Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Суббота, 20.01.2018
Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » АРХИТЕКТУРА

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ. ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И ШКОЛЫ

Эпоха Ренессанса, или Возрождения, охватывает период с XIV по XVI века. Споры о содержании, смысле и направленности ренессансных процессов не затихают и по сей день. Мнения исследователей совпадают лишь в одном – в признании огромного значения Ренессанса для развития европейской цивилизации  всей мировой культуры.

В Италии, несмотря на общественное движение буржуазии, начавшееся еще в XIII веке, тем не менее, на всем протяжении эпохи итальянского Ренессанса, были сильны традиции Средневековья. Страна представляла собой конгломерат городов-государств, имевших разное политическое устройство. Их границы непрерывно менялись в ходе многочисленных конфликтов и политических интриг. Историческим центром Италии оставался Рим – главный город Папской области. Наряду с ней в Италии сложились и другие самостоятельные государства с собственными столицами, такие как Флоренция, Венеция, Милан, Генуя, Неаполь, а также города: Сиена, Пиза, Мантуя, Верона, Феррара, Лукка, Урбино, Орвьето, Падуя, Римини. Жизнь в городах развивалась в соответствии с закономерностями, присущими феодальной системе, утвердившейся повсюду в Европе[1]. Быстрое развитие городского хозяйства привело к появлению крупных банкирских домов, управлявших финансами и влиявших на политику.

В результате общественных преобразований конца XIII века во Флоренции утвердился республиканский строй, который послужил образцом для ряда других городов. В 1434 году во Флоренции утвердилась тирания семейства Медичи. В Венеции республиканский строй не подвергался изменениям до конца XVIII века. В большинстве других итальянских городов-государств также возникали предпосылки для формирования демократической системы. Рим в XIV веке, в период «авиньонского пленения» пап, испытал длительный упадок, оказался лишен устойчивой власти. Нередко, расположенные в папской области города, такие как Орвьето, Урбино или Римини, обретали самостоятельность. После окончания срока «авиньонского пленения» и завершения «схизмы»[2] обстановка в Риме начала постепенно улучшаться. В 1420 году единственным Папой стал Мартин V. Папы, находившиеся на престоле позже, вернули Риму роль религиозного, политического и художественного центра всей Италии. Историческое значение в эпоху Ренессанса приобрело меценатство, которое, однако, не было бескорыстным. Мастер, получивший заказ, прославляя мецената, способствуя упрочению его власти. Возникает коллекционирование произведений искусства. Появляются крупные частные собрания и музеи. Со временем возникла потребность в осмыслении всех этих процессов. Труд Джорджо Вазари «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» положил начало искусствоведению как самостоятельной науке. Раздробленность страны не позволила Италии противостоять внешней угрозе, исходившей от Франции и императоров Священной Римской империи[3].

 

Культурная жизнь Италии в эпоху Ренессанса проходила под знаком создания гуманистической культуры[4]. В процессе преобразования средневекового общественного сознания в ренессансное важная роль отводится итальянским гуманистам[5]. Представление о человеке как о самостоятельно мыслящем индивиде совершенно естественно приводило к утверждению идеи индивидуализма как одной из центральных для своего времени. А вера в безграничные возможности человеческого разума реализовалась в концепцию всесторонне развитого человека, или «универсального человека». Космополитизм и патриотизм составляли только одну из тех многочисленных пар оппозиций, в самом существовании которых проявлялась внутренняя противоречивость всей эпохи как следствие ее «переходности». В конечном итоге родилась ведущая, центральная идея эпохи Возрождения о необходимости достичь такого состояния, которое отвечало бы понятию «гармония».  Типичными для ренессансной культуры признаны: 1) гуманистический антропоцентризм; 2) культ античности; 3) героизация личности; 4) стремление поставить искусство на крепкую научную базу. Природа ренессансной культуры Италии состоит в диалоге двух пластов культурного наследия – античности и средневеково-христианского. Среди типичных для эпохи Возрождения пар противоречий для ренессансной культуры наиболее важны христианское и языческое, человеческое и «божественное». Результатом примирения человеческого и божественного начал стало рождение двух центральных в искусстве Ренессанса образов – «обожествленного человека» и «очеловеченного Бога».

