Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Суббота, 20.01.2018
Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА.

ИСКУССТВО СТРОГАНОВСКИХ МАСТЕРОВ.

Автор статьи: Ю.Е.Шелкова

___________________________________________

 

Одним из стилистических направлений в искусстве конца XVI века является так называемая "строгановская школа", получившая свое название, благодаря знаменитой фамилии Строгановых – деловых людей и предпринимателей, основавших в городе Сольвычегодск столицу своей "империи". Около 1470 г. в Сольвычегодск переселяется почётный и богатый гражданин Новгорода Федор Лукич Строганов, где в 1498 году у него рождается сын Аника Федорович. Благодаря последнему строгановское могущество возрастает до самых завидных пределов. Во владение Строгановых переходят и пермские города, и соляные промыслы, и монастыри. Но самыми знаменитыми представителями своего рода становятся младший сын Аники Федоровича Семен Аникиевич и его племянники Максим Яковлевич и Никита Григорьевич, получившие в 1610 году от царя Василия Шуйского звание именитых людей Строгановых. Максим Яковлевич и Никита Григорьевич, помимо всего прочего, были большими любителями иконописи, хорошо знали искусство и даже сами занимались писанием икон. Обосновавшись в Сольвычегодске, они вкладывали большие средства не только в строительство храмов, но и в украшение храмовых интерьеров. Для этого Строгановы приглашали лучших мастеров из других художественных центров, а также основали свои собственные золотошвейные и иконописные мастерские. Поскольку на многих иконах XVI и XVII веков, выходивших из этих мастерских, стояли имена и метки Строгановых, среди любителей – собирателей древностей возникло и устоялось название "строгановские письма". Первые исследователи древнерусской живописи, такие как И.М.Снегирев[1], И.П.Сахаров[2], Д.А.Ровинский[3] [см.: 2; с.644] и другие,  ввели в научный оборот понятия "строгановских писем" и  "строгановской школы" как название стиля, возникшего в строгановских мастерских. Тем не менее, ученые до сих пор расходятся во мнении о существовании этой особой местной школы. Тот факт, что лучшие иконописцы, работавшие по заказам Строгановых, такие как Прокопий Чирин, Истома Савин, Назарий Истомин, были царскими мастерами, говорит о том, что то, что называют "строгановской школой", скорее всего возникло в Москве, хотя звание государева иконописца не указывало на постоянное пребывание при дворе. Этого взгляда придерживаются Г.Д.Филимонов[4] и Н.П.Лихачев[5] [см.: 2; с.646]. В отличие от них П.П.Муратов[6] [см.: 5; с.27] считает, что это не совсем так, и что на основании датированных записей строгановских вкладов в храмы Сольвычегодска и других мест, а также на основании сличения этих записей с самими иконами, можно говорить, что "строгановская школа" возникла вскоре после 1580 г. на территории бывших новгородских колоний по Двине и Вычегде, где новгородское искусство продолжало свое существование в форме так называемых устюжских писем. Таким образом, живопись строгановских мастеров, по мнению П.П.Муратова [см.: 6], есть не что иное как естественное продолжение и развитие новгородского искусства. Об этом говорят такие характерные черты новгородского письма конца XV в. как удлинённые пропорции тел, изысканные повороты фигур, цветная пробелка одежд, склонность к миниатюрному письму, а главное -  интенсивный и красивый цвет. Также, П.П.Муратов [см.: 5, 31]  утверждает, что в 20-х годах XVII в. с воцарением Михаила Федоровича "строгановская школа", просуществовавшая к тому времени более 50 лет, могла сделаться придворным искусством московских государей.

Ещё один исследователь "строгановской школы" А.А.Введенский[7]  [см.: 2; с.646], изучая архивы, выяснил, что среди наемных людей Строгановых не числились известные мастера, подписи которых стоят на иконах, и что работу в иконописных мастерских Строгановых выполняли иконописцы-ремесленники. Многие "строгановские" иконы были выполнены в Москве по заказу царского двора, в частности икона "Борис и Глеб" из иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря.  К тому же иконы "строгановской школы" различаются между собой и по стилю исполнения. Тем не менее, несмотря на различные точки зрения ученых о происхождении "строгановских писем",  роль Строгановых в развитии этого направления огромна. Кроме многочисленных заказов и коллекционирования икон Строгановы впервые начали подписывать иконы,  указывая на них имена иконописцев. Поэтому всё, что известно о живописцах XVI-XVII веков, главным образом почерпнуто из содержания этих надписей.

