Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Пятница, 19.04.2024
Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » РЕЛИГИЯ

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ.

Автор статьи: Ю.Е.Шелкова

Вселенские соборы это съезды высшего духовенства христианской церкви, где выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера. Как известно из истории церкви, особо острые конфликты внутри ее восточной половины привели к необходимости разрешения спорных вопросов путем созыва так называемых вселенских соборов. В западной половине, благодаря централизующему авторитету папы римского, нужды в таких вселенских соборах не чувствовалось.

I Вселенский собор состоялся в Никее в 325 году. Поводом послужило распространение ереси под названием «арианство»1, которое возникло в начале 4 в. и в первое время получало официальную поддержку со стороны правителей Римской империи. Арианские споры начались ок.320 года, когда Александр, епископ Александрийский, созвал поместный собор, осудивший учение александрийского пресвитера Ария, который утверждал, что только Бог (Отец) безначален, и следовательно, Христос был тварным человеком и не совечен Богу. Арианские споры встревожили императора Константина, сочувствовавшего христианству и искавшему в нем способ обеспечить идеологическое единство Римской империи. Летом 325 года он созвал церковный собор в Никее, чтобы решить эту проблему. На этом I Вселенском соборе христианской церкви было принято следующее вероопределение: «Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, Единородного, т.е. Из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа». Догматическое постановление было объявлено церквам в двух указах: и от лица собора и от лица императора, положив, таким образом, начало формальному закреплению роли императора-христианина в христианской империи. Это стало прецедентом и для всех последующих вселенских соборов.

II Вселенский собор состоялся в Константинополе в 381 году. К этому времени римская империя значительно ослабела, уступив часть земель для поселения готам. Император Феодосий был религиозен и верен западному никейскому православию. Восток же был отравлен арианством. В 380 году Феодосий издает свой эдикт — манифест о вере, согласно которому все, кроме никейцев, лишаются звания кафоликов. Для того, чтобы оформить это церковно, необходимо было созвать всевосточный собор. В то время Константинополь возглавлялся епископом Демофилом, представлявшим официальную церковь. Одновременно с ним открыл богослужение св.Григорий Богослов. Император поддержал Георгия Богослова и назначил его епископом. Чтобы утвердить это официально, Феодосий Великий в мае 381 года созывает II Вселенский собор в Константинополе, где Григорий Богослов признается законным епископом Константинополя. Догматических вопросов на соборе не подымалось. По сохранившемуся резюме доклада собора, сделанного императору, отцы собора издали краткие вероопредения, в которых утвердили веру никейских отцов, осудили явившиеся после них ереси, установили для церковной дисциплины каноны и просили императора все это утвердить письменным декретом. Но лишь спустя ряд столетий было бесспорно признано вселенское достоинство как самого II Константинопольского собора 381 г., так и связываемого с ним ныне символа веры, обстоятельства рождения которого до сих пор остаются неясны.

Взявшись за созыв III Вселенского Ефесского собора в 431 году, Феодосий II не дал директив ни о составе собора, ни о председателе его, ни о предмете его суждений. Собор был назначен на 22 июня и по инициативе ефесского епископа Мемнона открытие заседаний состоялось в церкви Девы Марии. Основной вопрос был посвящен осуждению несторианства как ереси2. Сам Несторий на собрание не явился. Тогда Кирилл Александрийский приступил к заочному суду над подсудимым, на котором все выражения Нестория были признаны еретическими. Прибывшие на собор 26 июня антиохийские епископы узнали, что собор состоялся и что Несторий осужден и общение с ним теперь под церковным запретом. Тогда антиохийцы собрались под водительством Иоанна Антиохийского и объявили 12 анафематизмов Кирилла еретическими. Вскоре приехали и римские легаты, солидарные с Кириллом. 10 и 11 июля Кирилл созвал 2 и 3 заседания собора, на которых легаты прочитали послание папы Целестина и одобрили низложение Нестория. Иоанн Антиохийский и 35 епископов были отлучены от церкви. 31 июля всплыл кипрский вопрос, на котором была признана независимость Кипра от Антиохии. Исторически интересно постановление Ефесского собора о воспрещении употребления всякого другого символа веры, кроме Никейского (правило седьмое). Выслушав доклад, соборные отцы воспретили употребление полного Никео-Цареградского символа. Но это постановление не было подписано, так как вскоре явился императорский уполномоченный Иоанн с приказом об аресте и Кирилла, и Мемнона Ефесского и Иоанна Антиохийского.. Поэтому седьмое правило осталось неподписанным и было аннулировано ходом истории церкви. После роспуска собора Кирилл, Несторий и Мемнон были арестованы. Разогнанный вселенский собор не мог дать достойного покоя церкви и императору Феодосию II. Поэтому императорская власть, виновная в дезорганизации собора 431 г. и не признавшая его, довела дело вселенского собора до его благополучного конца. Взаимные анафемы были упразднены. Был также подписан орос III Вселенского собора, который еще называют «уния 433 г.».3 Таким образом, была выведена формула идеального равновесия природ в Богочеловеке. Самым значительным достижением III Вселенского собора является освящение имени и осознанного культа Богородицы как воплощенной вершины догмата об обожении человека. Под этим знаком собора Пресвятой Богородицы Ефесский собор и прошел в сознании церковных масс.