Весьма существенным для ренессансной гармонии представляется соотношение человека и природы, а также человека и той архитектурной среды, которая создается людьми. Возрождение признало за человеком способность изменять картину мироздания, создавая в его воображении «вторую природу», но не допуская при этом нарушения гармонии, предопределенной Создателем. В зависимости от степени близости к природе устанавливалась иерархия искусств эпохи Возрождения. Первое место в этой иерархии занимала живопись. Познание природы стало одной из главных задач ренессансной культуры. Оно осуществлялось научными методами, в том числе изучением линейной перспективы и пропорций при помощи математики.

Главным из средств, помогавшим сообщать архитектуре гуманистический характер, стал классический ордер, который подробно изучался на примерах сохранившихся древних памятников Рима и других городов, римских копий древнегреческих статуй и трактата Витрувия «Десять книг об архитектуре», заслуга открытия которого принадлежит Поджо Браччоли (1380-1459). Возможность проявить через ордер человеческую индивидуальность сделало античную ордерную систему особенно привлекательной для Ренессанса и совершенно необходимой для него. Столь же важной оказалась роль ордера в качестве средства гармонизации отношений между человеком и пространством, организованным средствами архитектуры.

Другой путь к гармонии был связан с решением проблемы центрально-купольного сооружения. Пространство, заключенное внутри центрально-купольного сооружения, обладающего симметрией и ритмом, воспринимается абсолютно завершенным. Поэтому такая композиция приобрела роль своеобразного символа эпохи Возрождения. Античность дала ренессансным мастерам идеальный образец решения соответствующей архитектурной задачи – Римский Пантеон.

Еще одной важной для Возрождения художественной проблемой стала проблема архитектурного ансамбля. Ее значению не уступала и тема «идеального города» с укреплениями нового бастионного типа и проблема синтеза искусств, то есть такого взаимодействия друг с другом произведений изобразительного искусства и организованного архитектурного пространства, при котором создается впечатление полного композиционного единения.

Итальянское зодчество эпохи Возрождения развивалось, в основном, на базе строительных традиций Древнего Рима. В период Возрождения установилась традиция, в соответствии с которой функция стен как несущих частей конструкции подчеркивалась при помощи декоративного ордера. Эпоха возрождения не знала строительных расчетов. Не получили заметного развития механизмы для осуществления строительных работ. В ренессансное время продолжали применяться приемы натурного и рабочего «эскизирования». Начали появляться изображения задуманных зданий в ортогональных проекциях. Начиная с рубежа XIV и XV столетий роль архитектурных рисунков и чертежей в истории зодчества многократно возрастает. Открытие законов линейной перспективы позволило дополнить ортогональные проекции перспективными изображениями.

Искусствоведы подразделяют историю итальянского Ренессанса на три периода – Раннее, Высокое и Позднее Возрождение. В качестве начала отсчета Раннего Возрождения выбран 1420 год (или первые годы XV века), когда было начато строительство Воспитательного дома и купола собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, спроектированных Филиппо Брунеллески. Переход к Высокому Возрождению относится к 80-90-м годам XV века, когда роль ведущего художественного центра Флоренция передает Риму. Рубеж 20-30 годов XVI века – верхняя граница Высокого Возрождения. Время после середины 1530-х годов это уже Позднее Возрождение. Единый поток ренессансного искусства разделяется на течения, враждующие между собой.

Среди гениальных мастеров архитектуры в период раннего итальянского Ренессанса в XV веке выделяются Филиппо Брунеллески, Микелоццо ди Бартоломмео, Леон Батиста Альберти. Бенедетто да Майано, Джулиано да Сангалло и другие. В период высокого Ренессанса во главе мастеров архитектуры стоял Микеланджело Буонаротти. В этот же период достигли признания Донато д’Анжело Браманте, Антонио да Сангалло Младший, Якопо Сансовино, Виньола, Андреа Палладио.

В XI-XII веках отмечаются первые признаки стилевого течения, вошедшего в историю под названием Проторенессанса, возникшего на основе романского искусства. Для него характерны спокойствие и уравновешенность композиции, рационалистичность ее построения, частое применение в сооружениях аркад с рядами колонок (наклонная башня в Пизе, Пизанский собор и др.), широкое использование цветных материалов, инкрустации относительная легкость архитектурных масс в сравнении  тяжелой массивностью, свойственной романским постройкам.

В начале XIII века Проторенессанс сменяется готическим стилем, занесенным в Италию преимущественно из Франции. Однако итальянская архитектура восприняла от готики северных европейских стран лишь внешнедекоративные элементы, в основе сохранив стилистические черты романского зодчества.

Своеобразие итальянской готики сказывалось в отказе от стремления в высь за счет более сильного развития горизонтальных пропорций (Миланский собор). Внутреннее пространство отличается ясными и относительно спокойными соотношениями, наблюдаются тяготение к архитектурной массе и относительная неопределенность конструктивного скелета, стена имеет значение основной несущей конструкции, стрельчатые, ланцетовидные арки утрачивают стремительность. В Италии готическая скульптура всегда связана с античными образцами. Башни на переднем фасаде заменяются одиноко стоящей колокольней.

Однако и в Италии встречаются фасадные решения, в которых, благодаря обильному применению типично готических архитектурных деталей, скульптуры и башенок фасад превращался в декорацию, приставленную к зданию (Сиенский собор).

Стиль Ренессанса оформлялся в Италии с начала XV века, в период Кватроченто, когда в архитектуре проявилось стремление к рациональности, четкости, ясности. На начальной стадии искусство Ренессанса базировалось на проторенессансных памятниках, носивших следы влияния античного творчества. С другой стороны, художники Ренессанса переняли некоторые черты, характерные для готики. В области церковного зодчества на формирование нового стиля оказывала влияние византийская культура. Ведущим искусством для эпохи итальянского Ренессанса являлась живопись, которая, в свою очередь, влияла на современную ей архитектуру.

В развитии стиля итальянского Ренессанса можно выделить три основных этапа:

- первый этап – ранний Ренессанс, или раннее Возрождение (конец XIV-XV вв.) – характеризуется как формирование и создание формальных и конструктивных предпосылок стиля.

- второй этап – высокий Ренессанс, или высокое Возрождение (конец     XV в. и середина XVI в.) -  является стадией зрелости стиля и характеризуется наибольшим развитием декоративности, согласующейся с конструкцией и не нарушающей ее органичности.

- третий этап – поздний Ренессанс, или позднее Возрождение (середина и конец XVI в.) – период декоративных излишеств в стиле, которые превращаются в самоцель. В недрах самого стиля позднего Ренессанса возникают формальные предпосылки барокко.

Архитектура Ренессанса в Италии имела многочисленные художественные школы, главнейшими из которых являлись Флорентийская, Римская, Венецианская.

Основное место в развитии нового искусства в Италии занимала Тоскана со своей столицей – Флоренцией, которая была чрезвычайно богата памятниками Проторенессанса. Искусство Ренессанса оформляется во Флоренции в XIV и в начале XV века. Для флорентийской архитектуры раннего Ренессанса характерны многообразие приемов и форм в плановом и фасадно-плоскостном отношениях, простота и умеренность архитектурного оформления, логичность и лаконичность фасадов. Одновременно изживаются остаточные черты готического искусства.

К началу XVI века – периода Чинквеченто – центр художественной жизни Италии начинает перемещаться из Флоренции в Рим, чему сильно содействовало усиление политической активности папства. С начала правления папы Юлия II (1503-1513), который задумывает коренную перестройку своей римской резиденции, начинается так называемый «золотой век» искусства. В свете забот  о политическом и культурном возрождении Рима как столицы Италии, туда приглашаются лучшие живописцы, архитекторы, ваятели.

Римский этап Ренессанса представляет собой дальнейшее развитие тех художественных принципов и идей, которые были порождены ранним Ренессансом. Флорентийские художники и зодчие воплотили в Риме те стилевые особенности, которые легли в основу архитектуры высокого Ренессанса. Отличительными качествами римской архитектуры этого периода является монументальность, величие, навеянное Древним Римом, грандиозный размах построек, высшая точка которого наблюдается в брамантовских проектах Ватикана и собора св.Петра.

