Главная » Файлы » Практическая реставрация масляной живописи. » РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ |
31.08.2013, 15:46 | |
Неизв.худ."Зимний пейзаж", XIX в., холст, масло, 35,3х52,5 см, № 13787 НВ, Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Реставрация: 2006 г. Вологодский филиал ВХНРЦ, реставратор Ю.Е.Шелкова ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
По сведениям сотрудников музея картина найдена в г.Череповце на улице пр.Победы около дома № 122; поступила в фонды музея от А.И.Заводчикова (акт № 8695 от 15.12.87 г.) СОСТОЯНИЕ СОХРАННОСТИ ДО РЕСТАВРАЦИИ:
ПОДРАМНИК деревянный раздвижной, без крестовины, имеет скосы и фаски, клинки утрачены. Детали подрамника тонированы. Бруски сечением 4,2х1,5 см соединены по углам «простым шипом». Древесина подрамника имеет сучки, сколы, трещины, отверстия от жучков и гвоздей. Поверхность запылена, загрязнена, наблюдаются следы мела, потертости. Скопления загрязнений расположены между планками подрамника и холстом. На нижнем бруске белой масляной краской нанесен инвентарный номер: «13787 НВ». Подрамник утратил свои функциональные свойства и требует замены на новый реставрационный подрамник. ОСНОВА – холст льняной полотняного переплетения, средней плотности ( на 1 кв.см приходится 12 нитей по основе и 12 нитей по утку), среднезернистый. Нити холста достаточно равномерные, имеют незначительные утолщения и узелки. Холст ветхий, неэластичный, окисленный. Основа деформирована из-за недостаточной натяжки на подрамник, по кракелюру в виде втянутостей холста в трещины. В верхней центральной части имеется вмятина. Изломы проходят вдоль загибов холста на подрамник, по внутренним ребрам подрамника. Основа имеет точечные прорывы: 1) в левом верхнем углу на расстоянии 8 см от верхней границы и 6 см от левой границы произведения; 2) в средней части на расстоянии 13 см от верхней границы и 13 см от правой границы произведения. Точечный прорыв наблюдается также на расстоянии 6 см ниже предыдущего прорыва. Авторские кромки узкие, неравномерные, их толщина варьируется от 0,2 см до 1,5 см. Холст на кромках ветхий, деформированный, края кромок обмахрены. Картина крепится к подрамнику гвоздями. Гвозди кованые, подвержены коррозии. Расстояние между гвоздями варьируется от 5 см до 8 см. Тыльная сторона основы загрязнена, запылена, в левой части наблюдается округлое пятно белого цвета диам.ок.0,8 см. На основе имеются затеки с неровными краями, расположенные вдоль левой границы, а также в центральной части разм. ок.12х9 см. ГРУНТ – возможно клее-меловой, белого цвета, тонкий (в боковом освещении просматривается фактура холста), равномерный, хрупкий, неэластичный. Связь грунта с основой неудовлетворительная. Кромки загрунтованы. Грунт на кромках фрагментарно утрачен. Крупные утраты грунта расположены вдоль границ произведения; в левом нижнем углу разм. 2х4 см; в верхнем правом углу разм.3х1,5 см; в центральной части в области вмятины (см.ОСНОВА) размером 5х4 см с мелкими частицами грунта внутри утраты. Также утраты грунта расположены в местах прорывов и изломов холста (см.ОСНОВА). Многочисленные мелкие утраты грунта расположены по всей поверхности произведения. Поверхность картины покрыта мелкосетчатым кракелюром грунтового происхождения. КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ – тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста), равномерный, с неярко выраженной фактурой. Живопись многослойная, детали пейзажа мелко проработаны, мазки не сглажены, отчетливо просматривается авторская работа кистью. Связь красочного слоя с грунтом удовлетворительная. Утраты красочного слоя расположены в местах утрат грунта (см.ГРУНТ). ПОКРОВНЫЙ СЛОЙ – пожелтевший, фрагментарной сохранности. ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ – Вся живописная поверхность покрыта слоем загрязнений. Скопления загрязнений наблюдаются в углублениях фактуры, в трещинах кракелюра. В средней нижней части наблюдаются мазки краски темно-синего цвета, лежащие на фрагментарно сохранившемся покровном слое. Подписи не обнаружено.
ВЫПОЛНЕННЫЕ КОНСЕРВАЦИОННО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ:
На картине заделаны прорывы основы, укреплен грунт с красочным слоем, удалена деформация основы, утраты грунта восполнены реставрационным грунтом, выполнено дублирование основы, картина натянута на новый реставрационный подрамник, удалены поверхностные загрязнения с живописи, живопись покрыта реставрационным лаком, выполнено тонирование утрат авторского красочного слоя. Смотрите также: ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКА. ВЫСТАВКИ. «Изобразительное искусство и художественная культура Русского Севера конца XIV – начала XXI века. Новые открытия российских реставраторов». Вологда, 2010. ПУБЛИКАЦИИ. Каталог выставки "Изобразительное искусство и художественная культура Русского Севера конца XIV - начала XXI века." Кат.223. ВИДЕОРЕСТАВРАЦИЯ: Неизв.худ. "Зимний пейзаж", XIX в., ВГИАХМЗ.
| |
Просмотров: 1101 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |