Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Суббота, 21.04.2018
Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » АРХИТЕКТУРА

КЛАССИЧЕСКАЯ ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ

Реферат.

 

В описании классических ордерных систем используется понятие  архитектурного ордера. В состав архитектурного ордера входят три части: колонна, антаблемент и пьедестал. Ордер может быть полным, когда присутствует все три его составляющие, и неполным, когда отсутствует пьедестал. Все связанные между собой части имеют определенные размеры, которые находятся в строгом взаимном соотношении. Изучая эти размеры по сохранившимся древним сооружениям, итальянский теоретик и архитектор Позднего Возрождения Джакомо да Виньола вывел некоторые средние простые отношения, которые затем сделались общепринятыми и обязательными. По Виньоле высота антаблемента должна составлять 1/4 высоты колонны, а высота пьедестала – 1/3 высоты колонны. Таким образом, полный ордер можно разделить на 19 частей, где 4 части занимает пьедестал, 12 частей – колонна и 3 части – антаблемент.

Колонна представляет собой круглый столб с утонением кверху, начиная с 1/3 ее высоты. Она состоит из трех частей – стержня, базы и капители. В основе капители лежит абак – квадратная плита, которая непосредственно несет на себе камни, входящие в состав антаблемента. Основанием базы является плинт – квадратная плита, способствующая более надежной устойчивости всей колонны. Первой существенной частью антаблемента является архитрав – горизонтальная полоса камней, перекрывающих отверстия между колоннами. Над архитравом помещается фриз, а над фризом – карниз.

Существует два вида архитектурных ордерных систем – греческая и римская. Греческая архитектурная система создавалась при взаимном влиянии индивидуальных особенностей двух главнейших греческих племен – дорян и ионян, в результате чего возникло два ордера – дорический и ионический. Позднее появился третий ордер – коринфский, а также новая художественная композиция, где колонны заменены на изображения кариатид и атлантов. Происхождение и изобретение греческих ордеров в свое время подробно исследовал римский архитектор и инженер I в. до н.э. Витрувий. В своем трактате "Десять книг об архитектуре" он описал пропорции храмов и соотношения частей, составляющих их архитектурные формы, используя понятие модуля как единицы меры всех частей ордера. К подобному решению пришли еще древние греки, которые принимали за модуль средний диаметр колонны. Впоследствии модулем стали считать нижний радиус колонны, что принял также и Виньола.

Греческий архитектурный ордер состоит из стилобата, колонн и антаблемента. Выше антаблемента находится фронтон, ограниченный сверху двускатной крышей.

В дорическом ордере колонна обычно не имеет базы и устанавливается непосредственно на стилобат. Ствол колонны, как правило, украшен каннелюрами, имеет энтазис и заметно утоняется кверху. Капитель состоит из шейки, абака и эхины. Фриз разработан триглифами и метопами. Триглифы, кроме угловых, располагаются над осями колонн и над серединами промежутков между ними. Карниз состоит из слезника и модульонов. С течением времени в дорических ордерах колонны делаются тоньше, их утонение становится менее заметно. Высота антаблемента уменьшается. Совершенным созданием дорического типа считается Парфенон в Афинах (Иктин и Калликрат, 447-438 г. до н.э.). Более древнее сооружение дорического ордера – храм Апполона в Коринфе (вторая половина VI в. до. н.э.). Это один из наиболее значительных храмов архаического периода Древней Греции.

Зародившись в Малой Азии, ионический ордер развивался также в Аттике, в результате чего образовались две школы – малоазийская и аттическая. Типичным образцом малоазийского течения является храм Афины в Приене, а аттического – Эрехтейон в Афинах. Колонны ионического ордера более стройные, чем дорические, украшены каннелюрами, имеют базы и капители. Обязательной принадлежностью последних являются  спиральные завитки – волюты. Архитрав состоит из двух или трех слегка свешивающихся одна над другой полос. Гладкий фриз нередко затем украшался скульптурными композициями. Малоазийский карниз в поддерживающей части имеет зубцы, в аттическом карнизе зубцов не встречается.

Коринфский ордер появился в Греции тогда, когда дорический и ионический достигли своего полного развития. Колонна коринфского ордера достигает в высоту 10 диаметров, имеет ионическую или аттическую базу и капитель в виде расширяющейся кверху чашечки цветка. Формы коринфской капители весьма разнообразны. Антаблемент не отличается от ионического и только в римской архитектуре получает совершенно самостоятельное развитие.

