Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Суббота, 21.04.2018
Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА.

О. А. КРИВДИНА. МАРК МАТВЕЕВИЧ АНТОКОЛЬСКИЙ. "ОТ РОССИИ – ДЛЯ РОССИИ".

Книга кандидата искусствоведения, ведущего научного сотрудника Государственного Русского музея, профессора кафедры русского искусства Института имени И.Е.Репина Ольги Алексеевны Кривдиной "Марк Матвеевич Антокольский. "От России – для России"", изданная в г.Санкт-Петербурге в 2008 году, посвящена одному из выдающихся деятелей искусства второй половины XIX века Марку Матвеевичу Антокольскому.

         Просматривая список литературы, расположенный в конце книги, прежде всего хотелось бы отметить, что, несмотря на значительное количество материалов по данной теме, изданных в дореволюционное время, в СССР интерес специалистов к творческому наследию скульптора оказался неоправданно занижен. В изучении творческого наследия Антокольского образовалась своего рода лакуна, заполнить которую в разное время пытались такие авторы как Л. Варшавский («Антокольский Марк Матвеевич. 1843-1902.», 1944), А.Лебедев и        Г. Бурова («Творческое содружество. М. М. Антокольский и В. В. Стасов», 1968), В. Шалимова («Марк Матвеевич Антокольский», 1970),  Ф. Аранович («Надгробие Антокольского. Повесть об утраченном и заимствованном», 1982), Э. В. Кузнецова («Марк Матвеевич Антокольский 1843-1902», 1986) и другие. К их числу принадлежит и О. А. Кривдина, написавшая ряд научных работ по данной теме. Тем не менее, нельзя не согласиться с тем, что многочисленная и, подчас, противоречивая информация об М. М. Антокольском оставалась разрозненной, раскиданной по разным изданиям, и что до сего момента ни одна отдельно взятая книга не давала достаточно полного объективного представления о личности скульптора и его творческом наследии. Кроме того, если не касаться столичных городов, имеющаяся в областных библиотеках литература об М. М. Антокольском весьма ограничена. А такие труды, как «Автобиография» М. М. Антокольского и книга В. В. Стасова "Антокольский Марк Матвеевич. Его жизнь, творения, письма и статьи", выпущенная в свет в 1905 году, зачастую просто отсутствуют в фондах и на сегодняшний день являются библиографической редкостью. Поэтому издание масштабного труда О. А. Кривдиной, посвященного                           М. М. Антокольскому, несомненно является долгожданным и актуальным, а возможность приобретения книги в свободной продаже - настоящей удачей не только для специалистов, но и для всех, кто заинтересован, по словам И. Н. Крамского, «истинной сутью» этого незаурядного человека.

Нельзя не отметить тот факт, что книга, о которой идет речь, уникальна. В ней  собраны воедино и обобщены результаты подробного исследования жизни и творческой деятельности художника, проводившегося автором на протяжении тридцати лет. Как пишет О. А. Кривдина, изучение ею творчества М. М. Антокольского началось с публикаций статей, составленных по материалам дипломной работы, написанной в 1974 году. Затем, в 1985 году, Ольгой Алексеевной была защищена кандидатская диссертация, основанная на многочисленных неизданных архивных документах. Далее был опубликован ряд статей, представляющих новые сведения о скульпторе.  В 1994 году О. А. Кривдина выпускает научный каталог "Марк Антокольский", посвященный 150-летию со дня рождения скульптора. Тогда же она выступает с докладом на научной конференции, приуроченной к этой же дате, где знакомит коллег с неопубликованными архивными материалами. В 2006 году в свет выходит книга О. А. Кривдиной "Ваятели и их судьбы", где автор посвящает большой раздел М. М. Антокольскому. Как специалист по творческому наследию Антокольского Ольга Алексеевна участвует в энциклопедических изданиях и научном каталоге "Забытая Россия". Такая преданность любимому делу вызывает глубокое уважение и доверие к автору, не только как к искусствоведу, но и как к настоящему ученому, труды которого хочется не только читать, но и иметь на книжной полке.