Особое место в общем развитии архитектуры эпохи Ренессанса занимала Венеция, отличительной особенностью которой является сложное переплетение различных стилевых влияний. Среди характерных признаков венецианской архитектуры Ренессанса следует отметить стремление к изощренности и живописности в орнаментике, превалирование декоративного начала над конструкцией и общая легкость и узорчатость тектонической организации фасадных плоскостей.

Ренессанс выдвинул совершенно новые типы зданий: городские дворцы – палаццо, загородные виллы, особняки и целый ряд сооружений общественного назначения, из которых особенно выделяются ратуши.

Церковная архитектура и  в плановом и в пространственном отношении больше не подавляла человека, а пробуждала в нем мысли о красоте и ценности человеческой личности.

Со второй половины XVI века в архитектуре итальянского Ренессанса начинают наблюдаться признаки творческого застоя. Творения целого ряда зодчих этого периода носят несколько сухой академический характер. Дальнейшее развитие архитектуры Италии пошло путем последовательного увеличения элементов живописности, декоративности. Назревает новое стилевое качество – барокко.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бартенев И.А. Зодчие итальянского Ренессанса. М.:Б.С.Г.-ПРЕСС, 2007.     -382 с.

2. Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения: Италия. СПб.: Азбука-классика, 2007.-616 с.

 

[1] В XI-XII веках во многих городах были созданы самоуправляющие коммуны во главе с представителями знати. Бывшим «сеньорам» приходилось менять привычный образ жизни. В планировке итальянских городов на смену римским «кардо» и «декуманус»  - главным прямолинейным магистралям, ориентированным по сторонам света, приходила запутанность узких искривленных улиц и переулков, разделявших плотно застроенные кварталы. Крестьяне освобождались от крепостной зависимости. К началу XII века цехи сумели стать в городах влиятельной общественной силой. В цехе могли объединяться представители разных профессий. Члены старших цехов составляли «жирный» народ. В младшие цехи объединялся «тощий» народ. Противостояние разных сословий не раз приводило к волнениям. Самым ожесточенным стало восстание «чомпи», где впервые были предъявлены политические требования. В итальянских городах-государствах существовали две крупные политические партии – гвельфов (сторонников папы)  и гиббелинов (сторонников императора). После победы гвельфов они вновь разделились на «черных» и «белых». Членом «белых» гвельфов являлся Данте, который был изгнан из Флоренции и скончался в Равенне в 1321 году. См.: [Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения: Италия. СПб.: Азбука-классика, 2007.-616 с;      

[2] То есть периода раскола, когда церковь одновременно возглавляли авиньонский и римский папы. См.: там же;

[3] Вторжение французских войск в Италию не исходе XV века положило начало Итальянским войнам. Основным узлом противоречий стало Неаполитанское королевство. В 1504 году Франция и Испания договорились о его разделе. Кульминацией Итальянских войн стал поход императорской армии на Рим, предпринятый в 1527 году под водительством Карла V – короля Испании, увенчанного и короной императора. После этого военные действия на территории Италии продолжались еще более тридцати лет. См.: там же;

[4] Культурные процессы, отождествляемые с Ренессансом, протекали постепенно, на протяжении длительного времени. Античность, в сущности, не была забыта в период Средневековья: рукописи античных авторов хранились и изучались; христианская схоластика во многом базировалась на идеях  Аристотеля и Платона, а также неоплатоников; в употреблении оставались латынь, люди жили по юлианскому календарю, средневековая юриспруденция в значительной мере основывалась на традиции римского права. См.: там же;

[5] Основоположником широкого идейного движения - гуманизма считается итальянский поэт XIV века Франческо Петрарка (1304-1374). Путь к утверждению гуманистического мировоззрения прокладывали такие деятели как Данте Алигьери (1265-1321), Франциск Ассизский (1182-1226), Фома Аквинский (1225/1226-1274). Первые достаточно определенные проявления «художественного реализма» возникают у Джотто ди Бондоне (1267/1277-1337). Вслед за Петраркой гуманистами стали Джованни Боккаччо (1313-1375), Колюччо Салютати (1331-1406), Леонардо Бруни (1370-1444). См.: там же;

Категория: АРХИТЕКТУРА | Добавил: Администратор (21.05.2016)
Просмотров: 807 | Теги: Лисовский, Возрождение, Италия, архитектура, периодизация, ренессанс | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]