№№
|
Список экспонатов
(Название, время, музей, № музейный, материал, техника, размер)
|
Состав консервационно-реставрационных мероприятий
(Перечень выполненных процессов)
|
1
|
Неизв.худ. «Натюрморт с букетом полевых цветов», XX в., Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, НВ 11774, холст, масло, 68х54 см.
|
Укрепление грунта с красочным слоем, устранение деформации основы, очистка оборота от загрязнений, подведение реставрационных кромок, натяжка на новый реставрационный подрамник, подведение и выравнивание реставрационного грунта, удаление поверхностных загрязнений с живописи, имитация фактуры живописи в местах утрат авторского грунта с красочным слоем, покрытие реставрационным лаком, тонирование утрат авторского красочного слоя.
Протокол об окончании реставрации №264 от 08.06.09
|
2
|
И.И.Шишкин (?) «Опушка леса», XIX в., Череповецкое музейное объединение, ЧерМО 67/1, холст, масло, 75,5х55 см.
|
Подведение реставрационных кромок, натяжка на новый реставрационный подрамник, подведение и выравнивание реставрационного грунта, удаление поверхностных загрязнений с живописи, покрытие реставрационным лаком, тонирование утрат авторского красочного слоя.
Протокол об окончании реставрации №277 от 22.09.09
|
3
|
Неизв.худ. «Женский портрет», XIX в. Череповецкое музейное объединение, ЧерМО 2887/1, холст, масло, 76х59 см. (2009 г.)
|
Удаление поверхностных загрязнений с живописи, уточнение реставрационного грунта, утоньшение и выравнивание лаковой плёнки (работы выполнялись во время очередного стажирования в отделе реставрации масляной живописи ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря. Руководитель С.А.Леваев); покрытие реставрационным лаком, тонирование утрат авторского красочного слоя.
Протокол об окончании реставрации № 295 от 19.01.10
|
4
|
Неизв.худ. «Кораблекрушение», XVIII в., холст, масло, 59,5х97 см, Череповецкое музейное объединение, ЧерМО 67/20
|
На картине удалены папиросная бумага и калька, заделаны прорывы основы методом «встык» с восполнением утрат фрагментов холста, выполнено укрепление грунта с красочным слоем, устранена деформация основы, авторский холст очищен от загрязнений, выполнено дублирование авторского холста на новую основу и натяжка на новый реставрационный подрамник. Утраты авторского грунта восполнены реставрационным грунтом, поверхность живописи очищена от загрязнений, в6ыполнены регенерация, утоньшение и выравнивание лаковой плёнки, картина покрыта реставрационным лаком, утраты авторского красочного слоя тонированы. Бумажные наклейки демонтированы с авторского подрамника, сдублированы на картон и перенесены на новый подрамник.
В результате проведенных мероприятий картина приобрела экспозиционный вид.
В нижней средней части картины под записью обнаружена подпись «P.Wallaert ٦٧٧٨», выполненная полупрозрачной краской темно-коричневого или черного цвета при помощи кисти и лежащая на красочном слое под лаком. Символы, написанные после подписи, являются арабскими цифрами и вероятно обозначают дату создания картины: 1778 г. Подпись может принадлежать французскому художнику Pierre Joseph Wallaert (Лилль 1753 - Париж 1812), жившему и работавшему во Франции. Одна из картин этого художника с одноименным названием «Le Naufrage» («Кораблекрушение»)(1784 г., 128х165, инв.№ 239) находится в Музее изобразительных искусств (Марсель, Франция). (Более подробные сведения см. в сборнике статей: Реставрация и исследование памятников Русского Севера. Вологда, «Арника», 2011 г. Стр.259-267.)
Протокол об окончании реставрации № 295 от 19.01.10
|
5
|
Фед.Зайцев «Портрет чиновника с треуголкой», 1871 г, Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, ВОКМ № 9682, холст, масло, 89,9х71,8 см.
|
Раздублирование заплат, заделка прорывов методом «встык», укрепление грунта с красочным слоем, устранение деформации основы, очистка оборота от загрязнений, подведение и выравнивание реставрационного грунта, дублирование авторского холста на новую основу, натяжка на новый реставрационный подрамник, удаление поверхностных загрязнений с живописи, уточнение реставрационного грунта, утоньшение и выравнивание покровного слоя, удаление грубых тонировок и записей, покрытие реставрационным лаком, тонирование утрат авторского красочного слоя.
Протокол об окончании реставрации №307 от 25.05.10
|
6
|
Неизв.худ. «Портрет старика», XIX в., холст, масло, 61х49 см, Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, ВОКМ 29759.
|
В результате проведенных мероприятий на картине удалены заплаты и газетная бумага с оборотной стороны, заделаны прорывы основы методом «встык», укреплен грунт с красочным слоем, устранена деформация основы, удалены загрязнения с лицевой и тыльной сторон, подведен и выровнен реставрационный грунт, выполнено дублирование авторского холста на новую основу, картина натянута на новый реставрационный подрамник, выполнены регенерация, утоньшение и выравнивание лаковой плёнки, живопись покрыта реставрационным лаком, утраты авторского красочного слоя тонированы.