В оценке "строгановской школы" мнения исследователей также не совпадают. Одни считают их шедеврами древнерусской живописи, другие – началом упадка искусства, его тупиковой ветвью. Одни утверждают, что лики "строгановских" икон лишены одухотворенности, другие – что стремление к миниатюрности, преувеличенный интерес к форме сочетается у мастеров "строгановской школы" с новым представлением об идеале человека. Святые, изображенные на "строгановских" иконах, не бездушны, а скорее замкнуты и сосредоточены в себе. Тем не менее все были схожи в одном – в том, что "строгановские" иконы выполнены с высочайшим мастерством, и что эстетическое воздействие иконы значительно пересилило ее религиозное содержание. Строгановские мастера обращают внимание не столько на внутреннюю красоту человека, сколько на красоту и изящество человеческого тела, богато украшенные одежды, манерность движений и поз. Весьма характерен вычурный жест руки, который встречается только в искусстве конца XVI - начале XVII вв. И хотя многие иконы различаются по цвету и колориту, они все до единой создают впечатление материальной драгоценности живописи. Это достигается особой тонкостью письма, каллиграфичностью линии, обилием узора, золотой и серебряной разделкой. Искусство строгановских мастеров не рассчитано на толпу и не ставит перед собой никаких религиозных или политических целей. Оно нацелено на контакт со зрителем и предоставляет последнему возможность уйти от мирской суеты и грубости в мир утонченной красоты, полный личных переживаний и чувств.

Возросшая материальная и художественная ценность иконы привела к тому, что на иконах стали указывать имя владельца, год исполнения и другие данные. Безымянное искусство начинает уходить в прошлое. Это одна из причин того, что от конца XVI  и начала XVII веков осталось очень много подписных икон с именами художников, гораздо больше того, что имеется от всей предыдущей многовековой истории русской живописи. Среди мастеров упоминаются Семенка Бороздин, Иван Соболев, некий иконописец Михайла и Емельян.

Самым известным и знаменитым мастером "строгановской школы" является Прокопий Чирин – "государевый иконописец", мастер Оружейного приказа. Почти все известные работы Прокопия Чирина связаны со Строгановыми, хотя в конце XVI века он уже работал и для царского двора. Работу мастера очень ценил Никита Григорьевич Строганов. В собрании ГТГ есть икона "Никита-воин", исполненная Чириным по заказу Н.Г.Строганова. На тыльной стороне имеется надпись, где имя Прокопия указано с добавлением "новгородец". Возможно, Прокопий Чирин был родом из Новгорода, и в начале 90-х годов XVI века, уже работавший в Москве, не раз выполнял заказы Строгановых. Икона "Никита-воин" является его ранней работой. Прокопий Чирин избегал по возможности сложных многофигурных композиций и писал больше изображения Богоматери и святых в молении. Его искусство сдержанное и сосредоточенное, с тяготением к темному колориту.

Прокопий Чирин иногда работал в паре с другим замечательным живописцем Никифором Савиным – представителем семейства Савиных, двое из которых являлись "государевыми иконописцами".   Известны два произведения их совместной работы - это "Деисус" (ГТГ) и икона "Владимирской божьей матери", упоминаемая Д.А.Ровинским, местонахождение которой неизвестно.

Одним из "государевых иконописцев" Савиных является Истома Савин, представитель старшего поколения Савиных. Самая ранняя его работа, "Донская Богоматерь" из Благовещенского собора Сольвычегодска, была написана по заказу Семена Аникиевича Строганова. Одна из лучших его работ  - "Петр Митрополит в житии" и триптих с изображением московских "чудотворцев" в молении Богоматери. Оба памятника выполнены на части доски от гроба митрополита Петра, приобретенной Максимом Строгановым специально для этой цели. Живопись Истомы Савина, в отличие от других иконописцев,  более сдержана, лаконична в рисунке. Колорит светел, красочен, с преобладанием зеленых и красных тонов. Известна и другая его работа – "Владимирская Богоматерь с деяниями", где клейма, возможно, написаны другим мастером. Надо сказать, что в те годы на Максима Яковлевича Строганова работал и другой иконник по прозвищу Истома, работы которого значительно ниже по мастерству, нежели работы Истомы Савина. Известны две его иконы: "Неделя о слепом" (ГТГ) и "Воскрешение Лазаря" (ГРМ). Другой иконописец из рода Савиновых Федор, вероятно, тоже принадлежал к старшему поколению. В 1600 г. вместе со Стефаном Арефьевым он участвовал в росписи Благовещенского собора в Сольвычегодске. В надписи на стене храма оба мастера названы "московскими иконниками".

Второй "государев иконописец" это сын Истомы Савина Назарий, работавший вместе с Прокопием Чириным в Оружейной палате. Одна из его икон "Благовещение" из Благовещенского собора  в Сольвычегодске, писана по заказу Н.Г.Строганова. На тыльной стороне доски имеется надпись, где к слову "иконник" прибавлено слово "москвитин". Другие известные его работы это икона "Богоматерь Петровская" (ГТГ) и икона "Ангел-хранитель" (ГРМ).

