Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Суббота, 21.04.2018
Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Ю. М. ЛОТМАН. БЕСЕДЫ О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ. БЫТ И ТРАДИЦИИ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА (XVIII – НАЧАЛО XIX ВЕКА). ВВЕДЕНИЕ.

Ю. М. ЛОТМАН. БЕСЕДЫ О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ. БЫТ И ТРАДИЦИИ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА (XVIII – НАЧАЛО XIX ВЕКА). ВВЕДЕНИЕ.

 

В данной работе рассматривается научный труд одного из самых блестящих исследователей русской культуры, выдающегося теоретика и историка культуры, основателя тартуско-московской[1] семиотической школы Юрия Михайловича Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). Книга создана на основе цикла телевизионных лекций, рассказывающих о культуре русского дворянства. Минувшая эпоха представлена через реалии повседневной жизни. В повествовании автор обращается не только к историческим лицам, но и героям русской литературы, погружая читателя в мир повседневной жизни русского дворянства XVIII  - начала XIX века.

            Как пишут авторы предисловия к данному изданию[2], для  Ю. М. Лотмана повседневная жизнь людей далёкой эпохи – "категория историко-психологическая, знаковая система, то есть своего рода текст. Он учит читать и понимать этот текст, где бытовое и бытийное неразделимы". Сам Ю. М. Лотман об этом писал: "История проходит через Дома человека, через его частную жизнь. Не титулы, ордена или царская милость, а «самостоянье человека» превращает его в историческую личность"[3].

            Как поясняет сам автор[4], исследование построено в форме разговора, но его реальное содержание несколько уже, чем обещает название "Беседы о русской культуре". По мнению Ю. М. Лотмана[5] "всякая культура многослойна", в том числе русская культура, включающая в себя культуру русского крестьянства, русского духовенства, купеческую и мещанскую культуры и т. д. Автор останавливается на культуре и быте русского дворянства, объясняя это тем, что всё, что не охвачено этнографией, то есть каждодневная жизнь той сферы, в которой жили Пушкин и декабристы, приобрело со временем негативный оттенок, так как в массовом сознании эпитет "дворянский" вызывал образ "эксплуататора", Салтычихи и т. п. "Но при этом забывалось, - пишет Лотман, - что та великая русская культура, которая стала национальной культурой и дала Фонвизина и Державина, Радищева и Новикова, Пушкина и декабристов, Лермонтова и Чаадаева и которая составила базу для Гоголя, Герцена, славянофилов, Толстого и Тютчева, была   дворянской   культурой"[6].

            Прежде чем перейти непосредственно к самим беседам, Ю. М. Лотман считает необходимым определить[7] значение понятий "быт", "культура", "русская культура XVIII – начала XIX столетия" и их отношения между собой. Он пишет[8]: "Культура есть форма общения между людьми и возможно лишь в такой группе, в которой люди общаются". Такую организационную структуру, объединяющую людей, живущих в одно время, автор называет[9] синхронной. "Всякая структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык. Это означает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т. д. ), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла. Следовательно, культура имеет, во-первых, коммуникационную и, во-вторых, символическую природу"[10]. В качестве примеров Лотман рассматривает символические значения таких предметов, как "хлеб", "меч", "шпага". Вот что он пишет[11] о шпаге: "Шпага как оружие, шпага как часть одежды, шпага как символ, знак дворянства – всё это различные функции предмета в общем контексте культуры".

            Также Ю. М. Лотман определяет[12] культуру как память. "Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества, человечества"[13]. Символы культуры приходят их глубины веков и передаются будущим состояниям культуры. "Следовательно, культура исторична по своей природе. Само её настоящее всегда существует в отношении к прошлому (реальному или сконструированному в порядке некоей мифологии) и к прогнозам будущего. Эти исторические связи культуры называют «диахронными»… Культура вечна и всемирна, но при этом всегда подвижна и изменчива. В этом сложность понимания прошлого… Но в этом и необходимость понимания ушедшей культуры: в ней всегда есть потребное нам сейчас, сегодня"[14].   Для того, чтобы понимать смысл поведения живых людей и литературных героев прошлого, необходимо знать их культуру. Поэтому тема предлагаемых Лотманом бесед  -  это жизнь, окружающий мир, общие представления и представления нравственные, служебные обязанности, обычаи, одежда, логика поступков людей и литературных героев рассматриваемой эпохи.

            Размышляя о том, что такое быт и как он может быть связан с миром символов и знаков, составляющих пространство культуры, Ю. М. Лотман обращается[15] к истории быта, где самоочевидна связь её глубинных форм с идеями, с интеллектуальным, нравственным, духовным развитием эпохи. Он пишет[16], что "мир идей неотделим от мира людей, а идеи – от каждодневной реальности… Отсюда метод предлагаемых читателю «Бесед о русской культуре» – видеть историю в зеркале быта, а мелкие, кажущиеся порой разрозненными бытовые детали освещать светом больших исторических событий". Взаимопроникновение быта и культуры очевидно, поскольку все окружающие нас вещи, включенные в общественную практику, становятся как бы сгустками отношений между людьми и в этой своей функции способны приобретать символический характер. То есть, быт, в символическом его ключе, есть часть культуры.

