Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Суббота, 20.04.2024
Главная » Файлы » Практическая реставрация масляной живописи. » РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ

Неизв.худ."Зимний пейзаж", XIX в.
31.08.2013, 15:46
Неизв.худ."Зимний пейзаж", XIX в.,
холст, масло, 35,3х52,5 см, № 13787 НВ,
Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Реставрация: 2006 г. Вологодский филиал ВХНРЦ,
реставратор Ю.Е.Шелкова



ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

 

По сведениям сотрудников музея картина найдена в г.Череповце на улице пр.Победы около дома № 122; поступила в фонды музея от А.И.Заводчикова (акт № 8695 от 15.12.87 г.)

 СОСТОЯНИЕ СОХРАННОСТИ ДО РЕСТАВРАЦИИ:

 

ПОДРАМНИК деревянный раздвижной, без крестовины, имеет скосы и фаски, клинки утрачены. Детали подрамника тонированы. Бруски сечением 4,2х1,5 см соединены по углам «простым шипом». Древесина подрамника имеет сучки, сколы, трещины, отверстия от жучков и гвоздей. Поверхность запылена, загрязнена, наблюдаются следы мела, потертости. Скопления загрязнений расположены между планками подрамника и холстом. На нижнем бруске белой масляной краской нанесен инвентарный номер: «13787 НВ». Подрамник утратил свои функциональные свойства и требует замены на новый реставрационный подрамник.

ОСНОВА – холст льняной полотняного переплетения, средней плотности ( на 1 кв.см приходится 12 нитей по основе и 12 нитей по утку), среднезернистый. Нити холста достаточно равномерные, имеют незначительные утолщения и узелки. Холст ветхий, неэластичный, окисленный.

Основа деформирована из-за недостаточной натяжки на подрамник, по кракелюру в виде втянутостей холста в трещины. В верхней центральной части имеется вмятина. Изломы  проходят вдоль загибов холста на подрамник, по внутренним ребрам подрамника.

Основа имеет точечные прорывы: 1) в левом верхнем углу на расстоянии 8 см от верхней границы и 6 см от левой границы произведения; 2) в средней части на расстоянии 13 см от верхней границы и 13 см от правой границы произведения. Точечный прорыв наблюдается также на расстоянии 6 см ниже предыдущего прорыва.

Авторские кромки узкие, неравномерные, их толщина варьируется от 0,2 см до 1,5 см. Холст на кромках ветхий, деформированный, края кромок обмахрены. Картина крепится к подрамнику гвоздями. Гвозди кованые, подвержены коррозии. Расстояние между гвоздями варьируется от 5 см до 8 см.

Тыльная сторона основы загрязнена, запылена, в левой части наблюдается округлое пятно белого цвета диам.ок.0,8 см. На основе имеются затеки с неровными краями, расположенные вдоль левой границы, а также в центральной части разм. ок.12х9 см.

ГРУНТ – возможно клее-меловой, белого цвета, тонкий (в боковом освещении просматривается фактура холста), равномерный, хрупкий, неэластичный. Связь грунта с основой неудовлетворительная. Кромки загрунтованы. Грунт на кромках фрагментарно утрачен.

Крупные утраты грунта расположены вдоль границ произведения;  в левом нижнем углу разм. 2х4 см; в верхнем правом углу разм.3х1,5 см; в центральной части в области вмятины (см.ОСНОВА) размером 5х4 см с мелкими частицами грунта внутри утраты. Также утраты грунта расположены в местах прорывов и изломов холста (см.ОСНОВА). Многочисленные мелкие утраты грунта расположены по всей поверхности произведения.

Поверхность картины покрыта мелкосетчатым кракелюром грунтового происхождения.

КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ – тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста), равномерный,  с неярко выраженной фактурой. Живопись многослойная, детали пейзажа  мелко проработаны, мазки не сглажены, отчетливо просматривается авторская работа кистью.

Связь красочного слоя с грунтом удовлетворительная.

Утраты красочного слоя расположены в местах утрат грунта (см.ГРУНТ).

ПОКРОВНЫЙ СЛОЙ – пожелтевший, фрагментарной сохранности.

ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ – Вся живописная поверхность покрыта слоем загрязнений. Скопления загрязнений наблюдаются в углублениях фактуры, в трещинах кракелюра. В средней нижней части наблюдаются мазки краски темно-синего цвета, лежащие на фрагментарно сохранившемся покровном слое.

Подписи не обнаружено.

 

ВЫПОЛНЕННЫЕ КОНСЕРВАЦИОННО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ:

 

На картине заделаны прорывы основы, укреплен грунт с красочным слоем, удалена деформация основы, утраты грунта восполнены реставрационным грунтом, выполнено дублирование основы, картина натянута на новый реставрационный подрамник, удалены поверхностные загрязнения с живописи, живопись покрыта реставрационным лаком, выполнено тонирование утрат авторского красочного слоя.


Смотрите также:

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКА.

ВЫСТАВКИ. «Изобразительное искусство и художественная культура Русского Севера конца XIV – начала XXI века. Новые открытия российских реставраторов». Вологда, 2010.

ПУБЛИКАЦИИ. Каталог выставки "Изобразительное искусство и художественная культура Русского Севера конца XIV - начала XXI века." Кат.223.

ВИДЕОРЕСТАВРАЦИЯ: Неизв.худ. "Зимний пейзаж", XIX в., ВГИАХМЗ.


 


Категория: РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ | Добавил: Администратор | Теги: Вологда, ВХНРЦ, реставрация, Грабарь, масляная живопись
Просмотров: 1101 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]