Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Суббота, 27.04.2024
Главная » Файлы » Практическая реставрация масляной живописи. » РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ

Неизв.худ."Женский портрет", XIX в.
07.08.2013, 16:04
Неизв.худ."Женский портрет", XIX в., холст, масло, 76х59 см, ЧерМО 2887/1, Череповецкое музейное объединение.

Реставрация: 2012 г. Вологодский филиал ВХНРЦ.

Реставратор Ю.Е.Шелкова

____________________________________________________________________________________

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Картина закуплена в 1956 г. у местного жителя г.Череповца (зубной врач Сигаль).

Картина была подвержена воздействию влаги и резкому изменению температурно-влажностного режима во время аварии (прорыв труб отопления) в фондах музея.



Общий вид. Лицевая сторона. До реставрации.

СОСТОЯНИЕ СОХРАННОСТИ ДО РЕСТАВРАЦИИ:

ПОДРАМНИК – выполнен из дерева, раздвижной, со скосами, фасками, клинками. Имеет горизонтальную перекладину. Один из клинков в перекладине отсутствует. Бруски сечением 6,5 х 2,5 см соединены в углах «простым шипом», покрыты морилкой. Поверхность подрамника запылена, загрязнена, имеет незначительные царапины, утраты волокон древесины, вмятины, потертости. В нижний правый угол вбит гвоздь. На верхнем бруске нанесены неразборчивая надпись темной краской и цифра «18».  На нижнем бруске имеются два инвентарных номера:

1) «р.2887/1», расположенный слева и нанесенный графитным карандашом;

2) «Р.2887/1», расположенный справа и нанесенный темной тушью.

     Подрамник удовлетворительной сохранности, пригоден к дальнейшему использованию.

     ОСНОВА – холст льняной полотняного переплетения, тонкий (на     1 кв.см приходится 17 нитей по основе и 16 – по утку), мелкозернистый, средней плотности. Холст неэластичный, окисленный, пересушенный. Основа незначительно деформирована от недостаточной натяжки на подрамник, имеет изломы по абрису поверхности подрамника. В верхней части наблюдаются три небольших незначительных прорыва от механического воздействия. Основа значительно запылена, загрязнена, скопления загрязнений расположены под планками подрамника. Под нижней планкой подрамника, вдоль всей нижней границы произведения наблюдается сплошной затек темного цвета с неровными границами шириной ок. 7 см.

      Кромки узкие, равномерные. Картина крепится к подрамнику при помощи гвоздей. Гвозди загнуты, шляпки отсутствуют.

    

     ГРУНТ – возможно эмульсионный, белого цвета, равномерный, тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста). Связь грунта с основой неудовлетворительная. Значительные отставания и осыпи грунта с красочным слоем наблюдаются вдоль нижней границы произведения сплошной полосой шириной до 7 см (ширина полосы соответствует ширине затека (см.ОСНОВА)). Некоторые фрагменты живописи смещены со своих мест, перевернуты красочным слоем вниз.

     Сморщивание грунта с красочным слоем, возникшее, вероятно, от резких перепадов температурно-влажностного режима, повлекших за собой усадку холста, расположено по всей поверхности картины. Сморщивание ярко выражено на участках живописной поверхности, не закрытых с тыльной стороны плоскостью подрамника. Основные утраты грунта с красочным слоем расположены в нижней части произведения общей площадью ок.118 кв.см, в левом верхнем углу в области вмятины с прорывом разм.5х1 кв.см, слева на фоне над изображением спины разм.4х1 кв.см; в нижней средней части общей площадью 40 кв.см, в области прорывов холста (см.ОСНОВА), вдоль загибов холста на подрамник. Мелкие утраты грунта с красочным слоем расположены по всей поверхности живописи. Кромки загрунтованы. Фрагменты живописи расположены на кромках произведения, кроме верхней и левой.

     КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ – тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста), равномерный. Живопись гладкая, многослойная, с применением лессировочного письма, с неярко выраженной фактурой. Утраты красочного слоя расположены в местах утрат грунта (см.ГРУНТ). Утраты красочного слоя в виде широких царапин расположены справа на изображении раковины. Связь красочного слоя с грунтом удовлетворительная.

     ПОКРОВНЫЙ СЛОЙ – плотный, достаточно равномерный, желтоватого цвета.

     ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ. Живопись покрыта слоем пылевых загрязнений. Скопления загрязнений наблюдаются  в углублениях фактуры живописи.

     ПОДПИСЬ. Подписи не обнаружено.


ВЫПОЛНЕННЫЕ КОНСЕРВАЦИОННО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

На картине выполнен полный цикл консервационно-реставрационных работ: заделка прорывов методом «встык», укрепление живописи, устранение деформации основы, очистка оборота от загрязнений, дублирование, перенатяжка на авторский подрамник, подведение и выравнивание реставрационного грунта, удаление поверхностных загрязнений с живописи, утоньшение и выравнивание лака, удаление потемневших тонировок, покрытие реставрационным лаком, тонирование утрат авторского красочного слоя.
В результате проведенных мероприятий картина выведена из аварийного состояния и приведена в экспозиционный вид.

Работы по утоньшению и выравниванию лака выполнялись под руководством художника-реставратора высшей категории отдела реставрации масляной живописи ВХНРЦ С.А.Леваева.

Общий вид. Лицевая сторона. После реставрации.

ПОЛНЫЙ ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ по реставрации памятника см.в ВК-группе "Реставрация":

http://vk.com/photo-49193898_304341876


О СЮЖЕТЕ:


"...Композиционно и стилистически он подобен необычному подписному произведению «Портрет молодой женщины в костюме принцессы Граниды», хранящемуся в фондах областной картинной галереи. Известно, что автор его, вологодский художник первой половины XIX века В. Платонов, копировал работу голландского мастера XVII столетия П. Морельсе из собрания Императорского Эрмитажа. И вполне вероятно, что он сделал на заказ не одну, а несколько копий, и череповецкое полотно также принадлежит его кисти..."

http://www.museum.ru/N41435

ПУБЛИКАЦИИ:

Каталог выставки "Изобразительное искусство и художественная культура Русского Севера конца XIV - начала XXI века." Кат.222.
http://vk.com/photo-49193898_304344232

ВЫСТАВКИ:

«Изобразительное искусство и художественная культура Русского Севера конца XIV – начала XXI века. Новые открытия российских реставраторов». Вологда, 2010.
http://vk.com/album-49193898_169702409


Категория: РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ | Добавил: Администратор | Теги: ВХНРЦ, Вологда, реставрация, Грабарь, Морельсе, Гранида, масляная живопись
Просмотров: 1099 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]