Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Суббота, 27.04.2024
Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА.

НОВГОРОДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XIV-XV ВВ.

Автор статьи: Ю.Е.Шелкова.

 

Прежде, чем более подробно перейти к иконописным памятникам новгородского искусства XIV-XV вв., необходимо сказать о политической и экономической ситуации, которая складывалась в Новгороде на протяжении с XIII по XV века, потому что самобытное иконописное искусство новгородских мастеров неразрывно связано с землей, на которой они жили, и процессами, которые на ней происходили. 

В  XIII в., во время монголо-татарского нашествия на Русь, Новгород практически не пострадал. Тем не менее связи с Византией были прерваны, ввоз византийских икон прекратился. Не имея перед собой западных образцов, новгородские живописцы обратились к народному творчеству, к его формам и мотивам. Накопленный опыт оказал огромное влияние на новгородскую иконопись XIV в., когда обстановка в Новгороде стабилизировалась и возобновилось строительство храмов. Новые культовые сооружения требовали изготовления новых икон, заказчиками которых наряду с князьями и духовенством стали теперь и простые горожане. В XIV в., желая сохранить независимость от русской митрополии, Новгород снова налаживает контакты с Константинополем. Жители города совершают в Царьград многочисленные паломничества, принимая у себя с ответным визитом иноземцев из дальних мест. С одной стороны, тесные связи с Византией оказали сильное влияние на политику Новгорода, его церковные взаимоотношения и искусства, с другой стороны, новгородцы свято хранили и чтили местные культурные традиции, заложенные ещё в XIII в. Таким образом, с первых десятилетий XIV в. в культуре Новгорода наметились две тенденции, соотношение которых подробно изложено в текстах новгородских описаний Константинополя, где все достопримечательности Царьграда рассматривались через призму делового и  практичного ума новгородцев с их характерным мышлением, менталитетом и мировоззрением. Эти две тенденции – местная традиция и художественные достижения Византии – нашли свое отражение и в новгородской иконописи.  Надо сказать, что если фресковая живопись того времени, благодаря работам Исайи и Феофана Грека, имела перед собой образцы византийского искусства и придерживалась их, то в иконы от монументального искусства греческих мастеров мало что перешло, хотя некоторые иконографические образы с византинизирующих фресок новгородских храмов встречаются и в композициях икон. В середине XV в. на Новгородской земле возникают консервативные тенденции, связанные с попыткой Новгорода сохранить политическую самостоятельность в обстановке всеобщего объединения русских земель вокруг ее нового центра – Москвы. Эту новгородскую идеологию активно поддерживала церковь, что не могло не повлиять и на иконописные памятники того времени. Тем не менее, в 1478 г., Москва силой подчинила себе Новгород, таким образом объявляя конец новгородской независимости и его обособленности от культурных достижений других иконописных школ.

 

* * *

 

Итак, вернемся к Новгороду XIV в. Интенсивное храмовое строительство, о котором было упомянуто выше, в свою очередь требовало икон. Последние различались по стилю, выполнялись разными мастерами и с разным уровнем качества. Икона стоила сравнительно дешево, поэтому новгородцы и провинциальные жители часто заказывали их для повсеместно строившихся деревянных и каменных церквей. Иногда заказчиками икон выступали и церковные власти. В 30-50-е гг. XIV  в., во времена деятельности архиепископа Василия, были проведены работы по ремонту и устройству иконостаса в Софийском соборе. Главными сохранившимися иконами из этого иконостаса являются изображения двенадцати праздников на трёх досках, по четыре сцены на каждой. Имеющиеся на иконах греческие надписи свидетельствуют о написании их византийскими провинциальными мастерами. Деисусный ряд для иконостаса Новгородской Софии был исполнен только в 1439 г. по заказу архиепископа Евфимия. Деятельность архиепископа Моисея (1325-1329 и 1352 и 1359) имела более традиционный характер. С его именем связана икона "Спас на престоле" (Благовещенский собор Московского Кремля), хотя рисунок выдержан в принципах византийских изображений Христа на троне и не отражает вкусов владыки. При Моисее идет активная борьба за церковную независимость Новгорода от Москвы, утверждается официальный культ иконы Богоматери "Знамение". Созданные в его кругу произведения отличаются своеобразной "фольклорностью" и ориентацией на коренную местную традицию.

