Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Четверг, 18.04.2024
Главная » Файлы » Практическая реставрация масляной живописи. » РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ

Неизв.худ. Рыбацкие шхуны. XIX в.
31.08.2013, 18:56
Неизв.худ. Рыбацкие шхуны. XIX в.
Холст, масло, 49,9х81,7 см. ВКМ инв.№ 15132.
Вытегорский краеведческий музей.

Реставрация: Вологодский филиал ВХНРЦ.
Реставратор Ю.Е.Шелкова.



Общий вид. Лицевая сторона. После реставрации.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

 

Картина поступила в фонды музея в 1984 г. (Акт № 2155 от      20 ноября 1984 г.).

                                                              По сведениям сотрудников музея, картина, вероятно, находилась в музейных фондах с 20-х годов ХХ в. и вместе с многими другими памятниками, долгое время хранившимися как безномерные, была взята на учет только в 70-80 гг. ХХ в. Каким образом картина попала в фонды музея установить пока не удалось.

 

СОСТОЯНИЕ СОХРАННОСТИ ДО РЕСТАВРАЦИИ:

 

I. ПОДРАМНИК выполнен из хвойной породы дерева; раздвижной, с поперечной перекладиной сечением 3,5х1,2 см; имеет скосы, клинки (в правом верхнем углу один из клинков отломан), фаски отсутствуют. Бруски сечением 3,6х2 см соединены по углам "простым шипом", тонированы. Наблюдаются незначительная деформация и ослабление прочности конструкции подрамника. Древесина имеет сучки (с выпадами некоторых из них), сколы, трещины, утраты волокон, механические повреждения: царапины, вмятины, гвоздевые отверстия. В середины боковых планок вбито по гвоздю. Вся поверхность подрамника запылена, загрязнена. Наблюдаются мушиные засиды, затек от воды на левом бруске, остатки микалентной и папиросной бумаги на левом бруске и верхних углах подрамника, следы мела, остатки коричневой краски в верхнем правом углу и в середине правого бруска. На верхнем бруске имеется надпись графитным карандашом "Ж 72", на нижнем бруске справа белой масляной краской нанесен инвентарный номер "ВКМ 15132".

Подрамник утратил свои функциональные свойства и требует замены.

II. ОСНОВА – холст полотняного переплетения. При визуальном осмотре нитей холста установлено, что для изготовления холста вероятно использованы льняные (основа) и хлопковые нити (уток). Холст средней толщины и плотности (на 1 кв.см приходится 17 нитей по основе и 11 – по утку), среднезернистый. Нити достаточно равномерны по толщине, имеют редкие узелки. Холст ветхий, неэластичный, окисленный.

Основа значительно деформирована из-за недостаточной натяжки на подрамник. Холст имеет коробление в местах отставания папиросной бумаги. Изломы холста проходят вдоль ребер подрамника.

Имеются два прорыва, заделанных при предыдущей реставрации методом "встык":

- угловой прорыв в средней части справа со сторонами 3,5 и 3м см; прорыв состыкован, заделан волокнами на ПВБ;

- в верхней средней части размером 1х1 см, заделан волокнами холста на ПВБ.

Холст имеет прорывы размером ок.0,5х0,5 см на всех четырех углах подрамника.

Основа по всей площади с тыльной стороны поражена плесенью. Следы плесени имеют вид пятен черного цвета. С лицевой стороны в местах отставания старой папиросной бумаги при визуальном осмотре также обнаружены следы плесени. При предыдущей реставрации выполнена общая дезинфекция произведения.

На тыльной стороне имеются затеки в правой части размером 7х10 см; 29х17 см, в левой части размером 13х12 см. В области заделки прорывов виден реставрационный грунт белого цвета, прошедший сквозь нити холста. Вся тыльная сторона покрыта слоем спрессованных загрязнений, пылью, мушиными засидами. В нижнем левом углу тыльной стороны холста нанесены инвентарные номера синей краской "ВКМ 15123" и бордовой краской "Ж 132".

