Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Пятница, 19.04.2024
Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » КАРТИНЫ РУБЕНСА В ЭРМИТАЖЕ

Рубенс. Персей и Андромеда

Литература. М.Варшавская. Картины Рубенса в Эрмитаже. Каталог.  - Ленинград, "Аврора". 1975. Стр.145-149.

_____________________________________________________________________________

 

Статья.

 

Рубенс. Персей и Андромеда


Рerseus and Andromeda


22. ГЭ 461



Холст, масло, переведена с дерева в 1864 г. Н. Сидоровым, 99,5 Х 139. Следы склеек во всю ширину и трещин справа. Перевод сделан с сохранением авторского грунта, и живопись на рентгенограмме хорошо видна.


Сюжет восходит к «Метаморфозам» Овидия, IV, 668—764. Эверс в 1943 г. называет как возможные источники сюжета: Гигина (Hyginus, I в. до н. э.) Fabulae и De Astronomia, Аполлодора (Apollodor, II в. до н. э.) Bibliotheca, а также книгу Яна Баптиста Хоуварта (J. B. Houwaert) Pegasides plein (РисталищеДегаса), выходившую в Лейдене дважды,
в 1583 и в 1611 гг.


Тема Персея, побеждающего дракона и освобождающего Андромеду, была" излюбленным
мотивом аллегорического изображения государя, освобождающего страну от нашествия врагов или защищающего религию от еретиков. Мотив этот, начиная с эпохи Возрождения, постоянно встречается среди украшений торжественных встреч государя, вступающего на престол или возвращающегося с победой. Учитель Рубенса Отто Вениус в гравюре 1589 г. изобразил «победителя Нидерландов» Александра Фарнезе в виде Персея с головой Медузы на щите. В 1635 г. в Антверпене при встрече инфанта-кардинала Фердинанда (см. Кат. 35-40)городская камера риторики разыграла на одной из площадей спектакль «Персей и Андромеда».

 

Однако в данной картине трудно обнаружить какое-либо конкретное политическое содержание. Это не удалось и Эверсу в 1943 г., хотя он и утверждает, что композиция со щитом Медузы в центре (на берлинском варианте композиции щита с головой Медузы нет) имеет несомненно геральдический характер и должна быть написана по специальному заказу или приурочена к определенному событию. Эверс обратился тогда к другому толкованию, определяя изображение как свадебное. Исходя из неверной датировки эрмитажной картины 1609-1611 гг., Эверс объединяет ее в одну группу с картинами «Александр и Роксана» (Верлитц, Государственные дворцы и парки, N 1405) и "Марс и Beнeрa" (ранее в замке Кенигсберг), связывая их с женитьбой самого Рубенса или его брата Филиппа.

 

Наиболее вероятным можно считать толкование темы, которое дает сам Эверс в итоге сопоставления всех обращений к ней Рубенса (кроме эрмитажной и берлинской композиций - "Освобождение Андромеды", 1636—1638, Мадрид, собр. Осуна; так называемая Большая Андромеда, 1638 -1640, Западный Берлин, Музей Далем; «Освобождение Андромеды», 1638—1640, Прадо). Эверс пишет: «Это стремление действовать, освободиться… 06щий порыв к избавлению… и нельзя отделить
друг от друга телесное и духовное освобождение...» (Evers, 1943, S. 272).

 
Гёлер фон Равенсбург в 1882 г. отмечал, что Рубенс ввел в повествование сравнительно с
античным мифом новый момент: у него Персей прилетает на крылатом коне Пегасе, который возник из крови убитой им в предыдущем подвиге Медузы Горгоны, тогда как античный Персей прилетал в крылатых сандалиях, одолженных ему Гермесом (сандалии мы видим и на Персее эрмитажной картины). Но Эверс в 1943 г. справедливо заметил, что
в античной мифологии это не было твердо установлено, так же как и то, как был убит Персеем дракон - мечом или с помощью отрубленной головы Горгоны, один взгляд которой превращал все живое в камень. В западно-европейской живописи нового времени встречаются изображения Персея, прилетающего и в крылатых сандалиях (например, картина Тициана в собр. Уоллес в Лондоне), и на крылатом коне (например, фреска Аннибале Карраччи в палаццо Фарнезе в Риме).


Сомнений в собственноручности исполнения никогда не возникало. Только в описи 1773-1783 гг., где усмотрена была «неточность рисунка», высказано предположение, не принадлежит ли работа «какому-нибудь мало искусному ученику мастера».