Обзор сохранившихся произведений позволяет предположить существование в 30-50-х гг. XIV в. в Новгороде двух больших художественных потоков – новаторского, связанного с проникновением образцов палеологовского искусства,  и традиционного архаического. В пользу этого предположения говорят две сохранившееся иконы I половины XIV в., бесспорно происходящие из Новгорода. Это икона "Георгий" из Юрьева монастыря (ГТГ) и икона "Борис и Глеб" из Зверина монастыря (ГИМ). Если живопись "Георгия" несет в себе черты русского и раннепалеологовского искусства, то в "Борисе и Глебе" преобладают архаические черты. Эта икона еще целиком принадлежит традициям предыдущего столетия.

Коренная новгородская традиция, восходящая к XIII в., определила стиль основного состава новгородских икон I половины – середины XIV в. Речь в первую очередь идет об иконах, которые в большом количестве сохранились в новгородских провинциях, где среди населения крепко держалась привязанность к старине и древним иконам. Провинциальные новгородские иконы XIV в. являются в своем роде специфическими. Создатели икон не стремились к психологической тонкости образа, а уделяли основное своё внимание декоративности и яркости формы. Несмотря на то, что поступательное развитие этого своеобразного искусства выражено довольно слабо и в большинстве случаев точно датировать подобные иконы в пределах столетия весьма затруднительно, следует отметить в этих произведениях и определенные стилистические тенденции и даже черты нескольких стилистических этапов.  Так, икона "Никола в житии" из погоста Любони (ГРМ) полностью сохраняет в себе традиции XIII века, наследуя черты благородного и торжественного искусства домонгольской эпохи. Скупые и симметричные композиции и упрощенные силуэты в клеймах иконы также указывают на традиции XIII в. Признаки XIV в.  – это палеография надписей, мягкое выражение и мелкие черты лика Николы и округлый и крупный контур лба. Все это говорит о том, что икону писал мастер XIV в., отдающий предпочтение старым традициям. Стиль иконы "Сошествие во ад" из Тихвина (Новгородский музей) также восходит к XIII в. Спокойная тонкослойная живопись, плавные линии, сдержанный колорит и впечатляющее общее построение выделяют "Сошествие во ад" из ряда других сохранившихся архаизирующих новгородских произведений XIV в., хотя в целом выполнена более схематично и отвлечённо, в отличие от своих прототипов. Совсем в другом стиле выполнена житийная икона "Чудо Георгия о змие" из собрания М.П.Погодина (ГРМ). Это совершенно особый вариант местного творчества, сохранивший одно из самых запоминающихся изображений святого.  Клейма иконы – это не рассказ, а скорее напоминание о событиях. Последовательная связь эпизодов отсутствует, каждое клеймо имеет самостоятельное значение. В живописи данной иконы впервые виден особый рисунок фигур – крупные головы, низкие талии, характерные профили и неестественные ракурсы.  Деяния персонажа настолько важны, что клейма, наравне со средником, участвуют в раскрытии жизни героя. Икона выполнена графически. Об этом говорят и ясность рисунка, и чёткость цветовых сопоставлений, а также наличие развитых назидательных надписей, столь характерных для книжной миниатюры того времени. Совсем иной стиль, отличный от вышеописанных икон, наблюдается в иконе "Никола и апостол Филипп" из д.Телятниково (ГТГ). Небольшой формат, грубо обработанная доска, широкие поля и маленькие фигуры – это скорее всего дань искусству XIV в., где всё больше становится заметной склонность к малоформатным произведениям. Сама живопись выдержана при этом в традициях XIII в., что подтверждается разномасштабностью фигур, монументальностью облика Николы и напряжённостью его лика. Сильно отличается от новгородских "Никол" XIII в. икона "Никола" из с.Передки (Гос.Эрмитаж), где большая роль отдана линии и силуэту, а в чертах лика святого ощущается мягкость. Традиционная новгородская трактовка Николы как строгого наставника проявляется в симметрии композиции, ритмичном повторе простых орнаментальных мотивов, а также плотной живописной фактурой и интенсивным цветом. В отличии от произведений XIII в. икона "Никола в житии" из погоста Озерево воздействует не значительностью центрального образа, а своей наполненностью, хотя общая сюжетная и композиционная схема иконы соответствует им. Тенденции к объему и пространству характерны для византийского искусства XIII в. Икона "Рождество Богоматери" из бывшего собрания С.П.Рябушинского (ГТГ) скорее всего была выполнена по образцу. Наряду с иконографией XIV в. наблюдается рельефность форм и подчеркнутая пространственность, характерная для XIII в. По своему исполнению икона "Введение во храм" из погоста Кривое (ГРМ) сходна с "Рождеством Богоматери" из собрания Рябушинского, но ее композиция более цельная, замкнутая и удачно вписана в плоскость. Икона обнаруживает сходство также с "Архангелом Михаилом", "Архангелом Гавриилом" и "Борисом и Глебом" (частное собрание) по типу ликов и живописному построению, хотя последние по некоторым признакам не совсем традиционны для новгородских произведений.