IV Вселенский собор 451 г. в Халикидоне выразил в оросе взаимоотношение двух природ во Христе, Божественной и человеческой, четырьмя отрицательными наречиями: «неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо». К моменту Халкидонского собора 451 года существовало несколько толкований христологического догмата - Антиохийская богословская школа, породившая ересь несториантства, Александрийская богословская школа, уничижительно трактовавшая материю и вставшая у истоков нового еретического монофизитского движения и другие. Собор открылся 8 октября. Правительство императора Маркиана решило взять на себя ответственность за внешний порядок, чтобы избежать анархии и срыва собора. После произведенной «чистки» рядов, 10 октября государственные председатели предложили собору от имени императора перейти к обсуждению спорного догматического вопроса и к вынесению его новой формулировки, которая привела бы всех к успокоению и согласию. Были прочитаны сначала Никейский символ, а затем Никео-Цареградский символ, известный уже членам II Вселенского собора (381 г.), что с точностью установить нельзя, так как протоколов I и II Вселенских соборов не существует. После долгих споров и препирательств была создана комиссия, в задачи которой входило сформулировать вероопределение так, чтобы оно удовлетворило всех. Комиссию уединили в придел св.Евфимии и через несколько часов было составлено написано и вынесено мудрейшее, совершеннейшее, философско-богословски знаменитейшее на все века халкидонское вероопределение. В основу его составители положили Антиохийское положение 433 г., подписанное св.Кириллом, послание самого Кирилла к Несторию и томос Льва. Компромисс двух богословствований был максимальным4. Возражений не раздалось. 25 октября в присутствии императорской четы Маркиана и Пульхерии вероопределение было подписано.

V Вселенский собор состоялся в Константинополе в 553 году при императоре Юстиниане. На соборе присутствовало до 150 греческих епископов и около 25 латинских. Поэтому папа Вигилий не принял предложения Юстиниана и не пошел на собор. За главную задачу собора выдается осуждение различных ересей. За отказ от участия во вселенском соборе, собор отстраняет Вигилия от участия в соборных голосованиях. 2 июня 552 года на последнем заседании был принят орос, заготовленный заранее и дополненный 14 анафематизмами.

VI Вселенский собор (680-681 гг.) состоялся в Константинополе по инициативе императора Константина Погоната, который стремился примирить Западную и Восточную церкви и сперва созвать предсоборную конференцию. Папа Агафон поддерживает императора и присылает ему из Рима так называемое Исповедание римской церкви5. Другой документ — это соборное послание, адресованное императору и его братьям6.. Собор открылся 7 ноября и был посвящен исследованию вопроса о волях и энергиях во Христе. Большая часть заседаний происходила в большой «купольной» зале трулла внутри царского дворца. Поэтому продолжение этого собора через 10 лет (690-691 гг.) специально названо собором «Трулльским». С 7 ноября 680 г. по 16 сентября 681 г. состоялось всего 18 заседаний. К концу число участников увеличилось до 174. До 12-го заседания председательствовал лично император, окруженный патрициями. Собор являл собою счастливую картину полного отсутствия давления политической власти и полной свободы богословских мнений и слова. Богословские споры велись спокойно, обстоятельно проверялись по документам все цитаты и ссылки. В ходе заседаний был сделан перерыв на два месяца после 7 заседания для того, чтобы предоставить всем возможность штудировать писания отцов и собранные цитаты спокойно, добросовестно уяснить и сформулировать свое собственное мнение. В итоге Собор признал две воли во Христе и анафематствовал в числе прочих покойного папу Древнего Рима Гонория7. На заключительном 18 заседании собора было принято новое вероопределение8.

