Главная » Файлы » Практическая реставрация масляной живописи. » РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ |
31.08.2013, 18:56 | |
Неизв.худ. Рыбацкие шхуны. XIX в. Холст, масло, 49,9х81,7 см. ВКМ инв.№ 15132. Вытегорский краеведческий музей. Реставрация: Вологодский филиал ВХНРЦ. Реставратор Ю.Е.Шелкова. Общий вид. Лицевая сторона. После реставрации. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Картина поступила в фонды музея в 1984 г. (Акт № 2155 от 20 ноября 1984 г.). По сведениям сотрудников музея, картина, вероятно, находилась в музейных фондах с 20-х годов ХХ в. и вместе с многими другими памятниками, долгое время хранившимися как безномерные, была взята на учет только в 70-80 гг. ХХ в. Каким образом картина попала в фонды музея установить пока не удалось.
СОСТОЯНИЕ СОХРАННОСТИ ДО РЕСТАВРАЦИИ:
I. ПОДРАМНИК выполнен из хвойной породы дерева; раздвижной, с поперечной перекладиной сечением 3,5х1,2 см; имеет скосы, клинки (в правом верхнем углу один из клинков отломан), фаски отсутствуют. Бруски сечением 3,6х2 см соединены по углам "простым шипом", тонированы. Наблюдаются незначительная деформация и ослабление прочности конструкции подрамника. Древесина имеет сучки (с выпадами некоторых из них), сколы, трещины, утраты волокон, механические повреждения: царапины, вмятины, гвоздевые отверстия. В середины боковых планок вбито по гвоздю. Вся поверхность подрамника запылена, загрязнена. Наблюдаются мушиные засиды, затек от воды на левом бруске, остатки микалентной и папиросной бумаги на левом бруске и верхних углах подрамника, следы мела, остатки коричневой краски в верхнем правом углу и в середине правого бруска. На верхнем бруске имеется надпись графитным карандашом "Ж 72", на нижнем бруске справа белой масляной краской нанесен инвентарный номер "ВКМ 15132". Подрамник утратил свои функциональные свойства и требует замены. II. ОСНОВА – холст полотняного переплетения. При визуальном осмотре нитей холста установлено, что для изготовления холста вероятно использованы льняные (основа) и хлопковые нити (уток). Холст средней толщины и плотности (на 1 кв.см приходится 17 нитей по основе и 11 – по утку), среднезернистый. Нити достаточно равномерны по толщине, имеют редкие узелки. Холст ветхий, неэластичный, окисленный. Основа значительно деформирована из-за недостаточной натяжки на подрамник. Холст имеет коробление в местах отставания папиросной бумаги. Изломы холста проходят вдоль ребер подрамника. Имеются два прорыва, заделанных при предыдущей реставрации методом "встык": - угловой прорыв в средней части справа со сторонами 3,5 и 3м см; прорыв состыкован, заделан волокнами на ПВБ; - в верхней средней части размером 1х1 см, заделан волокнами холста на ПВБ. Холст имеет прорывы размером ок.0,5х0,5 см на всех четырех углах подрамника. Основа по всей площади с тыльной стороны поражена плесенью. Следы плесени имеют вид пятен черного цвета. С лицевой стороны в местах отставания старой папиросной бумаги при визуальном осмотре также обнаружены следы плесени. При предыдущей реставрации выполнена общая дезинфекция произведения. На тыльной стороне имеются затеки в правой части размером 7х10 см; 29х17 см, в левой части размером 13х12 см. В области заделки прорывов виден реставрационный грунт белого цвета, прошедший сквозь нити холста. Вся тыльная сторона покрыта слоем спрессованных загрязнений, пылью, мушиными засидами. В нижнем левом углу тыльной стороны холста нанесены инвентарные номера синей краской "ВКМ 15123" и бордовой краской "Ж 132". Кромки узкие, неровные, шириной от 1 до 2 см, ветхие. Кромки закреплены на подрамнике ржавыми гвоздями с широкими шляпками на расстоянии от 7 до 9 см. В середине левой кромки имеется загнутый гвоздь, вбитый в планку подрамника с тыльной стороны. Кромки запылены, загрязнены. В середине левой и слева на верхней кромках наблюдаются остатки коричневой масляной краски. На верхнюю кромку справа нанесен синей масляной краской инвентарный номер "ВКМ 15132". III. ГРУНТ – возможно эмульсионный, белого цвета, тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста) хрупкий, рыхлый, неэластичный. Связь грунта с основой слабая. Изломы грунта расположены в местах изломов холста (см. ОСНОВА). В местах отставания папиросной бумаги видны мелкие утраты грунта по всей поверхности картины и на кромках. Почти сплошные утраты грунта с незначительными его остатками видны в верхних углах произведения в местах отсутствия папиросной бумаги. Утраты грунта расположены в местах прорывов, изломов холста (см.ОСНОВА). Заделанные при предыдущей реставрации прорывы загрунтованы реставрационным грунтом белого цвета. На отставших фрагментах папиросной бумаги наблюдаются прилипшие к ней частицы грунта с красочным слоем. Поверхность картины покрыта мелким кракелюром грунтового происхождения. IV. КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ. При предыдущей реставрации выполнена профилактическая заклейка живописи с одновременным укреплением грунта и красочного слоя, которая производилась в два этапа: сначала была выполнена сплошная заклейка картины двумя листами папиросной бумаги, затем фрагментарная – листами микалентной бумаги размером 23х10 см в левом нижнем углу, 19х15 см в правой нижней части, 24х7,5 см в правом нижнем углу произведения. Со временем клеевая связь бумаги с поверхностью живописи нарушилась, бумага частично отстала, частично утрачена. Возможно под воздействием плесени папиросная бумага фрагментарно пожелтела, значительно в левой части и в правом верхнем углу картины. Просматриваемый в отставаниях, утратах бумаги и сквозь нее красочный слой равномерный, тонкий, ясно просматривается фактура холста, придающая картине вид гобелена. Живопись многослойная, с применением лессировочного письма. Более плотно и фактурно прописан передний план, блики на воде, освещенные детали предметов, одежды людей. Связь красочного слоя с грунтом удовлетворительная. Утраты красочного слоя расположены в местах утрат грунта (см.ГРУНТ). V. ПОКРОВНЫЙ СЛОЙ. В местах отставания и отсутствия папиросной бумаги визуально покровный слой не просматривается, хотя поверхность имеет блеск. VI. ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ. В местах отставания и отсутствия папиросной бумаги на живописи наблюдаются пылевые загрязнения. Скопления загрязнений расположены в трещинах кракелюра, углублениях фактуры. VII. ПОДПИСЬ. На открытых участках живописи и под слоем папиросной бумаги подписи не просматривается.
ВЫПОЛНЕННЫЕ КОНСЕРВАЦИОННО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ:
Проведена общая дезинфекция
памятника, заделаны прорывы основы, укреплен грунт с красочным слоем, устранена
деформация основы, утраты грунта восполнены реставрационным грунтом, выполнено
дублирование основы, картина натянута на новый реставрационный подрамник,
удалены поверхностные загрязнения с лаковой пленки, живопись покрыта
реставрационным лаком, выполнено тонирование утрат авторского красочного слоя.
Смотрите также:
| |
Просмотров: 1082 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |