Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Суббота, 21.04.2018
Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА. МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

 Художественно-творческий процесс состоит из нескольких звеньев: действительность – художник – произведение – реципиент (читатель, зритель, слушатель) – действительность. Организатором этого процесса выступает художественная критика. Она также влияет на все его звенья и на характер взаимодействия между ними.

Критика воздействует на восприятие художником мира, ставя перед ним острые социально-политические и философские проблемы. Она влияет на творческую личность художника, корректируя его художественную деятельность и формируя самоконтроль. В сферу интересов критики и в ее содержание входят социально-творческие аспекты личности художника. Критика влияет на процесс создания художником произведения. Анализируя творчество других художников и предшествующее творчество данного автора, она влияет на создание нового произведения и дает этому процессу важные импульсы и ориентиры. Критика взаимодействует с произведением, постигая его смысл и создавая поле общественного мнения. Критика действует как катализатор, усиливая взаимодействие автора и зрителя, помогает публике постичь художественную концепцию, заключенную в произведении. Задача критики состоит в том, чтобы вскрыть заложенную в художественном произведении мысль и интерпретировать ее, подготовить аудиторию к восприятию и пониманию нового слова в искусстве. Целостное рассмотрение художественных явлений – один из важных моментов художественной критики. Прерогатива искусства состоит в эстетическом воздействии на публику, пробуждая в ней творческий дух. Критика пытается эстетически воздействовать на читателя не только средствами искусства, но и критическими средствами – эмоциональностью и выразительностью стиля, красотой логики и т.д. Критика воздействует на сознание и социальную активность реципиента, стимулируя и направляя его активное вторжение в жизнь. Критика выводит художественное произведение на сцену общественной жизни, погружает в контекст социальной борьбы. Для критики весьма важно публицистическо-гражданское начало. Критика делает прямые сопоставления произведения и действительности, анализирует художественную правдивость произведения.

Критика двуедина по своей природе. В некоторых функциях, особенностях и средствах она является литературой, а в других – наукой. Художественная критика является составной частью художественного процесса, она вырастает из него, на основе его собственных запросов и на основе социальных особенностей потребления искусства обществом. Критика является коррелятом в саморегулирующейся системе взаимодействия искусства и общества. Подобное явление не укладывается в сферу чисто научного познания. Результаты художественного освоения мира, в отличие от научных, как правило, сразу нацелены на восприятие массовой аудиторией и, главное, они никак не могут быть экспериментально проверены. Как только искусство стало доступно широким слоям публики, так сразу обострилась необходимость в художественной критике как специальной сфере, «пограничной» между наукой и искусством. В философии критика не выделяется в особую сферу деятельности. Критическая форма философствования есть лишь определенный жанр собственно философского исследования, который не выделяется в особую область деятельности, как это происходит с художественной критикой по отношению к искусству. Философская и научная критика не выходят из сферы философии и науки и ведутся на их языке, в их категориях. Художественная критика являет собой метапозицию по отношению к искусству. Она двойственна по своей природе. Одними своими свойствами – формой выражения мысли, включенностью в художественный процесс, - критика родственна литературе, другими свойствами – способом мышления, опорой на методологию,  наличием собственного категориального аппарата – науке.

Критика возникла благодаря встречному движению науки и искусства, философии и литературы. Процесс рождения критики содержит в себе ряд механизмов, которые прямо или косвенной раскрывают ее существенные особенности и ее современные взаимоотношения со смежными сферами духовной деятельности. Критика внутренне связана с эстетикой, риторикой, поэзией. Также критика взаимодействует с видами искусства (театр, музыка, кино и т.д.), каждый из которых способен быть не только объектом, но и инструментом исследования. Использование опыта различных видов искусства обогащает критику новыми приемами, новой операционной техникой и категориальным аппаратом. Критический анализ плодотворен только тогда, когда в его процессе приводится в движение аппарат эстетических категорий и исследование произведения опирается на «снятый» художественный опыт человечества – на эстетику.

Образная мысль взаимодействует с личным опытом читателя, зрителя, слушателя. Смысл образа неоднозначен. Однако существуют границы прочтения и интерпретации. Образ дает фиксированную программу размышления над определенным кругом жизненного материала. Поэтому критик должен освоить широчайшие слои жизненного и эстетического опыта. Суждение критиков при всех расхождениях должны оставаться в русле программы, заданной художественным произведением.