Открытие VII Вселенского собора было назначено на 7 августа 786 года. Но, при попытке осудить иконоборчество, утвержденное на Соборе 754 года, восстали военные. К ним присоединились иконоборческие епископы. Переговоры не удались. Собор был распущен. Повторно VII Веленский собор состоялся в Никее в 787 году. Собор возглавлял патриарх Константинопольский Тарасий. Ирина и Константин лично не присутствовали. Число присутствовавших на соборе доходило до 368 человек. На собор было также привлечено множество монахов, которым дали право голоса. Всего было 8 заседаний. Начали с вопроса о приеме в общение епископов, запутавшихся в иконоборчестве. После обсуждения и прочтения покаянных заявлений все испытуемые епископы были приняты в их сане на их кафедры. С четвертого заседания начался разбор библейских, богословских, отеческих и исторических данных в пользу иконопочитания, где Собор встает на защиту искусства, а вместе с искусством защищает и «всякое знание и художество, как дарованные Богом ради славы Его». Собор также уточняет и образ почитания икон: поклоняться можно и не Богу, потому что поклонение есть выражение почтения, служить же нельзя никому, кроме Бога. На седьмом заседании 13 сентября был принят заключительный орос собора9. Последнее торжественное заседание состоялось в Константинополе 23 октября. В присутствии императоров, чинов империи и армии были прочитаны определения собора, одобренные всеми присутствующими и подписанные императорами, начиная с Ирины. После этого епископы были распущены по епархиям.

На сегодняшний день православная церковь признает правомочными семь первых Вселенских соборов, о которых было сказано выше. После разделения церквей в 1054 году римские папы возобновили с XII века съезды высшего духовенства католической церкви, продолжая именовать их Вселенскими соборами.

 

 

 

1 Арианство - течение в христианстве в 4-6 вв. Его зачинатель – священник Арий из города Александрии. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской церкви о единосущности Бога-отца и Бога-сына (Христа). По учению Ария Христос как творение Бога-отца - существо, ниже его стоящее. [2].

 

2 Несторианство - течение в христианстве, основанное в Византии и систематизированное Несторием, константинопольским патриархом в 428 - 431, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии воспринял божественную природу. Это учение пользовалось значительным влиянием вплоть до 13 в. в Иране и от Средней Азии до Китая [2].

3 «Посему исповедуем, что Господь Наш Иисус Христос, Сын Божий Еинородный, есть совершенный Бог и совершенный человек с разумной душей и телом. Рожденный по Божеству от Отца прежде веков, в последние же дни Он же Самый (рожден) по человечеству от Марии Девы, нас ради и нашего ради спасения. Единосущный Отцу по Божеству и Он же Самый единосущный нам по человечеству. Ибо произошло единение двух природ. Посему мы исповедуем Единого Христа, Единого Сына, Единого Господа. Сообразно с этой мыслию о неслиянном единении (природе) мы исповедуем св.Деву — Богородицей, и это потому, что воплотился и вочеловечился Бог — Логос и от ее зачатия соединил с Собой воспринятый от Нее храм. Евангельские же и апостольские выражения о Господе мы признаем: одни — объединяющими, как относящиеся к одному лицу, а другие — разделяющими, как относящиеся к двум природам. И — одни (выражения признаем) передающими богоприличествующие (свойства) по Божеству Христа, а другие — уничиженные (свойства) по человечеству Его» [1; с.167-168].