Изучая и анализируя новгородскую живопись XIV в. во всем ее индивидуальном разнообразии можно сказать, что провинциальные новгородские иконы являются связующим звеном между искусством XIII в. и иконописью XV в.

 

О главных направлениях новгородской иконописи II половины XIV в. можно судить по нескольким сохранившимся иконам из храмов самого Новгорода. В литературных источниках конца XIV в. появляются свидетельства о связи Новгорода с Византией и появлении на новгородской земле греческих икон, которые становятся местными святынями. Если в написании икон при архиепископе Алексии (1359-1388) наступает некоторое затишье, то при архиепископе Иоанне (1388-1414) в Новгороде действует много художественных и строительных артелей, в том числе и иконописные мастерские. В местной художественной культуре того времени происходят крупные изменения, меняется миросозерцание, духовные идеалы трактуются по-новому. Новгородская религиозность обретает ярко выраженные индивидуальные черты. На фоне острой социальной обстановки и смене органов управления духовная жизнь получает большую гибкость, строится множество монастырей, распространяется стремление к пустынножительству, активизируется деятельность еретиков-стригольников. Живым откликом на ересь последних явилась икона "Отечество с избранными святыми" (ГТГ), с помощью которой и заказчик и художник оберегали Троицу от кривотолков, исходивших от еретиков .

Исследуя новгородскую иконопись II  половины XIV в.  не следует забывать, что на протяжении десяти лет в Новгороде работал знаменитый греческий живописец Феофан Грек. Несмотря на то, что основная его деятельность заключалась в фресковой росписи, вполне вероятно, что он мог также писать иконы и иметь среди учеников новгородских иконописцев. До сих пор расходятся мнения об авторстве знаменитой двусторонней иконы Донской Богоматери с "Успением" на обороте (ГТГ) и о месте, где она была написана. Тем не менее, учитывая мастерство исполнения, есть основания утверждать, что икона принадлежит самым одаренным ученикам Феофана Грека, которых он потом взял с собой в Москву. "Умиление", превосходно исполненное в стиле византийских образцов, но по некоторым признакам более свободное от классических канонов, выдает руку замечательного русского мастера, и если не самого Феофана Грека, то одного из его учеников. "Успение" с ее лаконизмом композиции, упрощенностью силуэтных линий и простонародным типажом указывает на новгородского мастера, привнесшего в происходящее событие свои личные впечатления и  переложившего учение знаменитого грека на свой собственный лад.

