Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Четверг, 25.04.2024
Главная » Файлы » Практическая реставрация масляной живописи. » РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ

Неизв.худ. "Женский портрет", XIX в., ВОКГ
06.08.2013, 12:41
Неизв.худ."Женский портрет", холст, масло, 93,5х73,5 см, КП-632, Ж-413, Вологодская областная картинная галерея.

Реставрация:
Вологодский филиал ВХНРЦ

Реставратор
Ю.Е.Шелкова, атрибуция Ю.Е.Шелкова.

Фотограф
Е.В.Виноградова



ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Картина поступила в фонды музея в 1958 г. от Птицыной, Архангельская область, станция Исакогорка  (акт № 70 от       22.08.1958 г.) Имеется реставрационный акт от 10.07.1964 г. (сведения предоставлены сотрудниками Вологодской областной картинной галереи).

СОСТОЯНИЕ СОХРАННОСТИ ДО РЕСТАВРАЦИИ:






ПОДРАМНИК — отсутствует.

ОСНОВА — холст льняной, прямого полотняного переплетения, средней плотности и зернистости (на 1 кв.см приходится 13 нитей по основе и 15 нитей по утку). Переплетение нитей достаточно равномерное. Нити имеют узелки и утолщения. Холст удовлетворительной сохранности, неэластичный, окисленный.

Основа деформирована из-за хранения картины без подрамника. Основа имеет изломы различной конфигурации по всей поверхности. Наблюдаются изломы, сохранившиеся от внутренних и внешних ребер отсутствующего подрамника. Судя по изломам, ширина планок подрамника составляла 7,5 см, а их толщина 2 см. По всей поверхности наблюдается деформация по кракелюру в виде втянутостей холста в трещины.

Основа имеет прорывы:

1) в средней нижней части расположен прорыв длиной 15 см с усадкой холста ок.0,5 см, с утратой и деформацией нитей холста. Прорыв заклеен папиросной бумагой, имеющей разрывы вдоль линии прорыва.

2) из середины предыдущего прорыва идет вертикальный прорыв длиной 2 см с утратой и деформацией нитей холста;

3) в средней верхней части имеется угловой прорыв длиной 12 см с усадкой до 0,2 см, утратой и деформацией нитей холста. Прорыв заклеен папиросной бумагой, имеющей разрывы вдоль линии прорыва;

4) в нижней части слева вдоль границы холста расположены три прорыва длиной 5,5 см, 3 см, 3 см с усадкой до 0,2 см. Прорывы имеют утраты и деформацию нитей холста. Прорывы находятся под папиросной бумагой с разрывами вдоль линии прорыва.

5) в нижней средней части имеется вертикальный прорыв длиной 1,7 см с усадкой холста на 0,2 см. Прорыв имеет утраты и деформацию нитей холста. Находится под папиросной бумагой;

6) в нижней части справа на расстоянии 27 см от нижнего края основы и 17 см от правого края основы расположен прорыв длиной 1,5 см с утратами и деформацией нитей холста. Прорыв находится под папиросной бумагой.

Несколько мелких прорывов наблюдаются в средней части картины. Прорывы имеют утраты фрагментов холста общей площадью 0,5 кв.см.

Основа запылена, загрязнена. Имеет пятна различного происхождения, следы затёков в верхней части. На поверхности виден отпечаток планок подрамника. Холст, закрытый планками подрамника, имеет более светлый цвет. По всей поверхности наблюдается рисунок кракелюра в виде тёмных полос. Просматриваются тонкие тёмные полосы вдоль изломов холста по рёбрам подрамника. Тыльная сторона, вероятно, почищена, так как под микроскопом МБС-10 видны разрывы волокон нитей.

В средней части над прорывом просматривается плохо читаемая надпись в две строки. Первая строка предположительно указывает на дату создания, вероятно «1847» (?). На второй строке просматриваются буквы, вероятно «Н.К.В (далее неразборчиво) овъ». Надпись выполнена от руки либо графитным карандашом, либо краской тёмного цвета.

В правом верхнем углу на кромке имеется ряд инвентарных номеров (начиная сверху):

1) «413» - нанесен графитным карандашом;

2) «632» - нанесен графитным карандашом;

3) «632 КП ВОКГ» - нанесен синей шариковой ручкой;

4) «Ж 413» - нанесен графитным карандашом.

Кромки узкие, неравномерные. Ширина верней кромки варьируется от 3,5 см до 2 см, правой — от 2,5 см до 1,5 см. Нижняя кромка имеет ширину ок. 2 см. Ширина правой кромки варьируется от 2,5 см до 2 см. Холст кромок ветхий, загрязнен. Кромки деформированы, имеют скрученности, изломы, прорывы основы. Края кромок обмахрены. Нити по краям кромок деформированы. Наблюдаются неярко выраженные вытянутости нитей к гвоздевым отверстиям.