            Лотман говорит[17] также о том, что все вещи связаны между собой. Их функциональная связь определяет "единство стиля". Есть и другая связь, когда вещи связаны памятью. Например, это может быть память о каком-то дорогом человеке. С другой стороны, вещи влияют на своих обладателей. Они навязывают манеру поведения, поскольку создают вокруг себя определенный культурный контекст. Особенно это касается предметов старинного быта, которые производились вручную, и форма которых отрабатывалась десятилетиями, а иногда и веками. "Вещь, с одной стороны, придавала телу человека новые возможности, а с другой – включала человека в традицию, то есть и развивала и ограничивала его индивидуальность"[18].

            Быт это также обычай. Связь этой стороны быта с культурой очевидна. Обычай имеет ещё одну функцию. Законы, нормы поведения, такие как образ мыслей и чувствований, обычаи, привычки, поведение, присущие какому-либо народу, принадлежат культуре. Они закрепляются в формах бытового поведения, передаются через быт и тесно соприкасаются со сферой народной поэзии. Они вливаются в память культуры.

            Эпоху XVIII – начало XIX века Ю. М. Лотман называет[19] семейным альбомом нашей сегодняшней культуры, её "домашним архивом", её "близким-далёким". Отсюда -  особое отношение современников к предкам, которыми восхищаются, и родителям, которых осуждают. "В этом историческом невежестве или полузнании… идеализация допетровской Руси столь же распространена, как и отрицание послепетровского пути развития"[20]. Лотман говорит[21], что дело не в перестановке этих оценок, но, по его мнению, следует от этой, как он называет, "школярской" привычки оценивать историю по пятибалльной системе. Знать и понимать историю необходимо не только для того, чтобы восстановить непрерывность культуры, но и для того, чтобы проникнуть в тексты Пушкина, Толстого, а также более близких нашему времени авторов, таких как Варлам Шаламов.

 

            "Беседы о русской культуре" разделены на три основные части, каждая из которых содержит несколько глав. Первая часть состоит из трёх глав под названиями: "Люди и чины", "Женский мир", "Женское образование в XVIII – начале XIX века". Вторая часть включает в себя "Бал", "Сватовство. Брак. Развод", "Русский дендизм", "Карточная игра", "Дуэль", "Искусство жизни", "Итог пути". В третьей части содержатся главы "Птенцы гнезда Петрова", "Век богатырей", "Две женщины", "Люди 1812 года", "Декабрист в повседневной жизни". Таким образом, Ю. М. Лотман дает представление об эпохе не только в целом, но и на примерах биографий конкретных исторических личностей. Свои мысли, выводы, определения автор  иллюстрирует цитатами из произведений русской и зарубежной литературы, историческими фактами, эпизодами из жизни людей данной эпохи.  

            Остановимся подробнее на содержании каждой из глав.

 

[1] Тартуско-московская школа - направление в отечественной (русскоязычной) семиотике, лингвистике, литературоведении, культурологии. На основании того, что в рамках данной школы осуществлялось применение структурно-семиотических методов к анализу языков культуры и культурных текстов, ее принято относить к структурализму. Школа возникла в начале 60-х годов как следствие объединения двух исследовательских групп — преподавателей и студентов кафедры русской литературы университета              г. Тарту (Эстония) (Б.Ф. Егоров, Лотман, З.Г. Минц, А.И. Чернов и др.) и группы московских лингвистов и филологов (Б.А. Успенский, В.Н. Топоров, Вяч. Вс. Иванов, Ю.К. Лекомцев и др.), возникшего как следствие общего исследовательского интереса к проблематике строения и функционирования знаковых систем в человеческом сообществе. Результатом деятельности школы, вдохновителем которой был Лотман, стала организация регулярных конференций (летних школ) и издание сборников научных трудов по проблемам знаковых систем. См. : Энциклопедия культурологии [электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/678/%D0%A2%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%A3%D0%A1%D0%9A%D0%9E Дата обращения: [20.08.2016]

[2] Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.: Искусство-СПБ, 2002. – 413 с.; С. 4.

[3] Цит. по: Там же; С. 4.

[4] См. : там же; С. 15.

[5] Там же; С. 15.

[6] Цит. по: Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.: Искусство-СПБ, 2002. – 413 с. ;. С. 15.

[7] См. : там же; С. 5.

[8] Там же; С. 6.

[9] См. : там же, С. 6.

[10] Там же;  С. 6.

[11] Там же; С. 7.

[12] См. :. Там же; С. 8.

[13] Там же; С. 8.

[14] Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.: Искусство-СПБ, 2002. – 413 с. ; С. 9.

[15] См. : там же; С. 10.

[16] Там же;  С. 10.

[17] См. : там же; С. 11.

[18] Там же; С. 12.

[19] См. : Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.: Искусство-СПБ, 2002. – 413 с; С. 14.

[20] Там же;. С. 14.

[21] См. : там же; С. 14.

Категория: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ | Добавил: Администратор (18.12.2016)
Просмотров: 193 | Теги: дворянство, Беседы, традиции, русская культура, быт, Лотман | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]