4 «Итак, следуя за божественными отцами, мы все единогласно учим исповедовать Одного и Того же сына, Господа нашего Иисуса Христа, Совершенным по Божеству и Его же Самого Совершенным по человечеству; Подлинно Бога и Его же Самого подлинно человека: из разумной души и тела. Единосущным Отцу по Божеству и Его же Самого единосущным нам по человечеству. Подобным нам во всем, кроме греха. Прежде веков рожденным из Отца по Божеству, а в последние дни Его же Самого для нас и для нашего спасения (рожденного) по человечеству из Марии Девы Богородицы.Одного и Того же Христа, Сына, Господа Единородного, познаваемым в двух природах неслитно, непривращенно, неразделимо, неразлучимо. (При этом) разница природ не исчезает через соединение, а еще более сохраняется особенность каждой природы, сходящейся в одно Лицо и в одну Ипостась. (Учим исповедовать) не рассекаемым или различаемым на два лица, но Одним и Тем же Сыном и Единородным, Богом-Словом, Господом Иисусом Христом. Как изначала о Нем (изрекли) пророки и наставил нас Сам Господь Иисус Христос и как предал нам символ отцов наших.» [1; с.198-199]

5 «Исповедуем, что каждая из природ Христа имеет природные свойства: человеческая — все человеческие, кроме греха. Но, исповедуя две природы, две природные потребности в Едином Господе Иисусе, мы не учим, что они противятся и враждебны друг другу (как заблуждающиеся от пути истины обвиняют апостольское предание). Мы не учим, что они разделены как бы на два лица или ипостаси, а говорим, что Один и тот же Господь Иисус Христос имеет в Себе, как две природы, так и два природных желания, и действие Он имеет от вечности общее Елиносущным Ему Отцом, а человеческое принято от нас вместе с нашей природой во времени. Как природ, соединяющихся в Одном Христе, две, так, поистине, два х действия, которые с их природами присущи Одному и Томуже Господу Иисусу Христу» [1; С.315].

6 «Свет учения нашей кафолической и апостольской веры, исходя из источника всякого света — Христа — через князей апостолов Петра и Павла и их преемников на римской кафедре до Агафона включительно, светит всему миру, и никакой еретический мрак не затмит его» [1; С.315].

7 Папа Гонорий впервые сформулировал ересь монофелитства- если во Христе одно естество, то в Нем должно быть и одно действование, одна воля, что и утверждали монофелиты [2].

8 «Проповедуем также по учению святых отцов что в Нем и две природные воли, и два природных желания, и два природных действия нераздельны, неизменны, неразлучны, неслиянны. И две природные воли не противоположны одна другой, как говорили нечестивые еретики, - да не будет! Но Его человеческое желание не противоречит (=не стоит в противоположности фактически) и не противоборствует (= не противится преднамеренно), а следует или, лучше сказать, подчиняется Его божественному и всемогущему желанию. Этот орос был провозглашен единогласно. Тотчас по окончании собора император обнародовал свой подтвердительный манифест, которым решение собора по обычаю возводилось в государственный закон. В нем, в частности, говорилось, чтобы «никто не смел сочинять другой веры и распространять доктрину об одной воле и одной энергии. Нельзя искать спасения в другой вере, кроме православной» [1; с.321-322]

9 «И кратко сказать, мы храним ненововводно все церковные предания, установленные для нас письменно или без писания. Одно из них есть изображение иконной живописью, как согласное с рассказом о евангельской проповеди, служащее нам удостоверением подлинного, а не призрачного воплощения Бога-Слова; ибо вещи, которые указывают взаимно друг на друга, без сомнения, и уясняют друг друга. Поэтому мы, шествуя как бы царским путем и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем:

- подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней. Вот таково учение святых отцов наших, т. е. предание кафолической церкви, от конца до конца земли приявшей евангелие. Осмеливающихся же иначе думать или учить или согласно с нечестивыми еретиками отвергать церковные предания и измышлять какое-то нововведение или отвергать что-нибудь из повященного церкви, Евангелие или изображение Креста или иконное живописание или святые останки мученика, или замышлять что-либо с хитростью и коварством для ниспровержения какого-либо из принятых в кафолической церкви преданий или давать профанное употребление священным сосудам или святым монастырям постановляем:

- если это будут епископы или клирики — извергать из сана, если же монахи или миряне — отлучать от общения» [1; с.365-366].

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Карташев А.В. Вселенские соборы. Православие и современность. Электронная библиотека [электронный ресурс]. - 393 с.

2. Словари и энциклопедии на Академике [электронный ресурс]. URL:http://dic.academic.ru.

Категория: РЕЛИГИЯ | Добавил: Администратор (17.06.2015)
Просмотров: 1422 | Теги: рим, православие, христианство, церковь, католичество, вселенский собор, Византия | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]