Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Суббота, 21.04.2018
Главная » Статьи » ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ БРОНЗЫ (КИКЛАДЫ, КРИТ, МИКЕНЫ)

Автор статьи Ю.Е.Шелкова

________________________________________

 

Эпоху бронзы (II тыс. до н.э.)  вполне можно назвать эрой первых цивилизаций. Это справедливо и по отношению к эгейской культуре, распространённой в период с 3000 по 1200 гг. до н.э. на островах и берегах Эгейского моря, а также в восточной части Средиземноморья. Принято считать, что ранее, в эпоху неолита, в V-IV вв. до н.э. Балканский полуостров, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии населяли так называемые эгейцы. Откуда они пришли – неизвестно. Известно лишь то, что, в отличие от пришедших к ним на смену племен, в частности хеттов и пеласгов – предшественников греков,  разговаривали эти люди между собой на языке, не входившем в группу индоевропейских языков. Об этом свидетельствуют сотни глиняных табличек, найденных во дворце Пилоса и на Крите с так называемым письмом А, который до сих пор не поддаётся прочтению. В конце III тыс.до н.э. в среднюю часть Греции и Пелопонесс переселились теснимые с севера греки-ахейцы -  помимо всего прочего отличные мореходы, которые быстро освоили местные рельефы и пространства и проложили новые морские пути к островам Эгейского моря, на побережье Малой Азии, а также на остров Крит, являющийся одним из важнейших центров эгейской культуры.

Открытие эгейской цивилизации является, пожалуй, одним из самых значительных достижений науки археологии.  Большой вклад в изучение эгейской культуры внесли немецкие археологи Генрих Шлиман, Вильгельм Дёрпфельд, английский археолог Артур Эванс и многие другие.  Благодаря А.Эвансу, в нач.XX в. был исследован знаменитый Кносский дворец – один из выдающихся памятников минойской культуры, расположенных на острове Крит. Усилиями Г.Шлимана, в 70-80 гг. XIX в., в северо-западной части Малой Азии была обнаружена легендарная "гомеровская" Троя – возможно седьмой из двенадцати горизонтов существовавших на Гиссарлыкском холме городов, замечательный памятник так называемой троянской культуры. Тот же неутомимый Г.Шлиман и его коллега В.Дёрпфельд обратили своё пристальное внимание на Пелопонесс, в результате чего были открыты такие культурные центры элладской культуры как Микены, Тиринф и Пилос. Не остались без археологических исследований и Киклады, где в 90-х годах XIX в. была открыта так называемая кикладская культура. Иногда в научной литературе встречается определение "крито-микенская", объединившее в себе минойскую и микенскую культуры. Теперь достоверно известно, что эгейская культура существовала также на островах Мелос, Фира и Кипр.

Во 2 тыс.до н.э., в эпоху бронзы, культура Кикладских островов находилась под влиянием малоазийских, а также микенской и минойской культур. Примером такого влияния может служить вулканический остров Фира, ныне Санторини, где во 2 половине XIX в. в процессе добычи вулканического пепла был найден древний город-крепость Акротири. В результате начатых в 1967 году раскопок афинским учёным Спиридоном Маринтосом было обнаружено поселение с развитой инфраструктурой и хорошо продуманной системой канализации. В процессе археологических работ было освобождено от пепла несколько двух- и трёхэтажных домов с удобной планировкой. Стены некоторых из них облицовывались снаружи резными прямоугольными блоками мелового камня. Интерьеры комнат украшались фресковой живописью с изображением мужчин и женщин, совершающих религиозные обряды, а также морских судов, растений и животных. В помещениях жилых домов обнаружены предметы быта жителей Киклад – ткацкие станки, керамические сосуды и даже продукты питания. В одном из домов найдены глиняные таблички с линейным письмом А. Вероятно, в XVII в. до н.э., перед началом извержения вулкана, жители успели покинуть город,  что вполне объясняет отсутствие под слоями пепла человеческих останков. По результатам радиоуглеродного анализа найденной под пеплом оливковой ветви установлено, что минойское извержение на острове Фира произошло между 1627-м и 1600-м годами до н.э., возможно, в 1613-1614 годы, что противоречит ранее утверждаемым датировкам.

Развивающаяся параллельно с кикладской минойская культура также несет в себе немало загадок. К сожалению, ни архитектурные останки, ни живопись, ни многочисленные артефакты, обнаруженные при раскопках древнекритских городов не дают практически ничего в понимании того, чем и как жили древние критяне, каковы были их образ жизни и социальный строй.  Письменность критян не поддается расшифровке, их  религиозно-мифологические представления не известны. Это потом, много позже,  греки связали свою мифологию и религию с этим островом, но всё, что было до этого, до сих пор остаётся тайной. Материал, которым мы можем оперировать, давая характеристику минойской культуры, это в основном  описательная информация, основанная на   разрозненных фактах, собранных вместе как результат  многочисленных исследований и археологических раскопок. Большая часть этих сведений сосредоточена в руинах Кносского Дворца, погибшего при  пожаре в конце XV в. до н.э. Первое, что нужно отметить и что сразу бросается в глаза, это своеобразная и запутанная планировка здания, совершенно отличная от архитектуры Египта того периода. Недаром, греки, впервые попавшие на Крит и впечатлённые увиденным, мифологизировали не только сам остров, но и дворец с его обитателями, отразив результат своих впечатлений в легендах, связанных с  рождением Зевса, а также царём Миносом, Лабиринтом, Дедалом и Минотавром, поверженным в прах непобедимым героем Тесеем и другими персонажами.

