Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Четверг, 25.04.2024
Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТОМАС СТЕРНЗ ЭЛИОТ. НАЗНАЧЕНИЕ ПОЭЗИИ И НАЗНАЧЕНИЕ КРИТИКИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

Статья подготовлена по материалам книги: Элиот Т. С. Назначение поэзии. М. : ЗАО «Совершенство», 1997. - 350 с.

      В данной работе анализируется один из самых интересных и спорных трудов в области литературной критики – цикл лекций известнейшего европейского поэта XX века Томаса Стернза Элиота[1] (1888-1965) под названием «Назначение поэзии и назначение критики», которые были прочитаны с 4 ноября 1932 по 31 марта 1933 года в Гарвардском университете США.  

         Прежде, чем перейти непосредственно к характеристике сочинения      Т. С. Элиота, следует сказать, что основные его мысли  относительно поэзии и литературной критики изложены в работе А. А. Аствацатурова ««Назначение поэзии и назначение критики» в контексте литературно-критической теории Т. С. Элиота»[2]. В частности, в разделе, касающемся непосредственно цикла лекций, А. А. Аствацатуров пишет[3], что в исследовании «Назначение поэзии и назначение критики»  автор подводит итог своим размышлениям о литературе. Антилиберализм Элиота заключается в том, что согласно его теории обыденное личностное начало разрушает подлинную целостную индивидуальность, которой, по его мнению, обладал крупнейший деятель американской культуры Чарльз Элиот Нортон[4], цитата которого предваряет книгу. Такая позиция остается стержнем всех размышлений Элиота. Основная функция поэзии, как считает Элиот, состоит в том, чтобы доставлять эстетическое наслаждение[5]. Поэт выходит за рамки обыденного, преодолевая стереотипы, подменяющие подлинное переживание, по-новому воспринимая реальность. Поэзия, согласно утверждению Элиота, помогает «людям заново взглянуть на мир или на какую-то новую его часть»[6] и представляет собой высшую степень сознания народа. В отличие от либеральных критиков и литературоведов, Элиот относит вдохновение к психическим процессам обыденной личности и не считает его стержнем творческого процесса. Материал поэзии организуется именно критическими усилиями. В процессе критической деятельности как части творчества поэтическое отделяется от непоэтического. Творческая деятельность подчинена критической[7]. Также   А. А. Аствацатуров пишет[8], что одна из важнейших тем книги «Назначение поэзии и назначение критики» посвящена развитию литературной критики в Англии и связанному с ним изменению в понимании сущности поэзии и критики. Это изменение Элиот связывает с такими именами как Вордсворт[9], Кольридж[10], Шелли[11], Арнольд[12], Ричардс[13]. Среди всех концепций Элиоту наиболее близка концепция Т. Хьюма[14], который определил высшую цель поэзии как "ясное и точное описание"[15]. Однако определить сущность поэзии через её функции, по мнению Элиота, невозможно.

* * *

         Цикл лекций Т. С. Элиота "Назначение поэзии и назначение критики"  состоит из нескольких частей: 1) введение; 2) в защиту графини Пэмброк[1]; 3) Эпоха Драйдена[2]; 4) Вордсворт и Кольридж; 5) Шелли и Китс[3]; 6) Метью Арнольд; 7) современное сознание; 8) заключение. Издания предваряются авторскими предисловиями. В предисловии к изданию 1964 года Элиот пишет о том, что восемь лекций, вошедшие в этот том, несмотря на то, что некоторые из них были написаны по ходу чтения, всё ещё остаются актуальны и выражают его позицию критика[4]. В предисловии к циклу лекций, датированном 1933 г., Т. С. Элиот с присущим ему юмором объясняет причину своего участия в создании "ещё одной ненужной книги"[5] и благодарит всех, кто помог ему тем или иным способом в подготовке лекций.

         Рассмотрим вышеперечисленные восемь лекций Т.С. Элиота более подробно.

 

[1] Графиня Пэмброк – титул Марии Герберт (1555-1621), принадлежавшей к высшим кругам английской аристократии елизаветинской эпохи. Сестра Филиппа Сидни и племянница графа Лейстера, талантливая поэтесса и переводчица. Мария Герберт была заметной фигурой в литературе своего времени. Вместе с Филиппом Сидни она осуществила перевод Псалмов на английский язык. Переработала, дополнила и издала центральное произведение Ф. Сидни "Аркадию". Кроме того, графиня Пэмброк оказывала покровительство и поощряла многих поэтом и литераторов, среди которых в частности были Э. Спенсер и С. Даниэль.  [Элиот Т.С. Назначение поэзии. М.: ЗАО «Совершенство», 1997. - 350 с.; С.323]