 
На гравюре 1684 г. Якоба Харревейна (Jacobus Harrewijn, ок. 1660—между 1732 и 1740 гг.), по рисунку Я.ван Круса (J. van Croes, работал в XVII в.), изображающей садовый фасад дома Рубенса в Антверпене, среди других, по-видимому живописных изображений, над входом на лестницу видна композиция, близкая к эрмитажной.


Однако в рукописи антверпенского ученого-собирателя XVIII в. Ж. Ф. Моля (J. F. Mols) о росписях на фасаде дома Рубенса сказано следующее: «Эти картины находились преимущественно на стенах, обращенных во двор и в сад, между вторым и третьим этажом.Они продержались долго и продержались бы еще дольше, если бы ими не пренебрегали. На них изображены были различные мифологические сюжеты в компартиментах, соответствующих ширине окон. Одна из них продержалась особенно долго. Это была Андромеда, изображенная в цвете. Она стояла, совершенно
обнаженная, справа. Персей, победивший чудовище, приближается к ней, чтобы отвязать ее от скалы, с помощью нескольких амуров. Пегаса, слева, удерживают другие гении, шаловливо взбираясь на его круп. С этой стороны горизонт замыкался морем; на краю неба, у края картины, видно было чудовище, плавающее в собственной крови. Я могу засвидетельствовать, что при продаже дома на этой стене, где я его видел множество раз,
было не то изображение, которое гравировано Харревейном» (Брюссель, Королевская библиотека, MS. 5724, F. 9vo—цит. по книге: Rooses, 1890, IV).

 

Описание Моля больше подходит к композиции берлинского варианта эрмитажной картины. Этот вариант, по-видимому, того же времени, что и эрмитажная картина (Oldenbourg, 1921, Taf. 225, S. 463), является легким видоизменением тех же сюжетных мотивов.


Эверс в 1943 г. совершенно справедливо сопоставляет голову Медузы на щите Персея
с «Головой Медузы» (около 1614, Вена, Художественно-исторический музей), а фигуры Андромеды (за исключением поворота ее головы) и амура налево от нее—с богиней слева и крайним справа амуром в «Суде Париса" (Вена, Музей Академии художеств, № 644. Медь, масло, 32,5 Х 43,5; в каталоге Эйгенбергера 1927 г. он приписывался А. ван Дейку, в каталоге 1961 г. числится «Рубенс (?)»; Джаффе в 1966 г. считает его эскизом недавно приобретенного Лондонской Национальной галереей «Суда Париса» Рубенса, 1601; см. М. Jaffe, Rubens in Italy", 11, The Burlington Magazine, 1966, April). Амура co шлемом героя на эрмитажной картине Эверс сравнивает с амуром на картине Рубенса «Александр и Роксана». Маленький Гименей этой картины похож на амура, держащего под уздцы коня на эрмитажной картине.


И все же, несмотря на частичные обращения к мотивам, использованным в ранних произведениях, Эверс в 1943 г. не прав, причисляя эрмитажную картину (в опровержение своего утверждения 1941 г.—«около 1622—1623 гг.») к работам до 1612 г. Ранними годами датировали картину и в старой литературе: Сомов в 1902 г.—между 1612 и 1615 гг., Розес в 1890 и в 1905 гг. и Розенберг в 1905 г.— между 1615 и 1620гг. Но Ольденбург в 1921 г. верно датировал ее 1620—1621 гг. Стилистические особенности картины указывают на начало 1620-х гг.: динамична композиция, аналогичная композиции «Пира у Симона Фарисея» (см. Кат. 18); мягкость фактурных переходов от густой пастозности в светах к тончайшей прозрачности в тенях, создающая глубину и лучезарность живописной поверхности; теплота колорита, основанного на систематической разработке световых рефлексов. Широта и свобода мазка позволили Лабенскому в 1838 г. даже считать картину эскизом.