Греческая архитектурная система, оправданная конструктивно и архитектурно, оказалась устойчивой и послужила основой для развития римской архитектуры, а позднее и архитектуры эпохи Возрождения. С падением Греции Рим усвоил все ее архитектурные системы и в результате их развития выработал свои ордера – римско-дорический, римско-ионический и римско-коринфский. Но еще раньше, в этрусской архитектуре развился совершенно самостоятельный ордер – тосканский. Позднее был выработан так называемый сложный ордер, получивший особо широкое распространение в эпоху расцвета Рима. Все римские ордера отличаются друг от друга прежде всего колоннами. Отношение нижнего диаметра к высоте колонны составляет 1/7, 1/8, 1/9 и 1/10 в тосканской, дорической, ионической и коринфской колоннах  соответственно. Если принять за модуль нижний радиус колонны, то высота баз у всех ордеров равняется одному модулю. Высота капителей первых двух ордеров равна одному модулю, ионической капители – 2/3 модуля, коринфской – 2 и 1/3 модуля. Также определенные различия наблюдаются в составных частях антаблементов. Надо отметить, что в римскую эпоху дорический ордер в процессе своего развития вылился в два типа: зубчатый дорический ордер, где в поддерживающей части применяются зубцы, и модульонный дорический, где под слезником расположен ряд модульонов.

Если в Греции колонна  являлась неотъемлемой конструктивной частью здания, то в Риме она постепенно переходит в разряд декоративных форм. В эпоху Возрождения большое распространение получает принцип поэтажного размещения колонн, то есть применение так называемых мелких ордеров. Примером может служить построенный архитектором Альберти дворец Ручеллаи во Флоренции. Также архитекторы Возрождения применяли колоссальный или крупный ордер, где колонны располагаются во всю длину фасада. Такой прием встречается в палаццо Деи Консерватори в Риме, построенном архитектором Микеланджело. Рассматривая произведения лучших зодчих эпохи Возрождения, нетрудно убедиться, что в частных случаях наблюдались отступления от основных правил расположения различных частей и соотношения их размеров. Однако в пропорциях колонн, отношениях их толщины к высоте, размерах баз и капителей отступлений от установленных правил почти не встречается.

Одним из примеров применения классической ордерной системы на Руси является церковь Николы Большой Крест в Москве, построенная в 1697 году. Церковь не сохранилась, но известно, что при оформлении фасадов, разделенных на ярусы, в первом из них был применен дорический ордер в чистом виде с триглифами и метопами во фризе, а во втором ярусе – коринфский. Зодчий церкви Николы отлично владел законами построения классических ордеров.

Те же знания в построении классических ордеров можно наблюдать в архитектуре так называемых "строгановских" церквей, созданных по заказу Г.Д.Строганова. Это собор Введенского монастыря в Сольвычегодске (1689-1693), Казанская церковь в Устюжне (1694), Рождественская церковь в Нижнем Новгороде (1697-1703). Зодчий, построивший эти здания, несомненно прекрасно знал классические архитектурные формы и широко использовал их в оформлении всех перечисленных храмов. Такие канонические формы ордеров как колонны, капители, антаблементы, фронтоны и даже сам характер применения этих форм совершенно убеждают в том, что зодчий не только хорошо ориентировался в западно-европейской архитектуре, но и понимал логику использования классической ордерной системы.

 

Список использованной литературы.

 

1. Витрувий. Десять книг об архитектуре. Из истории архитектурной мысли: - 2-е изд. – М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2015. – 320 с.

2. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, античность: Учебник/СПбГАИЖСА им.И.Е.Репина; Ответ.ред.: М.В.Доброклонский, А.П.Чубова. М.: Сварог и К, 2008. – 372 с.

3. Михаловский И.Б. Архитектурные формы античности. – М.: Архитектура-С, 2006. – 240 с. – ил.

4. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. – СПб.: Стройиздат, СПб.отделение, 1993 г. – 288 с.

5. Ривкин Б.И. Античное искусство. Малая история искусств. М.: Искусство, 1970. – 356 с.

 

____________________________________________________________

Ю.Е.Шелкова

 

 

 

 

 

Категория: АРХИТЕКТУРА | Добавил: Администратор (17.06.2015)
Просмотров: 1123 | Теги: искусствоведение, ордер, ордерная система, архитектура, античность, Витрувий | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]