Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Понедельник, 29.04.2024
Главная » Файлы » Практическая реставрация масляной живописи. » РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ

"Св.Николай Чудотворец, с Иисусом Христом и Богородицей", XIX в.
04.08.2013, 13:34


Общий вид. Лицевая сторона. До реставрации.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Происходит из церкви Григория Богослова Ошевенского погоста Каргопольского района Архангельской области.

По легенде со слов жителей Ошевенского района Третьяковой Ольги Степановны (д.Ширяиха) и Татьяны Васильевны Черепановой (д.Большой Халуй) ранее икона находилась в часовне, называемой жителями "Заговенье". По разбору часовни в середине XX в. икону поместили в деревянную шатровую Богоявленскую церковь на Погосте над царскими вратами.

(Сведения о происхождении памятника предоставлены научным сотрудником Каргопольского ГИАХМ М.Л.Рягузовой).


СОСТОЯНИЕ СОХРАННОСТИ ДО РЕСТАВРАЦИИ:

I. ПОДРАМНИК отсутствует.

II. ОСНОВА – холст полотняного переплетения, среднезернистый, средней плотности (на 1 кв.см приходится 17 нитей по основе и 12 нитей по утку). Нити основы неравномерны, с узелками, утолщениями. Холст ветхий, неэластичный, окисленный, неровно обрезан по нижней границе. Нити по краю обреза деформированы, частично утрачены, переплетение нарушено. Основа значительно деформирована по всей поверхности, по кракелюру в виде втянутостей холста в трещины грунта, имеет изломы (значительные в средней части), возникшие, вероятно, от хранения памятника в сложенном виде. С боковых сторон холст частично загнут на тыльную сторону. По периметру произведения отчетливо виден отпечаток крепления иконы на жесткую основу. Холст имеет прорывы вдоль границ разм. ок.0,5х0,5 кв.см, возможно от гвоздей. Края прорывов деформированы, нити частично утрачены. Значительные прорывы неправильной формы с утратами фрагментов холста и деформацией нитей расположены по нижнему обрезанному краю живописи: 1) в левом нижнем углу размером 2х4 кв.см; 2) размером 1,5х2,5 кв.см на расстоянии 17 см от предыдущего прорыва;3) размером 1х1,5 кв.см на расстоянии 25 см от предыдущего прорыва; 4) размером 1,2х1,5 кв.см на расстоянии 25 см от предыдущего прорыва; 5) размером 2х2,5 кв.см на расстоянии 15 см от предыдущего прорыва; 6) в правом нижнем углу размером 2,5х2,5 кв.см. По периметру холста отмечаются гвоздевые проколы со следами ржавчины. Кромки, кроме боковых, отсутствуют. Имеющиеся кромки узкие, неровные, шириной от 0,1 до 0,5 см. С тыльной стороны основа значительно загрязнена, холст, ранее находившийся под планками, загрязнен меньше. По всей тыльной поверхности памятника наблюдаются неровные границы затеков, темные пятна, рисунок кракелюра  в виде темных полос, пыль, мушиные засиды, слой спрессованных загрязнений.

III. ГРУНТ – возможно эмульсионный, плотный, неэластичный, тонкий, хрупкий, белого цвета. По всей поверхности наблюдается сетчатый кракелюр грунтового происхождения. Связь грунта с основой слабая. В нижней части иконы и вдоль изломов холста расположены фрагментарные осыпи грунта с красочным слоем. Часть отслоившихся частиц грунта с красочным слоем сдвинута со своего первоначального положения, местами частицы заходят друг на друга, некоторые перевернуты красочным слоем вниз. Значительные утраты грунта находятся в нижней части иконы. Общая площадь утрат составляет ок.154 кв.см. Мелкие утраты грунта наблюдаются вдоль изломов холста. Также утраты грунта расположены в местах прорывов и проколов холста (см."ОСНОВА"). Изломы грунта находятся в местах изломов холста (см."ОСНОВА"). Имеющиеся кромки незагрунтованы.

IV. КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ – средней толщины, на некоторых участках просматривается фактура холста. Живопись многослойная, с неярко выраженной фактурой, с применением лессировочного письма. Красочный слой достаточно равномерный, более плотно прописаны складки, декоративная отделка одежд, головных уборов, книг.

Утраты красочного слоя находятся в местах утрат грунта (см."ГРУНТ"). Мелкие утраты красочного слоя, повторяющие рисунок кракелюрных линий,  расположены на изображении головного убора св.Николая, на изображении мафория Богоматери, изображении гиматия Иисуса Христа. Связь грунта с красочным слоем удовлетворительная.

V. ПОКРЫТИЕ. Покровный слой достаточно равномерный, желтоватого цвета, имеет потертости по краям произведения.

VI. ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ. По всей поверхности живописи наблюдается плотный слой загрязнений, пыль, копоть, мушиные засиды.

VII. ПОДПИСЬ. Подписи не обнаружено.


ВЫПОЛНЕННЫЕ КОНСЕРВАЦИОННО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

Заделка прорывов методом "встык" с восполнением утрат фрагментов холста, укрепление грунта с красочным слоем, устранение деформации основы, очистка оборота от загрязнений, подведение и выравнивание реставрационного грунта в местах утрат авторского, дублирование авторского холста на новую основу, натяжка на новый реставрационный подрамник, удаление поверхностных загрязнений с живописи, покрытие реставрационным лаком, тонирование утрат авторского красочного слоя, окантовка, нанесение инвентарного номера музея.



Общий вид. Лицевая сторона. После реставрации.

Более подробный отчет смотрите в нашей группе ВКонтакте "Реставрация" по ссылке:

http://vk.com/photo-49193898_306645566


Категория: РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ | Добавил: Администратор | Теги: Вологда, масляная, ВХНРЦ, Чудотворец, Николай, реставрация, живопись
Просмотров: 677 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]