Техническая реставрация памятника (до удаления поверхностных загрязнений с живописи) выполнялась под руководством художника-реставратора отдела реставрации ВГИАХМЗ О.В.Карпачёвой.
Работы по утоньшению и выравниванию лака выполнялись под руководством художника-реставратора отдела реставрации масляной живописи ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря С.А.Леваева.
Протокол об окончании реставрации №328 от 21.12.10
|
7
|
И.М.Прянишников «Портрет брата художника Прянишникова», XIX в., Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, ВУМЗ-3, холст, масло, 70х57 см.
|
Укрепление грунта с красочным слоем, устранение деформации основы, очистка оборота от загрязнений, подведение новых реставрационных кромок, натяжка на новый реставрационный подрамник, подведение и выравнивание реставрационного грунта в местах утрат авторского, удаление поверхностных загрязнений с живописи, фрагментарное утоньшение лака, удаление потемневших тонировок, мешающих общему восприятию живописи, покрытие реставрационным лаком, тонирование утрат авторского красочного слоя.
Протокол об окончании реставрации №341 от 19.04.11
|
8
|
И.М.Прянишников «Портрет жены брата художника Прянишникова», XIX в., Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, ВУМЗ-4, холст, масло, 70,5х56,5 см.
|
Укрепление грунта с красочным слоем, устранение деформации основы, очистка оборота от загрязнений, подведение новых реставрационных кромок, натяжка на новый реставрационный подрамник, подведение и выравнивание реставрационного грунта в местах утрат авторского, удаление поверхностных загрязнений с живописи, удаление потемневших тонировок, мешающих общему восприятию живописи, покрытие реставрационным лаком, тонирование утрат авторского красочного слоя.
Протокол об окончании реставрации №341 от 19.04.11
|
9
|
Неизв.худ. «Портрет неизвестного мужчины», XIX в, холст, масло, 54,8х43 см. Вологодская областная картинная галерея, Инв.№ 57 нвф.
|
На картине заделаны прорывы основы методом «встык», укреплён грунт с красочным слоем, устранена деформация основы, оборот очищен от загрязнений. Авторский холст дублирован на новую основу. Картина натянута на новый экспозиционный подрамник. В места утрат авторского грунта подведён реставрационный грунт и выровнен в пределах утрат. С живописи удалены поверхностные загрязнения. Лаковая плёнка выровнена. Картина покрыта реставрационным лаком. Утраты красочного слоя тонированы.
Протокол об окончании реставрации №366 от 20.12.11
|
10
|
И.М.Прянишников «Гостья», XIX в., Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, ВУМЗ-78, холст, масло, 70х56 см.
|
Обеспыливание, удаление старых реставрационных кромок, заделка прорывов методом «встык», укрепление грунта с красочным слоем, устранение деформации основы, очистка оборота от загрязнений, подведение новых реставрационных кромок, натяжка на новый реставрационный подрамник, подведение и выравнивание реставрационного грунта в местах утрат авторского, удаление поверхностных загрязнений с живописи, удаление потемневших тонировок, мешающих общему восприятию живописи, покрытие реставрационным лаком, тонирование утрат авторского красочного слоя.
Протокол об окончании реставрации №367 от 26.12.11
|
11
|
Икона «Святой Сергий Радонежский», 1894 г., МУК «Чагодощенский музей истории и народной культуры», КП-260, дерево, холст, масло, 86х65х4 см
|
Удаление поверхностных загрязнений с лицевой, тыльной сторон и с торцов иконы, подклейка паволоки на торцах иконы, подведение и выравнивание реставрационного грунта, утоньшение и выравнивание лаковой пленки, покрытие реставрационным лаком, тонирование утрат авторского красочного слоя.
Протокол об окончании реставрации №373 от 16.02.12.
|
12
|
Е.П.Шильниковский «Автопортрет», XX в., холст, масло, 93х67 см, Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, ВУМЗ-19427
|
На картине заделаны прорывы основы методом «встык», удалена бумажная заплата с тыльной стороны, выполнено укрепление грунта с красочным слоем, устранена деформация основы, оборот очищен от загрязнений, выполнено дублирование авторского холста на новую основу, картина натянута на новый реставрационный подрамник, в места утрат грунта с красочным слоем подведен реставрационный грунт с последующим выравниванием, удалены поверхностные загрязнения с живописи, выполнены регенерация, утоньшение и выравнивание лаковой плёнки, удалены потемневшие тонировки, мешающие общему восприятию живописи, картина покрыта реставрационным лаком, утраты авторского красочного слоя тонированы.
Протокол об окончании реставрации №395 от 03.07.12.
|
13
|
Неизв.худ. «В склепе», XIX в., холст, масло, 52х43 см. Устюженский краеведческий музей, Инв.№ УКМ КП 3272/3
|
Заделаны прорывы методом «встык», укреплен грунт с красочным слоем, устранена деформация основы, удалены загрязнения с лицевой и тыльной сторон, подведен и выровнен реставрационный грунт, подведены реставрационные кромки, авторский подрамник очищен от загрязнений и подготовлен к повторному использованию, картина натянута на авторский подрамник, выполнена регенерация лаковой плёнки, утоньшение и выравнивание лаковой плёнки. Живопись покрыта реставрационным лаком, утраты авторского красочного слоя тонированы.