 Большая исследовательская работа была продолжена О. А. Кривдиной и в процессе создания данной книги. Как пишет сам автор, ею были изучены богатейшие собрания скульптуры Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея РАХ (НИМ РАХ), Музея истории религии, Музея русского искусства (Киев), музеев Вильнюса, национальной галереи Берлина. Это дало возможность выявить малоизвестные и ранее неизвестные работы Антокольского, положенные в основу уникального полного списка произведений художника, составленного в хронологическом порядке, а также недатированные произведения и рисунки, что представляет несомненный интерес для читателя. Также,  в  крупнейших архивах страны, О. А. Кривдиной удалось обнаружить новые важные сведения о творческой деятельности М. М. Антокольского и истории создания его произведений.  

Одним из немаловажных достоинств данной книги является опубликованный автором текст статьи "Из автобиографии", являющийся большой библиографической редкостью, а также статьи художника, предоставляющие читателю возможность получить огромное эстетическое удовольствие от непосредственного соприкосновения с живым и образным мышлением Антокольского и по достоинству оценить его несомненное литературное дарование. Удивительно, что человек, живший и творивший во второй половине XIX века, дает настолько точные и верные оценки всему, что происходит в искусстве и касается искусства того времени, что они остаются актуальными не только в сфере идеального мира, но и в применении к сегодняшней действительности. Его попытки понять и осознать идеальное искусство, подобрать для него форму и представить её на суд людской так, чтобы затронуть самые лучшие стороны человеческой души, не остаются безрезультатными и находят глубокий внутренний отклик в сердцах современных художников, помогая им обрести крылья. 

Другой весьма ценной частью книги являются приложения, в которых опубликованы результаты работы, проведенной О. А. Кривдиной, по выявлению и сортировке творческого наследия              М. М. Антокольского. Огромный интерес представляет личный архив скульптора, где собраны документы и письма, позволяющие значительно дополнить и обогатить палитру собственных впечатлений о личности художника, оценить его огромную работоспособность и несомненное признание среди современников. Отдельными приложениями оформлены списки его прижизненных выставок, произведений, оставшихся  в Парижской мастерской после смерти художника, а также скульптурных работ, которые принадлежат  близким родственникам. Пристального внимания заслуживает каталог русской скульптуры из фондов музея Императорской Академии художеств с описаниями произведений М. М. Антокольского.

Основная часть книги разделена на девять глав. Названия некоторых из них состоят из двух частей, соединяющих воедино хронологию периода с его основной тематикой. Например, "итальянский период" отмечен автором как "проблема идеала скульптора", а период жизни во Франции – как "морально-философский  аспект произведений "Спиноза" и "Мефистофель". Таким образом, еще до прочтения книги, у читателя формируется некое общее представление о жизни художника и его самых важных и серьезных творческих исканиях. В отдельную восьмую главу помещен довольно редкий материал о деятельности М. М. Антокольского как коллекционера западно-европейского искусства, обладающего, как пишет автор, несомненным вкусом, проявленным "в вещах, которыми он себя окружал".

Издание снабжено  большим количеством черно-белых иллюстраций небольшого формата, напечатанных на глянцевой бумаге и размещенных отдельным блоком в ее средней части. В основном, это репродукции основных творческих работ М. М. Антокольского, расположенных в хронологическом порядке, которые дополняются фотодокументами, фотографиями и портретами людей, сыгравшими значительную роль в жизни Антокольского, а также изображениями самого художника, выполненными в разное время И. Е. Репиным, И. Н. Крамским, В. М. Васнецовым,          И. Я. Гинцбургом, В. В. Матэ. Иллюстрации несут функцию чисто информативную. Этого вполне достаточно, чтобы сохранить в памяти визуальное представление о творческих работах художника.

В заключении нельзя не сказать несколько слов и о названии самой книги "Марк Матвеевич Антокольский. "От России – для России"". С одной стороны, это  монументальность и величие в основательном "МАРК МАТВЕЕВИЧ АНТОКОЛЬСКИЙ", а с другой - та самая «истинная суть», заключенная  в пяти словах:  "От России – и для России".И это действительно так, потому что   все творчество М. М. Антокольского есть не что иное, как сложная вязь национальности, космополитизма, любви к родине и тоски по ней же, усиленной несбыточным желанием вернуться.

 

Ю.Е.Шелкова

Категория: ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА. | Добавил: Администратор (17.01.2016)
Просмотров: 358 | Теги: Книга, Кривдина, Антокольский, скульптура, искусство, монография | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]