Иконы  II половины XIV в. условно можно разделить на две группы. Одни из них определяются как "византинизирующие", а в других уже ощущается лаконизм и декоративность новгородской иконописи XV в. Особняком среди икон позднего XIV в. стоит икона "Архангел Михаил" из бывшего собрания С.П.Рябушинского (ГТГ), которая отличается от остальных камерностью и лиризмом образа.

К "византинизирующим" иконам можно отнести икону "Благовещение с Федором Тироном", выдержанную в принципах XIV в. и наиболее близкую к византийским произведениям по живописной системе и колориту, хотя и не очень удачную по композиции. Традиции местного народного искусства проступают здесь в склонности к статической и плоской трактовке фигур. Также к этой группе можно отнести икону "Покров Богоматери", где трактовка лиц весьма схожа с греческими образцами, а лаконичная композиция, иконография, пропорции фигур и колорит указывают на местные традиции. Зачатки стиля, типичного для новгородской иконописи XV  в. видны больше всего в иконе "Борис и Глеб" на конях (ок.1377), близкой по иконографии к московской иконе 40-х годов из Успенского собора (ГТГ), но отличающейся от последней более упрощенным исполнением. В таких иконах как "Богоматерь Одигитрия" из погоста Любони (ГРМ), "Отечество с избранными святыми" из собрания М.П.Боткина и "Сошествие во ад" из Тихвина византинизирующие мотивы более активно переработаны в духе местных традиций. Следует сказать, что в отличие от византийской живописи, образцы новгородских "византинизирующих" икон заключают в себе представления местных мастеров о статичности и стабильности мира.

Кроме того на рубеже XIV в. был написан ряд икон, которые по манере живописного исполнения можно назвать провинциальными. Это "Чудо Георгия о змие" (ГТГ), "Никола" (ГРМ), деисусный чин (ГРМ) и другие. Найденные в провинции они отличаются резкой упрощенностью восприятия стиля и нередко грубостью исполнения. Надо сказать, что алтарные преграды того времени не знали деисусных чинов в рост.

Рубеж XIV-XV вв. для новгородской иконописи характерен чистотой и звучностью красок. Палитра светлеет. Появляется множество икон с избранными святыми, для каждого из которых вырабатывается свой излюбленный тип. В письме ликов, одеяний, горок уже можно разглядеть зачатки канонизированной живописной системы XV в. Влияние византийской живописи постепенно исчезает, уступая место местному пониманию линии, формы и цвета. Отличительной чертой новгородских икон I трети XV в. от икон предшествующих столетий является их камерность. Они рассчитаны на индивидуальное созерцание и личное постижение. На рубеже веков и в I трети XV в. в новгородской иконописи складывается тот стиль, который станет типичным для всего столетия.

В XV в. происходит расцвет новгородского иконописного искусства. Композиция иконы, не теряя лаконичности, становится более свободной, рисунок – изящным, формы – плавными. Но самым главным достижением новгородской живописи XV в. является ее цвет, разнообразие красок, яркий и светлый колорит. По сути вся живопись XV в. имеет общие основы. Иконопись II половины XV в. традиционна, хотя несет в себе и новые достижения. Многое обусловлено становлением многоярусного иконостаса.  Вероятно, под влиянием Москвы, в I половине XV в. в новгородском иконостасе появляется полнофигурный деисусный чин.

К иконам I половины XV в. относится четырехчастная икона из Георгиевской церкви (ГРМ) с эпизодами: Воскрешение Лазаря, Ветхозаветная Троица, Сретение, Иоанн Богослов, диктующий Прохору. Следует отметить, что все четыре сцены прекрасно вписаны в прямоугольную  плоскость иконы. В композиционном построении важную роль играют не только положения фигур, но и  пространственные интервалы. Драматический строй уже не трагичен и сочетается с оптимистической приподнятостью.

Широкое распространение в новгородском искусстве XV в. получают иконы избранных святых. Наиболее почитаемыми святыми являются Илья Пророк, Георгий, Власий, Флор и Лавр, Никола, Параскева Пятница и Анастасия.