В отличие от Назария его старший брат Никифор, о котором упоминалось выше, оставил после себя значительное количество подписанных памятников. Также существует много икон, приписываемых его кисти. Никифор Савин разнообразен по колориту. Известны его произведения, написанные в одном тоне. Это иконы триптиха, выполненные совместно с Прокопием Чириным, и икона "Беседы трех святителей". В триптихе виртуозная изобретательность мастера заключается в богатстве оттенков все время меняющегося золота, то листового, то твореного, то нанесенного плотно, то прозрачно на различные по цвету фона, а то -отдельными штрихами. Его линии прерывисты и волнисты, а формы не имеют четких границ. Икона "Беседа трех святителей" также написана в одном коричневато-желтом, золотистом тоне с характерной узорностью и тонкой проработкой орнамента. Кисти Никифора Савина приписывается икона "Чудо Федора Тирона" (ГРМ) с надписью на обороте "письмо Никифорово", которое является одним из лучших произведений древнерусской живописи. Интересно, что в икону введены и жизненные мотивы. Например, белый конь Федора мирно щиплет траву, пока его хозяин сражается со змеем. Также кисти Никифора Савина приписываются две иконы с сюжетом "Иоанн Предтеча в пустыне" (ГТГ), где с большим мастерством исполнен полный жизни пейзаж "пустыни" с рекой Иордан, проникнутый чувством природы и любви к ней.

"Строгановская школа" как стиль и понятие имеет свои временные рамки. По мнению П.П.Муратова [см.6] "строгановские письма" – явление исключительно экзотическое и в истории древнерусской живописи характеризуется как своего рода эпизод, началом которого можно считать  80-е годы XVI века, когда, ставшие "старшими", Никита Григорьевич и Максим Яковлевич Строгановы начинают усовершенствование города Сольвычегодск.  Никита Григорьевич умирает в 1619 году, Максим Яковлевич в 1623. В 1613 году на царствование избирается первый русский царь Михаил Федорович Романов, эпоху правления которого можно считать естественным пределом "строгановской школы", когда новгородские традиции постепенно вытесняются московской живописью, и строгановские мастера переходят на службу царя Михаила и патриарха Филарета. Русская иконопись, в целом, до середины XVII века ещё удерживает тот высокий уровень исполнения и тот общий характер, который ей дали московская и "строгановская" школы, но постепенно утрачивает мастерство. Поэтому иконы "строгановской школы" долгое время остаются примером и идеалом достижения для иконописцев XVIII и даже XIX веков, постоянно привлекая пристальное внимание коллекционеров, а также ценителей и любителей древнерусского искусства.

 

[1] И.М.Снегирев (1793-1868) – русский историк, этнограф, фольклорист, археолог, искусствовед.

[2] И.П.Сахаров (1807-1863) – русский этнограф-фольклорист, археолог и палеограф.

[3] Д.А.Ровинский (1824-1895) – русский юрист, историк и искусствовед. Почетный член Академии Наук и Академии Художеств.

[4] Г.Д.Филимонов (1829-1898) – русский археолог, истории искусства.

[5] Н.П.лихачев (1862-1936) – русский историк, академик АН СССР.

[6] П.П.Муратов (1881-1950) – русский писатель и искусствовед.

[7] А.А.Введенский (1891-1965) – русский историк, доктор исторических наук, профессор. Исследовал деятельность  солепромышленников Строгановых в Поморье и на Урале в XVI–XVII вв. и их роль в освоении Сибири.

 

Список использованной литературы.

 

1. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. Альбом. Авт.ст. и сост. А.А.Рыбаков. М.: Галарт, 1995.

2. Дмитриев Ю.Н. Строгановская школа. История русского искусства в 13 т. Т.3.  [Под общей ред. И.Э.Грабаря]: М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. – 748 с.

3. История русского искусства: в 3 т.:Т.1.: Искусство X-первой половины XIX в.: Учебник/НИИ теории и истории изобраз.искусств Акад.художеств СССР. Ответ.ред.: М.М.Ракова, И.В.Рязанцев. – 3-е изд. М.: Изобразительное искусство, 1991. – 508 с.

4. Кравченко А.С., Уткин А.П. Икона. – М.: Стайл А. ЛТД, 1993.           – 254 с.

5. Муратов П. Иконопись при первом царе из дома Романовых // Старые годы. Ежемесячник для любителей старины. [Ответ.ред.: П.П.Вейнер]. – 1913 г. - Июль-сентябрь. – С.25-33.

6. Муратов П.П. Строгановская школа: [электронный ресурс]  URL: http://nesusvet.narod.ru/ico/books/grabar/grabar_6_1_10.htm. (дата обращения: 14.02.2015).

7. Муратов П. Эпоха древнерусской иконописи. Выставка древнерусского искусства в Москве // Старые годы. Ежемесячник для любителей старины. [Ответ.ред.: П.П.Вейнер]. – 1913 г. - Апрель. – С.31-38.

Категория: ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА. | Добавил: Администратор (17.06.2015)
Просмотров: 962 | Теги: Чирин, древнерусское искусство, иконопись, Савин, икона, строганов, строгановские мастера | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]