Объектом исследования критики является художественное произведение и художественный процесс в целом. Для ориентации критики в сложном пространстве мировой художественной культуры большое значение имеет опора на эстетику. Критика создает для эстетики «задел знаний» и ставит перед нею вопросы, решение которых продвигает теорию вперед. У серьезного критика все ориентировано на выявление закономерностей творчества, на обобщение. Эстетика призвана систематизировать знания, накопленные критикой и искусствоведением, проверять, отвергать или поднимать гипотетические знания до уровня законов и категорий. В своих оценочных функциях критика базируется на эстетических аспектах теории ценностей – аксиологии. Другой аспект критики связан с герменевтикой.

Взаимоотношение объективного и субъективного в критическом анализе и в понимании художественного произведения  - одна из центральных проблем методологии критического анализа. Факторами, обуславливающими известную объективную стабильность критической интерпретации, ее относительную точность и адекватность тексту, зеркальность рецепции по отношению к художественному замыслу, являются: 1) художественное содержание и программа художественных переживаний и эстетических ориентаций, заключенные в художественных произведениях; 2) объективная историческая включенность текста в социально-культурный контекст, превращающая его в реальный социальный феномен: художественное произведение. Факторами, обусловливающими известную субъективную подвижность и вариативность восприятия произведения, являются влияющие на понимание и оценку произведения:     1) историческая эпоха и ее жизненный и художественный опыт; 2) социально-психологическая группа, которой принадлежит реципиент; 3) его личные качества; 4) его психологическое состояние в момент рецепции;       5) критические методы и подходы, инструменты и установки, которые применяет критик при анализе.

Многоподходность, возникающая в современной критике, способная обеспечить истинную меру в сочетании объективных и субъективных начал критики, грозит критике эклектизмом методологии, разорванностью критического сознания, несопрягаемости результатов, полученных от применения разных исследовательских инструментов. Критический анализ, соблюдающий меру во взаимоотношениях субъективного и объективного начал, оставляет произведению его открытость, предполагает бесконечность, многовариантность и определенность смысла художественного произведения и исходит из его значимости в прошлом, настоящем и будущем, что соответствует истинной природе искусства.

Чтобы выполнять свою роль, способствовать раскрытию художественной концепции и оценки произведения, критика должна быть вооружена инструментом его интерпретации оценки, методом его смыслопостижения и выявления ценностного статуса. Для аналитического проникновения в сущность любого объекта исследования необходимы и достаточны пять последовательных мыслительных действий, из которых складывается научный метод анализа:

1) предварение, выбор исходной позиции (видение объекта общим планом); 2) подступ и обход (видение объекта средним и крупным планом); 3) проникновение (движение внутрь исследуемого объекта); 4) постижение динамики (выявление смысла и значения функционирования объекта);           5) понимание сути (обретение целостного взгляда на предмет путем синтеза и обобщения результатов, полученных на предшествующих этапах анализа).

Метод художественной критики обусловлен следующими факторами: 1) самим искусством; 2) опытом современного искусства; 3) восприятием предмета анализа сквозь призму мировоззренческих установок;                      4) собственными традициями критики; 5) методологическим опытом других наук.

Цель критического анализа – воздействие на все звенья художественно-творческого процесса и особенно на постижение произведения публикой.

 

 

Критический анализ художественного произведения.

 

Критический анализ художественного произведения состоит из пяти шагов.

1. Установка анализа и общее суждение о произведении. Метод критического анализа определяет установки и принципы прочтения и оценки произведения. Первый шаг метода – выбор исходной позиции, осуществляемой на основе мировоззрения, которое вбирает в себя весь предшествующий мыслительный опыт. Этот опыт как бы накладывается на произведение предшествующие его интерпретации и в результате складывается общее суждение о нем, формируется парадигма прочтения произведения и руководящие принципы дальнейшего его всестороннего, детального и целостного рассмотрения. Историзм – главная интерпретационная установка, генеральный методологический принцип художественно-критического анализа, определяющий все его подходы и приемы, контролирующий и направляющий все его операции и процедуры. Первому интерпретационному шагу – выбору исходной позиции анализа – соответствует и первый оценочный шаг – выбор исходной позиции и составление общего предварительного представления о ценности данного произведения. Ценностный анализ позволяет определить реальное место произведения в национальном и мировом художественном процессе.