Наличие датированных икон середины XV в., таких как "Молящиеся новгородцы" (1467) и "Симеон Столпник" из Дымского Антониева монастыря (1465) позволяет отнести к этому времени уникальную по иконографии икону "Чудо от иконы "Знамение"" ("Битва новгородцев с суздальцами") из церкви Николы Кочанова в Новгороде, где переведена на язык иконописи легенда о чудесном спасении Новгорода в 1170 г. от войск Андрея Боголюбского. Проникновение в икону светских политических элементов говорит о процессе своеобразного обмирщения искусства.

Что касается материальных особенностей икон I половины XV в., то ковчег в них более мелкий, лузга имеет покатую форму, разница в ширине полей сокращается, доска менее вытянутая, шпонки односторонние. Эти данные характерны и для икон II половины XV в.

Живопись II половины XV в. традиционна и развивается по законам I половины и середины XV в. Тем не менее фигуры становятся более удлиненными, рисунок теряет свою роль, доминантой художественной системы становится композиция и цвет. Совершенствуется система цветовых и тоновых отношений. Гармоническое построение образа тяготеет к фольклорному искусству. К этому периоду относится икона "Чудо Георгия о змие" из церкви с.Манихино (ГРМ), деисусные чины из Власиевской церкви в Новгороде, из Муромского монастыря на Онежском озере (ГРМ), Гостинопольского монастыря (ГТГ), "праздники" из Волотовской церкви, а также многочисленные иконы избранных святых.

Одними из самым интересных памятников новгородской иконописи XV века являются новгородские софийские таблетки – по сути святцы. Исполненные на плотно загрунтованном холсте, они как правило, двухсторонние и предназначены для того, чтобы класть их на аналой во время церковных праздников.  Наряду с обычной тематикой на новгородских софийских таблетках встречаются также и весьма замысловатые сюжеты, не встречающиеся в иконописи XV в. Тяготение в конце XV в. к многофигурным композициям находит свое отражение и в таблетках. Это, например, "Воздвижение креста", "Собор апостолов", "Собор архангелов" и другие, где живопись становится более мелкой,  формальной и подробной, исчезает лаконизм, присущий иконам более раннего периода, намечается  оторванность от народных традиций. Более удачны в исполнении таблетки, где количество фигур ограничено. К ним относятся "Иоанн Предтеча в пустыни", "Три отрока в пещи огненной" и другие.

 

Новгородская живопись конца XV в. все еще держится на высоком уровне и по своему стилю резко отличается от живописи других художественных центров древней Руси. В конце XV - начале XVI вв. в новгородской иконописи намечается упадок. В результате подчинения Москве в 1478 году, Новгород теряет независимость и постепенно утрачивает свои традиции. Всё это сказывается и на новгородской иконописи, которая теряет самостоятельный стиль, попав под активное влияние московской иконописной школы. Несмотря на то, что в Новгороде в XVI в. ещё создаются прекрасные памятники иконописного искусства, по своему исполнению они уже не идут ни в какое сравнение с произведениями предшествующих веков.

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. История русского искусства: в 3 т.:Т.1.: Искусство X-первой половины XIX в.: Учебник/НИИ теории и истории изобраз.искусств Акад.художеств СССР. Ответ.ред.: М.М.Ракова, И.В.Рязанцев. – 3-е изд. М.: Изобразительное искусство, 1991. – 508 с.

2. Кравченко А.С., Уткин А.П. Икона. – М.: Стайл А. ЛТД, 1993.           – 254 с.

3. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века: [электронный ресурс]. М.: Искусство, 2000. URL: http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=7. (Дата обращения: 08.02.2015).

4. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. – СПб.: Стройиздат, СПб.отделение, 1993 г. – 288 с.

5. Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII-начало XV века. –М.:Наука, 1976. – 392 с.

6. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Центры художественной культуры средневековой Руси. Живопись Великого Новгорода. XV в. – М.:Наука, 1982. – 576 с.

Категория: ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА. | Добавил: Администратор (17.06.2015)
Просмотров: 2946 | Теги: искусствоведение, новгородская иконопись, древнерусское искусство, икона | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]