 

История картины: в XVII в. находилась, по-видимому, в Бельгии (см. выше о гравюре
Харревейна); возможно, она была продана за 630 флоринов 16 апреля 1738 г. на аукционе собр. барона Шенборна в Амстердаме: «№ 8. Персей, освобождающий Андромеду, П. П. Рубенса, прозрачно и нежно написана, в его лучшее время, высота 3 фута 6 дюймов, ширина 4 фута 9 дюймов» (97,5 Х 132,5 см, исходя из амстердамского фута в 11 дюймов,
и считая размер в свету, как специально отмечено в аукционном каталоге; см. Hoet—Тег- westen, III). Но не исключено, что здесь подразумевается берлинский вариант. Приобретена в 1768 г. из собр. Брюля в Дрездене. Подготовительные работы: рисунок Пегаса— Вена, Альбертина (Michel, 1900); возможно, что это только повторение.

Варианты:

 

1) Западный Берлин, Музей Далем. Дерево, масло, 99 Х 137. Копии этой композиции: а) Лихтенштейнская галерея, Вадуц; б) Арль, Музей; в) Лиссабон, Музей;

 

2) аукцион собр. Гастона фон Мальмана в Берлине в 1909 г. (Der Cicerone, 1909, I, S. 46—47);

 

3) аукцион собр. Паувельс-Аллар в Брюсселе, июнь 1927 г. (Р. Fierens, Pictura, 1945). В собр. Мальборо в замке Бленхейм, Англия (New Description of Blenheim...,
Oxford, 1806, p. 32)—вариант близкий к поздним композициям в Берлине и Мадриде: Персей в небе на Пегасе, над головой Андромеды — амур с факелом (Goeler von Ravensburg, 1882).



Копии: собр. Д. Кроули, Шорхем-бай-Си, Сассекс. Англия. Холст, масло, 50 Х 68.

Гравюры: П. Ф. Тардье (Р. F. Tardieu, 1711-1771), для альбома: Recueil d'estampes gravees'd'apres les tableaux de la Galerie et du Cabinet de S. E. Mr. Le Comte de Bruhl...,
p. I, a Dresde.. ., 1754, pl. 27.


Старые эрмитажные номера: опись 1773- 1783 гг.—56; опись 1797 г.—1300; опись 1859 г.—3001; каталоги 1863—1916 гг.—552.



Литература: Hoet — Terwesten, III, biz. 18; Schnitzler, 1828. p. 105; Smith, 1831, П, p. 169-170, No. 588; Labensky, 1838, p. 349; Waagen, 1864, S. 138—139; Goeler van Ravensburg, 1882, S. 123-126; Rooses, 1890, III, р. 146—147, № 666; «Искусство и художественная промышленность», 1899—1900, с. 278—279 (гравюра Остроумовой); Michel, 1900, p. 188; Сомов, 1902, с. 422-423; Сомов. Картины, 1902, IX, с. 117; Rooses, 1905, S. 154; Rosenberg, 1905, Taf. 125; Неустроев, 1909, с. 18; Бенуа, 1910, с. 225; Oldenbourg, 1921, Taf. 224; Шмидт, 1926, с. 18; Evers, 1943, S. 265—274; (впервые напечатано: Das Werk des Kunstlers, II, 1941-1942, S. 208); Каталог 1958, с. 82; Bazin, 1958, p. 113, 237,
note 237, pl. Ill; Gerson - Ter Kuile, 1960, p. 81-82; Alpatov, 1969, p. 25-30.

 

 

 

 

 

ИЛЛЮСТРАЦИИ:

 

1. РУБЕНС. Персей и Андромеда . Рerseus and Andromeda.

 Государственный Эрмитаж.  ГЭ 461

 

 

 

 

2. РУБЕНС. Персей и Андромеда. Западный Берлин, Музей Далем . RUBENS. Perseus and Andromeda
Staatliche Galerie Dahlem, West Berlin

 

 

3. Я. ХАРРЕВЕЙН. Дом Рубенса в Антверпене. Садовый фасад. Гравюра. J. HARREWIJN. Rubens' House in Antwerp. The Garden Front. Engraving

 

 

Более полные сведения о картине, исследованиях, повторениях, гравюрах, вариантах, а также старые эрмитажные номера и литературу см. в книге: М. Варшавская. КАРТИНЫ РУБЕНСА В ЭРМИТАЖЕ. Издательство "Аврора". Ленинград. 1975.

 

 

Смотрите также: КАТАЛОГ КАРТИН РУБЕНСА В КОЛЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА

Категория: КАРТИНЫ РУБЕНСА В ЭРМИТАЖЕ | Добавил: Администратор (20.06.2014)
Просмотров: 2904 | Теги: эрмитаж, Персей и Андромеда, Каталог, Рубенс, Варшавская | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]