2. Определение смысла и ценности внешних связей (эстетических отношений) произведения. Каждый научно плодотворный художественно-критический подход обеспечивает рассмотрение произведения с определенной, специфической стороны, а возможное количество таких подходов задано им самим, его свойствами, связями, «конфигурацией». Последовательность подходов обусловлена движением от общего к частному, от реальности к культуре, и от нее к художнику, творческому процессу. Историзм выступает как гарант монизма методологии, сохраняя целостность анализа произведения. Реальность – ключ к смыслу произведения. Эти аспекты произведения выявляет социологический подход. Художественный мир – творчески преобразованное отражение и осмысление реальности. Это свойство произведения вызывает необходимость в гносеологическом подходе к нему (определение степени художественной правдивости, соответствие искусства реальности). Культура – ключ к интерпретации произведения. Художественное произведение необходимо рассматривать на широком культурном фоне. Именно в поле культуры художественное произведение выражает, закрепляет и передает другим людям художественные идеи и образы. Судьбы художника и самого произведения также являются ключом к его смыслу, поскольку в произведении всегда запечатлевается неповторимая личность его творца. На эту особенность художественного творчества опирается биографический подход, являющийся способом прочтения художественного произведения через личность автора. Второй шаг включает в себя и творческо-генетический подход. Для интерпретации произведения важна его творческая история, сам процесс создания и все его аспекты: состояние духа художника, его творческие переживания, варианты произведения, зафиксированные в черновиках, время написания произведения, общие обстоятельства работы, объективно-физический аспект. Иногда художник сам формирует замысел своего произведения. В этом случае признание автора нуждается в интерпретации, а иногда – в дешифровке и даже коррекции. Второй шаг выявляет ценность внешних связей произведения – богатство и оригинальность художественно запечатленных в нем эстетических отношений. Высшим критерием здесь выступает эстетическое богатство.

3. Определение смысла и ценности внутренних связей (структуры) художественного текста. Метод критики обеспечивает проникновение в глубь художественного произведения, выявление его структуры, членение его на элементы и изучение каждого из них. Одним из инструментов операционного проникновения в художественное произведение  является структурный анализ, который позволяет исследовать его как систему элементов. Структурный анализ – это контролируемая принципом историзма операционная техника, позволяющая проникнуть внутрь строения текста, исследуя его как систему приемов, обусловленную единством художественного задания. Смысл языкового и стилистического строения художественного текста раскрывают семиотический и стилистический анализ. Семиотический анализ предполагает рассмотрение художественного произведения как знаковой системы и исходит из положения: искусство есть язык. Одна из исходных установок семиотического подхода: художественное произведение значимо всё сплошь. При стилистическом анализе ведется поиск нейтральной основы языка, от которой отклоняется индивидуальный стиль художника, выражающий его социальные ориентации и личностные духовные качества. Богатство интонационной системы дает интонационный анализ произведения. Интонация – средство фиксации и трансляции мысли, содержательный элемент информационного процесса. В результате такого анализа выявляется мера интонационной свободы творчества и определяется ценность интонационной системы. Определение ценности внутренних связей произведения предполагает также выявление степени обогащения в нем норм художественного процесса. Расширение художественных норм искусства обогащает и развивает его эмоционально-семантическое поле и художественно-концептуальные возможности. Последнее таит в себе повышение ценностного потенциала искусства и стимулирует художественный прогресс.

4. Определение смысла и ценности произведения в свете его социального функционирования. При функциональном подходе художественный смысл и ценность произведения выявляются через его реальное функционирование в культуре. Рецептивный подход стремится понять произведение через ряд его конкретных исторических, групповых и индивидуальных восприятий, рассматривая его в исторической развернутости, в восприятии различными поколениями в разные эпохи. Художественная критика должна учитывать обе стороны системы «текст-реципиент»; воздействие текста, обусловленное его художественной значимостью, и рецепцию читателя, обусловленную его индивидуальностью и конкретно-историческими условиями бытия. Конкретно-социологические исследования позволяют раскрыть картину социального функционирования произведения, выявить среду его распространения, охарактеризовать рецепционные предпочтения и ориентации публики. Социальное бытие произведения осуществляется через его издание, через его взаимодействие с аудиторией, через общественное мнение, через интерпретацию его критикой. В свою очередь, история общественной «репутации» произведения, трактовки его критикой, внимания к нему публики и восприятие является одним из ключей для его современной интерпретации и оценки.

