Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Суббота, 20.01.2018
Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » КАРТИНЫ РУБЕНСА В ЭРМИТАЖЕ

Рубенс. Отцелюбие римлянки. Государственный Эрмитаж.

РУБЕНС.

ОТЦЕЛЮБИЕ РИМЛЯНКИ

Roman Charity

5. ГЭ 470



Холст, масло, переведена с дерева А.Митрохиным в 1846 г. 140,5х180,3. Следы горизонтальных склеек и трещин.

Живопись на рентгенограмме из-за густого слоя нового грунта почти не просматривается.

 

Сюжет заимствован из книги римского писателя I в. Валерия Максима "Замечательные дела и речи", кн.5, гл.IV – "О любви к родителям, к братьям и к родине". Рассказ Валерия Максима о молодой женщине Перо, которая спасла своего отца Кимона, приговоренного к голодной смерти, кормя его грудью, восходит к более древним, эллинистическим источникам. Рисский автор описывает виденную им картину на эту тему. Нам известны соответствующие помпеянские фрески, приблизительно современные Валерию Максиму; в надписи на одной из них дана правильная греческая форма имени отца – Микон.


ОТЦЕЛЮБИЕ РИМЛЯНКИ. Помпеянская фреска. ROMAN CHARITY. Pompeian fresco.

 

При поступлении картина числилась работой Рубенса. В описи 1773-1783 гг., у Шницлера в 1828 г. и у лабенского в 1838 г. она расценена как один из шедевров художника. Однако в 1842 г. Смит, а затем при поседении Эрмитажа в 1861 г. Ваген определили ее как копию, и она надолго была убрана в запасы. В 1902 г. Сомов, приняв указание Боде в письме от 16 июня 1893 г., снова включил картину в экспозицию как работу Рубенса. Розес, в 1890 г. считавший картину копией, в 1905 г. также признал ее подлинность.

 Эрмитажная композиция – самое раннее обращение мастера к данной теме, один из наиболее совершенных образцов так называемого классицистического периода в творчестве Рубенса.

 Композиция картины Рубенса "Юпитер и Каллисто" (Кассель, Картинная галерея), подписанной и датированной 1613 г., представляет собой полную аналогию "Отцелюбию римлянки" в Эрмитаже; только в кассельской картине взаимодействие фигур несколько усложнено и группа включена в пейзаж.


РУБЕНС. Юпитер и Каллисто. Кассель, Картинная галерея.

 

История картины: в посмертной описи имущества Рубенса под № 141 значится картина "История дочери, дающей грудь своему отцу в темнице". Кем она была приобретена – неизвестно.

В конце XVII в., согласно надписи на гравюре К.ван Каукеркена, картина, послужившая ей оригиналом, находилась во владении епископа города Брюгге Карла Ван ден Босха.

В Амстердаме на аукционе собр.принцев Оранских в замке Лоо была продана в 1713 г. неизвестно кому картина Рубенса на эту тему; описание ее отсутствует, неизвестно также и время ее поступления в коллекцию.

Следует ли считать, что эти упоминания относятся к эрмитажной картине или какому-нибудь варианту ее – не ясно.

Приобретена в 1768 г. на собр.Кобенцля в Брюсселе.

 

Более полные сведения о картине, исследованиях, повторениях, гравюрах, вариантах, а также старые эрмитажные номера и литературу см. в книге: М. Варшавская. КАРТИНЫ РУБЕНСА В ЭРМИТАЖЕ. Издательство "Аврора". Ленинград. 1975.

 

 

Смотрите также: КАТАЛОГ КАРТИН РУБЕНСА В КОЛЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА

Категория: КАРТИНЫ РУБЕНСА В ЭРМИТАЖЕ | Добавил: Администратор (10.03.2014)
Просмотров: 2980 | Теги: Отцелюбие римлянки, помпеянская фреска, Государственный Эрмитаж, Каталог, Рубенс, Варшавская, Юпитер и Каллисто | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]