 

Действительно, Кносский дворец как архитектурный комплекс, создававшийся в течение нескольких столетий, его планировка и фресковая живопись являются в своём роде уникальными. Стены дворца строились из сырцового кирпича, имели деревянный каркас и в нижней части были облицованы большими каменными плитами. Центральное место в планировке здания занимает большой прямоугольный двор с примыкающими к нему со всех сторон разновременными дворцовыми помещениями различного назначения. Расширяющиеся кверху деревянные колонны на каменных основаниях, хаотичное чередование помещений по высоте, многочисленные лестницы и световые колодцы, оживляющие рассеянным и неравномерным светом внутренние пространства помещений, а также исключительной декоративности стенные росписи поражают воображение. Последние выполнены в технике фрески с использованием различных по цвету красок: черной, белой, красной, жёлтой, синей и зеленой. Наиболее богато украшен так называемый "тронный зал", где на красном фоне стены изображены гуляющие среди стеблей папируса величественные грифоны.

По красоте и изяществу исполнения живописные фрески Кносского дворца не имеют себе равных. Глядя на них, создается впечатление, что жизнерадостные люди, изображённые в свободных и непринужденных позах, не знали войн, голода, болезней - всех тех напастей, что мучают современного человека, и проводили свою жизнь исключительно в празднествах, религиозных обрядах и увеселениях. Мужчины и женщины, юноши и девушки полны здоровья и силы, легки, грациозны и волнительно прекрасны. Недаром, одна из изображённых дам бронзового века, жившая примерно 2 тыс. лет тому назад, названа современниками "Парижанкой". Наиболее ранней фреской, относящейся к XVIII-XVII вв. до н.э. является так называемый "Собиратель шафрана". Стоит упомянуть также о таких замечательно исполненных композициях как "Дамы в голубом", "Фреска с табуретами", "Коридор процессий", "Царь-жрец" и, конечно же "Дельфины", полной воздушности и полёта. Весьма любопытно, что значительное место среди росписей стен Кносского дворца занимают изображения быка, как отдельно, так и  в акробатических сценах с юношами и девушками. Видимо бык очень почитался древними критянами. Среди других живописных памятников Крита следует отметить расписанный в технике фрески каменный саркофаг из Агиа-Триады, датированный II пол. XV в. до н.э. Расцвет критской живописи приходится на XVI в. до н.э., но уже в XV в. увеличение схематизации изображений приводит этот вид искусства к полному упадку.

Значительное место среди памятников эгейского искусства занимает критская керамика. Рассматривая культуру Крита в русле взаимодействия ее с культурами Египта и стран Древнего Востока, А.Эванс предложил условную периодизацию эгейской культуры, основанную на смене форм критских сосудов. Наиболее ранние глиняные сосуды, покрытые простыми геометрическими узорами, относятся ко времени ок.3000 лет до н.э. Своего расцвета критская керамика достигает в середине XVII в. до н.э. Критяне изобретают уникальный способ обработки поверхности керамических изделий, покрывая их сперва имеющей металлический блеск краской тёмно-лилового или чёрного цвета, а затем нанося поверх неё декоративную роспись.  Найденные в местности Камарес керамические вазы имеют покрытые чёрным лаком округлые формы, расписанные крупным растительным узором при помощи белой и красной красок. В конце XVII – нач.XVI вв. до н.э. появляются сосуды с изображением растений, а в XVI в. и с изображением различных морских животных. В качестве примера можно привести вазу с осьминогом из Гурнии и ритон из Псиры с изображением дельфинов, попавших в сети. В XV в. до н.э. схематизация росписей всё более усиливается, и рисунок постепенно трансформируется в орнамент.

Что касается резьбы по камню и техники обработки металла, то критские мастера овладели ими в совершенстве. Высокий уровень мастерства можно оценить по сохранившимся каменным сосудам XVI в. до н.э.  из стеатита, покрытым орнаментом, и двум золотым кубкам из Вафио с рельефными изображениями быков. Кроме этого на Крите изготавливались различные предметы мелкой пластики, в том числе статуэтки богинь из фаянса или слоновой кости со змеями в руках, а также фаянсовые таблички с разноцветными изображениями животных.  Шедевром искусства такого рода по праву считается статуэтка богини со змеями середины 2 тыс. до н.э., выполненная мастером-виртуозом из золота и слоновой кости.

К концу XV века до н.э. на Крите наблюдается общий упадок культуры. Но несмотря на это, греки-ахейцы, завоевавшие  остров в XV веке до н.э., многое заимствовали из минойской культуры и приспособили критскую письменность к своему языку, о чём свидетельствуют недавно расшифрованные глиняные таблички с линейным письмом Б, найденные на Крите  и Пелопонессе.