[2] Джон Драйден (1631-1700) -  великий английский поэт, драматург и критик, автор первых серьезных высказываний о творчестве Шекспира, в особенности в "Опыте о драматической поэзии" (Essay of Dramatic Poesy, 1668), "Опыте о драматической поэзии прошлого века" (Essay on Dramatic Poetry of the Last Age, 1672) и в предисловии к "Троилу и Крессиде" (1679), его обработке пьесы Шекспира. Совместно с Уильямом Давенантом адаптировал "Бурю" ("Очарованный остров", 1667), а трагедия Драйдена "Все за любовь" (1678) была создана по мотивам "'"Антония и Клеопатры". В предисловии к "Троилу и Крессиде" он так охарактеризовал свои намерения в отношении этой пьесы: "убрать гору чепухи, под которой погребены гениальные мысли". [См.: Словари и энциклопедии на Академике.  Шекспировская энциклопедия [электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/shakespeare/Драйден (дата обращения: 13.06.2016)

[3] Джон Китс (1795 - 1821) - английский поэт-романтик. Гедонистические стихи и патриархально-утопическая идиллия "Эндимон" (1818), культ античной красоты и гармонии ("Ода к греческой урне"), культ природы (оды "Осени", "Психее") выражают неприятие Китсом пуританской морали, грубости и прозы собственнических устремлений. Символико-аллегорическая поэма"Гиперион" (1820). [См.: Словари и энциклопедии на Академике.  Современная энциклопедия [электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/22710 (дата обращения: 13.06.2016).

[4] См.: Элиот Т.С.Назначение поэзии. М.: ЗАО «Совершенство», 1997. - 350 с.; С.41.

[5] См.: Там же; С. 42.


[1] (Eliot) Томас Стернз (1888, Сент-Луис, штат Миссури – 1965, Лондон), англо-американский поэт. Родился и воспитывался в США. Учился в Гарвардском университете, изучал философию в Сорбонне, Оксфорде и Марбурге. В 1915 г. переехал в Англию, где нашёл более подходящие условия для творчества и более образованное и увлечённое литературой и искусством окружение, чем в Америке. В 1927 г. принял английское подданство. В 1915 г. опубликовал стихотворные произведения «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока», «Портрет леди», «Прелюдии», «Рапсодия в ветреную ночь». «Пруфрок» был написан ещё в Гарварде, но новизна стиля не позволила опубликовать его в то время в США. Элиот создаёт новую поэтическую форму и развивает темы, характерные и для последующего творчества. В поэме обыгрываются штампы, которые выворачиваются наизнанку и представляют известное в преображённом, неожиданном виде. Автор использует иронию, вводит обыденную речь. Убеждение в том, что современная цивилизация теряет духовность, породило основное настроение лучшей поэмы Элиота «Бесплодная земля» (1922), которая стала вершиной модернистской поэзии и оказала огромное влияние на развитие мировой поэзии. В ней с ещё большей силой, чем в предыдущих творениях Элиота, слышно отчаяние поэта, страдающего от всеобщего упадка и неотвратимости смерти. Упадочническим настроениям Элиот противопоставляет христианство, он принял католичество и до конца дней оставался глубоко религиозным человеком. Поэма трудна в восприятии, она фрагментарна, ассоциативные связи между образами и мотивами произвольны, а использование большого количества аллюзий и отсылок породило лавину комментариев. Тема деградации и гибели человека развивается в поэмах «Полые люди» (1925), «Пепельная среда» (1930). Поэма «Четыре квартета» (1943), навеянная поздними квартетами Бетховена, выражает религиозно-философский взгляд на мир и человека. Те же проблемы выражены и в пьесах «Скала» (1934), «Убийство в соборе» (1935), «Воссоединение семьи» (1939). Элиот был выдающимся редактором и литературным критиком, в 1920—30-х гг. он редактирует литературный журнал «Критерий», публикует сборники литературно-критических статей: «Священный лес» (1920), «Назначение поэзии и назначение критики» (1933), «О поэзии и поэтах» (1957). Взгляды Элиота легли в основу так называемой англо-американской «новой критики». В 1948 г. Элиоту была присуждена Нобелевская премия. [См.: Словари и энциклопедии на Академике.  Литературная энциклопедия [электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/5620/Элиот (дата обращения: 12.06.2016)

[2] Работа А. А. Аствацатурова состоит из нескольких частей: 1) творческий путь; 2) литературно-критическая теория Элиота 20-х годов;   3) теория "объективного коррелята"; 4) рассудок и эмоции; 5) теория литературной традиции; 6) цикл лекций Т. С. Элиота "Назначение поэзии и назначение критики";  7) Т. С. Элиот о деятельности литературного критика. [См.: Элиот Т.С.Назначение поэзии. М.: ЗАО «Совершенство», 1997.-350 с.; с.15-39].