Протокол об окончании реставрации № 413 от 27.11.12.
|
14
|
С.А.Коровин «Старик-крестьянин», 1892 г., Этюд к картине «На миру», Вологодская областная картинная галерея, Инв.№ 273-Ж ВОКГ, картон, бумага, масло, 58,2х42,3 см.
|
Укрепление основы, удаление позднейших записей, покрытие реставрационным лаком, тонирование утрат авторского красочного слоя, закрепление на жестком подрамнике с четвертными обкладками.
Протокол об окончании реставрации №414 от 04.12.12
|
15
|
Неизв.худ. «Женский портрет», XIX в, Вологодская областная картинная галерея, Инв.№ 413-ж ВОКГ, холст, масло, 92,7х74,8 см.
|
Заделка прорывов основы методом «встык», удаление старой папиросной бумаги, укрепление грунта с красочным слоем, устранение деформации основы, очистка оборота от загрязнений, подведение реставрационных кромок, натяжка на новый реставрационный подрамник, поведение и выравнивание реставрационного грунта, удаление поверхностных загрязнений, уточнение реставрационного грунта, утоньшение и выравнивание лаковой плёнки, покрытие реставрационным лаком, тонирование утрат авторского красочного слоя за исключением участков, требующих сложного воссоздания утраченных элементов изображения.
Протокол об окончании реставрации № 415 от 18.12.12
|
16
|
Неизв.худ. «Портрет Ермака Тимофеевича», XVIII в., холст, масло, 61х51,5 см, Череповецкое музейное объединение, ЧерМО 9308, Ж-56.
|
На картине выполнены: корректировка и армирование прорывов, заделанных предыдущим реставратором, удаление старой папиросной бумаги с кромок, удаление заплаты с тыльной стороны холста, заделка прорывов на кромках, укрепление грунта с красочным слоем, устранение деформации основы, удаление загрязнения с оборота картины, подведение реставрационных кромок, натяжка на реставрационный подрамник, подведение и выравнивание реставрационного грунта в местах утрат, удаление поверхностных загрязнений с живописи, утоньшение и выравнивание лаковой плёнки, покрытие реставрационным лаком, тонирование утрат авторского красочного слоя.
Протокол об окончании реставрации № 426 от 19.03.13
|
17
|
Г.Г.Ряжский «Портрет военного», XX в, Вологодская областная картинная галерея, КП-4209, Ж-748, холст, масло, 60х50 см.
|
Заделка прорывов методом «встык», укрепление грунта с красочным слоем, устранение деформации основы, очистка оборота от загрязнений, подведение реставрационных кромок, натяжка на новый реставрационный подрамник, подведение и выравнивание реставрационного грунта, удаление поверхностных загрязнений с живописи, покрытие реставрационным лаком, тонирование утрат авторского красочного слоя.
Протокол об окончании реставрации №446 от 11.09.13
|
18
|
Неизв.худ. «Сельский пейзаж с хатками», XIX в., Вологодская областная картинная галерея, КП-9488, Ж-1144, холст, масло, 67,3х98,8 см.
|
Заделка прорывов методом «встык», укрепление грунта с красочным слоем, устранение деформации основы, очистка оборота от загрязнений, подведение и выравнивание реставрационного грунта, дублирование, натяжка на новый реставрационный подрамник, удаление поверхностных загрязнений с живописи, уточнение ранее подведенного реставрационного грунта, покрытие реставрационным лаком, тонирование утрат авторского красочного слоя.
Протокол об окончании реставрации №459 от 17.12.13
|
19
|
Неизв.худ. «Богоматерь» (парная из «Благовещения»), XIX в., Череповецкое музейное объединение, ЧерМО-1307/16,
холст, масло, 68х68 см.
|
Раздублирование кромок, устранение деформации основы, подведение реставрационных кромок, натяжка на авторский подрамник, уточнение ранее подведенного реставрационного грунта, утоньшение и выравнивание лаковой плёнки, покрытие реставрационным лаком, тонирование утрат авторского красочного слоя.
Протокол об окончании реставрации № 486 от 08.07.14
|
20
|
Неизв. худ. «Портрет протоиерея Тотемского Богоявленского собора Максима Савинова», XIX в., Тотемское музейное объединение, ТМО-29773, холст, масло, 103х81 см.
Начало работ: протокол №463 от 28.01.14 г.
|
Укрепление грунта с красочным слоем, раздублирование, заделка прорывов холста методом «встык», очистка оборота от загрязнений, устранение деформации основы, дублирование, натяжка на новый реставрационный подрамник, подведение и выравнивание реставрационного грунта, удаление поверхностных загрязнений с живописи, покрытие реставрационным лаком.
|
|