5. Итоговое суждение о смысле и ценности произведения. Достижение сути происходит с помощью средств целостного видения произведения, инструментов синтеза, технологии обобщения, реализующих исходную установку и приводящих в систему результаты анализа его внешних и внутренних связей и его функционирования. Возникает целостный облик произведения, складывается итоговое суждение о художественной концепции. Целостный анализ включает в себя оценку художественной концепции, выявление ее богатства и оригинальности. Высший критерий завершающей стадии ценностного анализа – художественное совершенство. Шедевр – это мастерски выраженная на основе обогащенных норм искусства социально общезначимая концепция произведения, отвечающая фундаментальным потребностям общества в формировании самоценной творческой личности. На основе синтеза результатов пяти ступеней ценностного анализа формируется итоговая общая оценка художественного произведения.

 

 

Методология анализа художественного процесса

 

Литературоведение и искусствоведение имеют своим предметом не только художественное произведение, но и художественный процесс. История литературы и искусства должна строить свои суждения на выдающихся произведениях культурного сознания. Двумя важнейшими категориями эстетики, помогающими понять художественный процесс и обобщенно описывающими его составные элементы, являются художественные взаимодействия и художественные направления. Эти категории имеют инструментально-методологическое значение и помогают анализу художественного развития и выявлению его исторических и национальных особенностей. Те произведения, которые выдвигают новый инвариант концепции мира и личности (открывают новое направление), и те, которые наиболее ярко и полно выражают устойчивую концепцию, присущую тому или иному направлению, и являются предметом истории литературы и искусства.

Метод анализа художественного процесса исходит из теоретического видения своего предмета и прежде всего должен включать в себя инструменты, помогающие определить особенности художественного направления и принадлежность к нему той или иной группы произведений. Для решения этой задачи существует восемь пластов, в каждом из которых выявляется определенный тип взаимодействия человека с различными внутренними и внешними средами.

Первый пласт («я - я»). В этом пласте произведения осуществляется художественное самосознание человеком себя как личности.

Второй пласт («я - ты») - коммуникация человека с другим человеком. Этот пласт – главный носитель нравственной проблематики.

Третий пласт («я - мы»). Этот пласт в произведении является главным носителем социально-политической и правовой проблематики.

Четвертый пласт («я - мы все») – отношения человека с человечеством и историей. Этот пласт – главный носитель философии истории, социально-философских, гуманитарных проблем.

Пятый пласт («я - всё») – личность и природная среда, ее окружающая. Этот пласт – главный носитель естественнонаучных и натурфилософских проблем.

Шестой пласт («я – все созданное нами») – личность и рукотворная «вторая»природа. Этот пласт – главный носитель соционатурфилософских проблем: руссоизм, урбанизм, экологические вопросы и т.д.

Седьмой пласт («я - все созданное нами в сфере духа») – человек и созданная им духовная культура. Этот пласт – носитель культурологических и герменевтических проблем.

Восьмой пласт («я - всеобщее») – человек и мироздание. Этот пласт в произведении является главным носителем религиозной или глобальной метафизической проблематики: что есть мир, в чем смысл жизни и т.д.?

Художественное произведение создает художественный мир – модель реальности. Художественный мир смыслонагружен, концептуально насыщен. Общая художественная концепция произведения зависит от 1) наличия или отсутствия каждого из восьми возможных пластов; 2) иерархического расположения всех наличных концептуальных пластов; 3)авторской трактовки каждого из наличных концептуальных пластов; 4) изменения смысла, значения и иерархической расположенности концептуальных пластов в ходе изменения историко-культурного контекста и историко-рецептивного поля. Первые три параметра выявляют типологическую принадлежность данного произведения к тому или иному художественному направлению. Четвертый момент определяет характер восприятия смысла и значения произведения в новую эпоху. Важное методологическое значение имеет выявление: 1) внешних связей художественного процесса с историей, экономикой, социальными движениями в обществе; 2) обусловленности художественного процесса его взаимодействием с другими факторами общественного сознания (с философией, политикой, моралью, правом, наукой, религией); 3) взаимодействия процесса развития данного искусства с другими его видами; 4) взаимодействия художественного процесса с другими формами эстетической и культурной деятельности (с дизайном, модой и т.д.); 5) взаимоотношения литературного процесса с фольклором.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. – 496 с.

Категория: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ | Добавил: Администратор (21.05.2016)
Просмотров: 1091 | Теги: Борев, художественный процесс, Критика, эстетика, художественная критика, анализ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]