение полотна.

В-четвертых, уже на стадии создания картины, для воплощения идейного замысла используются такие живописные средства как свет, цвет, тон, тоновые отношения и ритм.

Также, путем правильного выбора композиции можно решать и другие художественные задачи. Например, для выражения напряженности ожидания в разрешении какой-либо ситуации или описания последствий события композиция зачастую выбирается так, что ее продолжение невольно выходит за пределы картины. Для того, чтобы приблизить действие к зрителю или включить его в пространство картины, используется такой прием как срез фигур. Иногда для усиления акцента на главном в замысле произведения в композиции совмещается несколько центров, несколько точек зрения. Организация действия в картине может осуществляться и другими способами. Это может быть и направление движения, уходящее вглубь от переднего плана и создающее ритмический строй действия, и сопоставление различных моментов однообразного движения, и подчеркнутый контраст двух различных по характеру ритмов.

В зависимости от жанра композиция может иметь свои особенности.

В отличие от картин с развернутым сюжетом композиция портрета на нейтральном фоне лаконична и проста. Здесь, для создания незабываемого художественного образа, большую роль играет легкий поворот, направление взгляда, какая-нибудь мелкая деталь внешнего облика, положение рук, жест, поза, мимика. В композиции группового портрета портретируемые, как правило, объединяются каким-либо элементом действия. Особенно сложна композиция портрета, где ведущая роль принадлежит моменту активного действия, раскрывающего профессию изображаемого человека. Работая над эскизом портрета, художник определяет масштаб фигуры, полуфигуры или бюста к плоскости изображения, формат полотна, место композиционного центра, подбор и расположение аксессуаров в подчинении их главному. Большое значение имеет определение линии горизонта, точка зрения, направление света.

В композиции пейзажной картины для передачи определенного мотива, состояния природы, освещения, игры красочных сочетаний, характера пространственных планов испытанным приемом является обрамление первого плана крупными деталями, повышение или понижение уровня линии горизонта. Важное значение также имеет присутствие в композиции пейзажа человека, где художник активно использует различные масштабы, акценты и контрасты. Работая над пейзажем художник в первую очередь определяет композиционный центр, положение линии горизонта. При выявлении композиционного центра используется прием изоляции, свет, цвет и тон. Выразительными средствами являются масштабность, контраст, обособления, сюжетно-композиционный центр и др. Но они не должны нарушать цельности пространства произведения, его правдивости и соразмерности. Особое значение в эстетической выразительности пейзажа имеют цвет и колорит.

В жанре натюрморта композиция строится на бесконечных вариантах сочетания предметов и плодов природы. Здесь задача художника состоит в гармоничном включении изображаемого в плоскость полотна, передаче оригинальной формы вещей, их материала, цвета и фактуры. Среди элементов натюрморта необходимо выделить главное, скомпоновать форму с формой, сделать соответствующие акценты. Нередко жанр натюрморта насыщается богатством ассоциаций путем включения в композицию определенных составных элементов. В зависимости от поставленных задач используются разные композиционные средства, такие как симметрия или асимметрия, ритм, контраст и др. Для передачи пространства учитываются законы линейной и воздушно-цветовой перспективы. Главным средством выявления пространства в натюрморте являются свет, тон и цвет.

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. - 223 с.

2. Коровкевич С.В. Анализ картины. Л.: Знание, 1975. – 32 с.

3. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. М.: Просвещение, 1978. - 160 с.

Категория: РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ | Добавил: Администратор (17.06.2015)
Просмотров: 1160 | Теги: Рисунок, искусство, композиция, живопись, картина, художник | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]