На кромках имеются гвоздевые отверстия с утратой и деформацией нитей холста со следами ржавчины. Расстояние между гвоздевыми отверстиями варьируется от 4 до 6 см. На кромках наблюдается ряд прорывов, расположенных близко к живописи:

1) в правом нижней углу до границы живописи часть правой и нижней кромок утрачены. Общая площадь утраты составляет ок.9 кв.см. Вдоль изломов по границе живописи идут два прорыва длиной 2 и 4 см с утратой и деформацией нитей холста.

2) в левом нижнем углу имеется утрата кромок и части холста с живописью общей площадью ок 20 кв.см. Вдоль вертикального излома расположен прорыв длиной 2 см с утратой и деформацией нитей холста;

3) в правом верхнем углу имеется прорыв с утратой холста общей площадью ок. 8 кв.см. Края прорыва деформированы;

4) в середине верхней кромки наблюдается два прорыва длиной 8 и 10 см, идущие вдоль кромки. Края прорывов деформированы;

5) в верхнем левом углу расположен прорыв с утратой холста ок. 1 кв.см. Края прорыва деформированы. Вдоль живописной границы наблюдаются мелкие прорывы с утратами фрагментов холста.

Верхняя кромка совпадает с заводской кромкой. Таким образом, направление живописи совпадает с направлением нитей утка.

ГРУНТ. Проба грунта с красочным слоем взята на фоне в средней части на границе живописи в месте утраты. Под микроскопом МБС-10 просматривается тонкий однослойный грунт светлого красно-коричневого цвета. При воздействии водой грунт размывается. Грунт хрупкий, неэластичный, возможно, клее-меловой.

Слой грунта тонкий, равномерный (при боковом освещении просматривается фактура холста). Связь грунта с основой неудовлетворительная.

Живопись находится под сплошным слоем папиросной бумаги, оставшейся после выполнения укрепления. Сквозь бумагу просматриваются многочисленные утраты грунта.

Утраты грунта с красочным слоем расположены в местах прорывов (см.ОСНОВА). Наиболее значительные и многочисленные утраты грунта расположены в средней части на изображении платья и в нижней части картины. Общая площадь утрат составляет около 15 % от всей площади картины. В верхней части в области прорыва расположена утрата размером 4х12 см с фрагментарными остатками частиц живописи внутри неё. Утраты грунта расположены вдоль загибов холста на рёбра подрамника. В левом верхнем углу расположена утрата грунта размером 10х9 см с фрагментарными остатками грунта с красочным слоем внутри неё. Многочисленные мелкие утраты расположены по всей поверхности живописи.

На лицевой поверхности картины наблюдается фрагментарное отставание папиросной бумаги вместе с прилипшими к ней частицами живописи.

Кромки картины загрунтованы. На кромках наблюдаются многочисленные утраты грунта. На нижней кромке грунт почти полностью отсутствует.

КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ — равномерный, тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста). Живопись находится под сплошным слоем папиросной бумаги. Живопись укреплена при помощи сплошной заклейки живописи из 10 фрагментов папиросной бумаги. Через слой бумаги просматривается тонкая многослойная живопись с применением корпусного, лессировочного и фактурного письма. Живопись более плотная в светах и более тонкая в тенях. Фактурно прописана отделка платья, украшения, блики света. Некоторые фактурные элементы сглажены при предыдущем укреплении. Живопись покрыта сетчатым кракелюром грунтового происхождения по всей поверхности картины. На фоне на изображении красной драпировки и на изображении волос наблюдается сгрибленность верхних слоев живописи («асфальтовая болезнь»). Утраты красочного слоя расположены в  местах утрат грунта (см.ГРУНТ). Связь красочного слоя с грунтом удовлетворительная. Боковые кромки покрыты по грунту масляной светло-коричневой краской типа охры светлой. Верхняя кромка покрыта по грунту масляной краской тёмного цвета.

ПОКРОВНЫЙ СЛОЙ. Живопись заклеена папиросной бумагой. Покровный слой визуально не просматривается.

ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ. Под папиросной бумагой просматриваются загрязнения, скопления которых расположены в углублениях фактуры живописи и в кракелюре.

ПОДПИСЬ. На лицевой стороне подписи не обнаружено.



ВЫПОЛНЕННЫЕ КОНСЕРВАЦИОННО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:


На картине заделаны прорывы методом «встык», удалена старая папиросная бумага, укреплён грунт с красочным слоем, устранена деформация основы, оборот очищен от загрязнений, по периметру подведены реставрационные кромки. Картина натянута на новый реставрационный подрамник. Выполнено подведение и выравнивание реставрационного грунта, удаление поверхностных загрязнений, утоньшение и выравнивание лаковой плёнки. Картина покрыта реставрационным лаком. Выполнено частичное тонирование утрат авторского красочного слоя.

 

Картина находится в процессе реставрации.








ПОЛНЫЙ ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ по реставрации памятника:

ВК-группа "Реставрация", http://vk.com/album-49193898_175330344


АТРИБУЦИЯ: http://volrest.ucoz.ru/blog/neizv_khud_quot_zhenskij_portret_quot_xix_v/2013-08-06-2

Категория: РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ | Добавил: Администратор
Просмотров: 1424 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]