Кромки узкие, неровные, шириной от 1 до 2 см, ветхие. Кромки закреплены на подрамнике ржавыми гвоздями с широкими шляпками на расстоянии от 7 до 9 см. В середине левой кромки имеется загнутый гвоздь, вбитый в планку подрамника с тыльной стороны. Кромки запылены, загрязнены. В середине левой и  слева на верхней кромках наблюдаются остатки коричневой масляной краски. На верхнюю кромку справа нанесен синей масляной краской инвентарный номер "ВКМ 15132".

III. ГРУНТ – возможно эмульсионный, белого цвета, тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста) хрупкий, рыхлый, неэластичный. Связь грунта с основой слабая. Изломы грунта расположены в местах изломов холста (см. ОСНОВА). В местах отставания папиросной бумаги видны мелкие утраты грунта по всей поверхности картины и на кромках. Почти сплошные утраты грунта с незначительными его остатками видны в верхних углах произведения в местах отсутствия папиросной бумаги. Утраты грунта расположены в местах прорывов, изломов холста (см.ОСНОВА). Заделанные при предыдущей реставрации прорывы загрунтованы реставрационным грунтом белого цвета. На отставших фрагментах папиросной бумаги наблюдаются прилипшие к ней частицы грунта с красочным слоем.

Поверхность картины покрыта мелким кракелюром грунтового происхождения.

IV. КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ. При предыдущей реставрации выполнена профилактическая заклейка живописи с одновременным укреплением грунта и красочного слоя, которая производилась в два этапа: сначала была выполнена сплошная заклейка картины двумя листами папиросной бумаги, затем фрагментарная – листами микалентной бумаги размером 23х10 см в левом нижнем углу, 19х15 см в правой нижней части, 24х7,5 см  в правом нижнем углу произведения. Со временем клеевая связь бумаги с поверхностью живописи нарушилась, бумага частично отстала, частично утрачена. Возможно под воздействием плесени папиросная бумага фрагментарно пожелтела, значительно в левой части и в правом верхнем углу картины.

Просматриваемый в отставаниях, утратах бумаги и сквозь нее красочный слой равномерный, тонкий, ясно просматривается фактура холста, придающая картине вид гобелена. Живопись многослойная, с применением лессировочного письма. Более плотно и фактурно прописан передний план, блики на воде, освещенные детали предметов, одежды людей.

Связь красочного слоя с грунтом удовлетворительная. Утраты красочного слоя расположены в местах утрат грунта (см.ГРУНТ).

V. ПОКРОВНЫЙ СЛОЙ. В местах отставания и отсутствия папиросной бумаги  визуально покровный слой не просматривается, хотя поверхность имеет блеск.

VI. ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ. В местах отставания и отсутствия папиросной бумаги  на живописи наблюдаются пылевые загрязнения. Скопления загрязнений расположены в трещинах кракелюра, углублениях фактуры.

VII. ПОДПИСЬ. На открытых участках живописи и под слоем папиросной бумаги подписи не просматривается.

 

ВЫПОЛНЕННЫЕ КОНСЕРВАЦИОННО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ:

 

Проведена общая дезинфекция памятника, заделаны прорывы основы, укреплен грунт с красочным слоем, устранена деформация основы, утраты грунта восполнены реставрационным грунтом, выполнено дублирование основы, картина натянута на новый реставрационный подрамник, удалены поверхностные загрязнения с лаковой пленки, живопись покрыта реставрационным лаком, выполнено тонирование утрат авторского красочного слоя.

Картина выведена из аварийного состояния и приведена в экспозиционный вид.


____________________________________________________________________________________________
В процессе реставрации в левом нижнем углу произведения на изображении воды обнаружена неясно читаемая подпись, выполненная темной масляной краской, предположительно "J.Marela".


Смотрите также:


ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ.




ВЫСТАВКИ. «Изобразительное искусство и художественная культура Русского Севера конца XIV – начала XXI века. Новые открытия российских реставраторов». Вологда, 2010.


 

 

 


Категория: РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ | Добавил: Администратор | Теги: ВХНРЦ, Вытегра, Вологда, реставрация, Грабарь, масляная живопись
Просмотров: 1082 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]