[3] См.:Там же; С.31.

[4] Чарльз Элиот Нортон  (1827-1908) – выдающийся американский ученый гуманитарий, оставивший заметный след в культуре США. В 1875-1893 гг. преподавал историю искусств в Гарварде. По его инициативе был создан Институт Археологии США. В области филологической науки Чарльз Элиот Нортон зарекомендовал себя главным образом как переводчик и исследователь Данте. Основал в США дантевское общество. Был автором ряда работ в области истории искусства. Полное собрание писем Чарльза Элиота Нортона вышло в свет в 1913 г. [Там же. С. 319].

[5] См.: Элиот Т.С.Назначение поэзии. М.: ЗАО «Совершенство», 1997.-350 с.; С.32.

[6] Цит.по: там же; С.33.

[7] См.: Там же; С.34.

[8] См.: Там же; С.35.

[9] Уордсуорт (Wordsworth) Уильям (7.4.1770, Кокермаут, — 23.4.1850, Райдал-Маунт, близ Грасмира, Уэстморленд), английский поэт. Окончил Кембриджский университет. Испытал влияние Великой французской революции. Сочувствовал жертвам аграрно-промышленного переворота в Англии (поэма «Вина и скорбь», 1793—94). В конце 90-х гг.  сблизился с С. Колриджем и Р. Саути, образовав идейное содружество — так называемую «озёрную школу». В 1798 совместно с С. Колриджем опубликовал сборник «Лирические баллады»; предисловие ко 2-му изданию этого сборника (1800) стало эстетическим манифестом консервативного Романтизма. Порвав с классицистическими нормами 18 в., Вордсворт в балладах, пронизанных неподдельным чувством, писал о крушении вековых устоев крестьянской жизни («Нас семеро», «Братья»), передавал мысли простых тружеников и красоту родной природы («Строки, написанные ранней весной»), силу любви («Люси»). Вордсворт  писал стихи о восставших неграх на Гаити, тирольских крестьянах, борющихся против Наполеона (цикл «Сонеты, посвящённые свободе», 1802—16); в тот же цикл вошли и официально-патриотические стихи. С годами Вордсворт всё определенней переходил на консервативные позиции: в «Церковных сонетах» (1822) он представляет историю Европы как смену религиозных учений. В автобиографической поэме «Прелюдия» (1850) Вордсворт отказывается от радикализма юности. В 1843 получил звание поэта-лауреата. [См.: Словари и энциклопедии на Академике.  Большая советская энциклопедия [электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/159154/Вордсворт (дата обращения: 12.06.2016)

[10] Кольридж Сэмюэль Тейлор (1772-1834) – английский поэт-романтик, философ, теоретик искусства.

[11] Шелли (Shelley) Перси Биш (4.8.1792, Филд-Плейс, Суссекс, ‒ 8.7.1822, залив Специя, похоронен в Риме), английский поэт. Сын баронета. Учился в аристократической школе в Итоне (1804‒10), затем в Оксфордском университете, откуда исключен за публикацию трактата «Необходимость атеизма» (1811; совместно с Т. Дж. Хоггом). Женитьба на дочери трактирщика (1811) довершила разрыв Шелли с отцом. Социально-политические взгляды Шелли сложились под воздействием идей Великой французской революции, сочинений французских просветителей 18 в., Т. Пейна и особенно У. Годвина, с которым Шелли познакомился в 1813. В 1812 в Ирландии участвовал в пропаганде политического освобождения страны от Великобритании («Обращение к ирландскому народу», «Декларация прав»). Бунтарские настроения присущи и первым литературным произведениям Шелли ‒ анонимно изданным «готическим романам» «Застроцци» (1810) и «Сент-Эрвин» (1811), сборнику стихов «Подлинные стихотворения Виктора и Казиры» (1810, совместно с сестрой Элизабет), ранним политическим стихотворениям. В 1814 знакомится с дочерью Годвина Мэри, с которой связывает свою дальнейшую судьбу. Спасаясь от травли и клеветы, с 1818 постоянно жил в Италии. Погиб в море во время шторма.

В первом значительном поэтическом произведении, философской поэме «Королева Маб» (1813), в форме средневековых «видений» изложено революционно-демократическое кредо Шелли, во многом заимствованное из «Исследования о политической справедливости» Годвина. В 1818‒22 создано большинство крупных произведений поэта: стихотворная повесть «Розалинда и Елена» (1818, опубл. 1819), с её уничтожающей критикой идиллической патриархальной семьи; поэма «Юлиан и Маддало» (1818, опубл. в 1824), рожденная в спорах с Дж. Г. Байроном о силе человеческого духа; романтическая трагедия «Ченчи» (1819) из времён итальянского средневековья, оправдывающая насилие в борьбе с тиранией; поэма «Маскарад анархии» (1819) ‒ отклик на расстрел рабочего митинга в Манчестере; драматическая сатира «Царь Эдип, или Тиран-толстоног» (1820); лирическая драма «Эллада» (1821), посвященная национально-освободительному восстанию в Греции; поэма в память Дж. Китса «Адонаис» (1821); поэма «Торжество жизни» (1822) и др. Основная тема философско-аллегорической поэмы «Восстание Ислама» (1818; первоначально изданной под названием «Лаон и Цитна», 1817) и революционно-лирической драмы «Освобожденный Прометей» (1820) ‒ борьба деспотизма и свободы. Как и в «Королеве Маб», здесь провозглашается неизбежность победы добра и справедливости, когда расцвет творческих сил природы и освобожденного человека явит миру царство вечной красоты и гармонии. Дух мифологической античности пронизывает такие философские стихи Шелли, как «Гимн Аполлону», «Гимн Пану», «Песнь Прозерпины». Картины природы у Шелли сочетают тонкость наблюдений с пантеистическим её ощущением. Шелли-атеист верит в некоего Духа Природы; всё сущее для него живо («Аретуза», 1820; «Философия любви», 1819, и др.). Политическое освобождение человечества мыслится и как преодоление зла в природе («Ода Западному Ветру»). Душа поэта слита с вечно обновляющейся природой, романтически преображает бытие («Облако», «Строки, написанные среди Энганейских холмов»). Человечна и светла любовная лирика Шелли («Свадебная песня», «К Джейн»), хотя нередко в ней звучит скорбная, трагическая нота («Жалоба», «К ночи», «Мимоза»). Стихийно близкий идеям социализма, «гениальный пророк», по определению Ф. Энгельса, Шелли оставил немало боевых, агитационных стихов (например, «Людям Англии», 1819). Общественное назначение литературы, миссия революционного поэта ‒ центральная проблема эстетического трактата Шелли «Защита поэзии» (1822, опубл. 1840).

Яркое воображение, музыкальность стиха, богатство ритмики сообщают неповторимое своеобразие поэзии Шелли Огромно её влияние на поэзию стран английского языка и мировую. Его произведения переведены на многие языки, в том числе на русский. [См.: Словари и энциклопедии на Академике.  Большая советская энциклопедия [электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/151381  (дата обращения: 12.06.2016)

[12] Арнольд Мэтью (1822-1888) – английский поэт и критик. [Элиот Т.С.Назначение поэзии. М.: ЗАО «Совершенство», 1997.-350 с.; С. 322].

[13] Ричардс Айвор Армстронг (1893-1979) – видный английский литературовед и литературный критик. Преподавал в ряде университетов Англии. Был одним из основоположников принципа "семантического анализа" художественного высказывания, который последовательно разрабатывал в своих книгах "Значение значения" (1923), "Принципы литературной критики" (1925), "Практическая критика" (1929), "Философия риторики" (1936). Личное знакомство Элиота и Ричардса состоялось в 1920 г. вскоре после выхода в свет второго сборника стихов Элиота. Ричардс, в ту пору преподаватель Кмбриджа, проявил огромный интерес к Элиоту, преложил ему курс лекций в университете и взял на себя роль постоянного критика и интерпретатора его стихов. Элиот в свою очередь неизменно прислушивался к суждениям Ричардса и, начиная со второй половины 20-х гг., во многом следовал его методологическим установкам. [Элиот Т.С.Назначение поэзии. М.: ЗАО «Совершенство», 1997.-350 с. С. 320].

[14] Хьюм (Hulme) Томас Эрнест (1883—1917), английский поэт, эссеист, теоретик искусства. Наставник Т. С. Элиота и имажистов (см. Имажизм). Погиб во Франции во время 1-й мировой войны. Большинство написанного издано посмертно («Размышления», 1924, и др.). [См.: Словари и энциклопедии на Академике.  Энциклопедический словарь [электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/92320 (дата обращения: 12.06.2016)

[15] См. Элиот Т.С.Назначение поэзии. М.: ЗАО «Совершенство», 1997.-350 с.; С.35.

Категория: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ | Добавил: Администратор (17.12.2016)
Просмотров: 1352 | Теги: вордсворт, английская поэзия, поэзия, Критика, Шелли, Элиот, теория объективного коррелята, кольридж | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]