В то время как в XIV в. до н.э. минойская цивилизация приходила к упадку, на материковой территории Греции начался расцвет так называемой микенской культуры. Благодаря Г.Шлиману, В.Дёрпфельду и другим археологам были открыты и исследованы архитектурные памятники в Микенах, Тиринфе и Пилосе - городе, где находилась резиденция легендарного царя Нестора, неоднократно упоминаемого Гомером. Кроме того  памятники микенской культуры найдены в Орхомене, Афинах и других городах. Это были конечно дворцы, архитектура которых вполне соответствовала сложившемуся к тому времени социальному строю, где наряду с патриархальным рабством существовала аристократия и складывались мелкие государства во главе с басилевсом, соединившим в себе функции вождя, верховного жреца и судьи. В отличие от критских строений, микенские дворцы были хорошо укреплены,  а центральное место в них занимал мегарон, план которого и портик в "антах" перешёл позднее в архитектуру Древней Греции. Техника возведения стен была похожа на критскую, но при этом применялась и так называемая "циклопическая" кладка из огромных необработанных камней. Изнутри стены штукатурились и покрывались росписью в технике фрески. Сюжеты, декоративность и орнаментика в основном заимствовались из Крита, хотя встречаются и не характерные для критян сцены охоты и военных сражений. Такова, например, фреска из Тиринфа "Охота на кабана".

Ещё одним характерным отличием микенской культуры от минойской является наличие погребальных сооружений – так называемых "шахтных" гробниц и толосов. В качестве примера можно привести круги усыпальниц ахейских царей, открытые Г.Шлиманом в 1876 году внутри акрополя Микен, а также знаменитую "сокровищницу Атрея" с куполообразным каменным сводом.  Обряд захоронения микенцы, возможно, частично заимствовали из Египта, о чём говорят найденные в "шахтовых" гробницах золотые маски, среди которых более всего известна "маска Агамемнона". Кроме того, гробницах обнаружены многочисленные изделия из золота, в том числе кубки и чаши, предметы из горного хрусталя, тяжелые бронзовые мечи и кинжалы с инкрустацией. В изготовлении данных артефактов наблюдается сочетание тонкой ювелирной техники критских мастеров с более примитивной местной. Это предположение вполне подтверждает замечательный бронзовый кинжал XVI в. до н.э. с инкрустацией со ценами охоты. 

         Единственным сохранившимся памятником монументальной скульптуры эгейской культуры являются "Львиные ворота", ведущие в акрополь Микен, где треугольный фронтон, выполненный из известняковой плиты, украшен барельефом со скульптурными изображениями львов и колонны – символа микенских царей.

         В XIV в. до н.э. наибольшим влиянием среди ахейских государств обладали Микены. Опытные мореплаватели греки-ахейцы организовали колонии на многих островах эгейского моря, а также на побережье Малой Азии. Около 1240 г. до н.э. отряды ахейцев, объединенные под предводительством Агамемнона, совершили знаменитый поход против троянского царства, в результате которого была разрушена крепкостенная Троя. В середине XII в. до н.э. с севера Балканского полуострова на территорию ахейцев пришли племена дорийцев, стоящих на более низкой ступени культурного развития, которые разорили и разграбили ахейские города. Приход дорийцев на материк принято считать концом существования эгейской культуры. Но, тем не менее, достижения этих великих цивилизаций были заимствованы и сыграли немаловажную роль в дальнейшем развитии искусства Древней Греции.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Всеобщая история искусств: в 6 т.: Т.1.: Искусство Древнего Мира: НИИ теории и истории изобразительных искусств Акад.художеств СССР; Ответ.ред.: А.Д.Чегодаев. М.: Искусство, 1956. – 468 с. – ил.

2. Давыдова Л.И. Античное искусство[электронный ресурс]: Учебное пособие/ РАХ, СПбГАИЖСА им.И.Е.Репина. – СПб, 2014. - 72 с.              Режим доступа: Adobe Acrobat Document (.pdf).

3. История зарубежного искусства: Учебник/ НИИ теории и истории изобразительных искусств Акад.художеств СССР; Ответ.ред.: М.Т.Кузьмина, Н.Л.Мальцева. – 2-е изд. М.: Изобразительное искусство, 1980. – 336 с. – ил.

4. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, античность: Учебник/СПбГАИЖСА им.И.Е.Репина; Ответ.ред.: М.В.Доброклонский, А.П.Чубова. М.: Сварог и К, 2008. – 372 с.

5. Ривкин Б.И. Античное искусство. Малая история искусств. М.: Искусство, 1970. – 356 с.

6. Santorini. Municipality of Phira. Official tourism portal. – [электронный ресурс] . – URL: http://mail.santorini.gr/ (Дата обращения 01.02.2015).

Категория: АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО | Добавил: Администратор (17.06.2015)
Просмотров: 569 | Теги: эпоха бронзы, крит, Киклады, Античное искусство, Микены | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]