Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Среда, 24.04.2024
Главная » Файлы » Практическая реставрация масляной живописи. » РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ

Неизв.худ. "Женщина с ребенком", XIX в.
07.08.2013, 16:37
Неизв.худ. "Женщина с ребенком", XIX в., холст, масло, 84х48 см, ВКМ № 1859, Вытегорский краеведческий музей. Реставрация: 2004 г.

Вологодский филиал ВХНРЦ.

Реставратор Ю.Е.Шелкова.
______________________________________________________________________

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Картина поступила в фонды музея в 1958 г. из кинотеатра г.Вытегры. (Акт № 98 от 23 апреля 1958 г.)
По сведениям сотрудников музея до 1958 г. картина находилась в фойе первого кинотеатра г. Вытегры, который был открыт в 1925 г. Сведений о поступлении памятника в кинотеатр не сохранилось.

СОСТОЯНИЕ СОХРАННОСТИ ДО РЕСТАВРАЦИИ:



Общий вид. Лицевая сторона. До реставрации.

I. ПОДРАМНИК деревянный, раздвижной, со скосами, клинками, фаски отсутствуют; имеет продольную перекладину. Часть клинков утрачена. Бруски сечением 3,8х1,5 см соединены «простым шипом». Подрамник деформирован. Перекладина сечением 3,8х1 см выгнута наружу. Древесина с сучками, вмятинами, царапинами, имеет 6 гвоздевых отверстий. Наблюдаются утраты волокон древесины. По периметру подрамника наклеена плотная бумага коричневого цвета шириной около 3 см, закрепляющая кромки картины. Бумага имеет разрывы, частично утрачена, на верхнем бруске отсутствует полностью. Клеевое соединение между бумагой и кромками картины нарушено. Поверхность подрамника значительно запылена, загрязнена, имеются мушиные засиды. В утратах бумаги просматриваются остатки клея на древесине. На верхнем бруске подрамника наблюдаются следы мела.

Подрамник не соответствует требованиям, предъявляемым к реставрационному подрамнику, и требует замены.

II. ОСНОВА – холст льняной, полотняного переплетения, среднезернистый, тонкий, средней плотности. На 1 кв.см. приходится 16 нитей по основе и 15 по утку. Нити основы неравномерны, имеют узелки и утолщения. Холст ветхий, неэластичный, окисленный.

Имеются три прорыва, заделанные при предыдущей реставрации:

1) в правом нижнем углу - угловой формы со сторонами 1,5 см и 1 см, заделан на ПВБ волокнами холста методом «встык»;

2) в нижней средней части - линейный длиной 2 см, заделан на ПВБ волокнами холста  методом «встык»;

3)в средней части размером 1х1 см, заделан волокнами холста на ПВБ методом «встык».

Мелкие прорывы с деформацией и утратами нитей холста наблюдаются по нижнему краю произведения.

Основа деформирована из-за недостаточной натяжки на подрамник, в области прорывов, по кракелюру в виде втянутостей холста в трещины. Изломы холста проходят вдоль загибов на ребра подрамника, по внутренним ребрам подрамника.

Кромки узкие, неравномерные, шириной от 0,5 до 1,5 см, ветхие, закреплены на подрамнике гвоздями с широкими шляпками. Расстояние между гвоздями варьируется от 4 до 20 см. Нижняя кромка имеет прорыв размером 1х0,7 см в левом углу. Мелкие прорывы холста наблюдаются вдоль верхней и нижней кромок в местах  крепления к ребрам подрамника.

На тыльной стороне основы наблюдается плотный спрессованный слой загрязнений различного происхождения, мушиные засиды. При выполнении укрепления грунта с красочным слоем при предыдущей реставрации клей прошел на тыльную сторону холста, выявив более отчетливо рисунок сетки кракелюра. Следы затеков клея наблюдаются в средней части размером 7х6 см, 12х5 см, 9х5 см. Сплошной затек виден вдоль нижней границы произведения и вдоль левого края. В области заделанных прорывов сквозь нити холста виден частично прошедший на тыльную сторону основы реставрационный грунт белого цвета. Значительные скопления загрязнений наблюдаются между планками подрамника и холстом.

Поскольку картина поступила в реставрацию вместе с другой картиной, подверженной  воздействию плесени, возможно памятник поражен плесенью, хотя следы воздействия плесени не просматриваются.

В левом нижнем углу на тыльную сторону основы нанесен белой краской инвентарный номер "ВКМ 1859".

III. ГРУНТ – возможно клеевой, желтоватого цвета, тонкий, равномерный. При боковом освещении просматривается фактура холста. Кромки загрунтованы. Грунт хрупкий, неэластичный. Связь грунта с основой слабая. Изломы грунта проходят в местах изломов холста (см.ОСНОВА). Сквозь слой папиросной бумаги просматриваются утраты грунта с красочным слоем:

- вдоль верхней границы живописи начиная с правого угла расположены утраты размером ок. 2х1,5 см; 23х3,5 см; 7х0,8 см;

- на верхней кромке общая площадь утрат составляет ок. 50%;

- вдоль нижнего края картины расположена сплошная утрата грунта с красочным слоем шириной до 5 см;

- на нижней кромке общая площадь утрат составляет ок.50%.

Утраты грунта с красочным слоем расположены в местах прорывов холста (см.ОСНОВА). Мелкие утраты грунта наблюдаются вдоль загибов холста на ребра подрамника, по краям кромок, вдоль изломов холста (см.ОСНОВА).

В местах отставания папиросной бумаги наблюдаются осыпи грунта с красочным слоем. Некоторые частицы грунта утратили свое первоначальное положение. Часть фрагментов живописи отстала от основы вместе с папиросной бумагой и держится на ней посредством клея, которым была укреплена живопись при предыдущей реставрации. Отставания грунта наблюдаются также вдоль верхней и нижней кромок произведения.

IV. КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ – Живопись находится под слоем старой пожелтевшей папиросной бумаги, с помощью которой была выполнена профилактическая заклейка при предыдущей реставрации. Верхняя и нижняя границы произведения дополнительно заклеены полосами папиросной бумаги. Красочный слой тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста), равномерный. Живопись многослойная с неярко выраженной фактурой, с применением лессировочного письма. Более плотно и фактурно прописаны освещенные участки изображения, цветы на земле, букет в руках ребенка.

Живопись покрыта сеткой кракелюра грунтового происхождения. Связь красочного слоя с грунтом удовлетворительная. Утраты красочного слоя расположены в местах утрат грунта. (см. ГРУНТ).

V. ПОКРЫТИЕ. Участки живописи, свободные от папиросной бумаги, имеют блеск. Просматривается покровный слой желтоватого цвета.

VI. ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ. В местах отсутствия папиросной бумаги просматриваются пылевые загрязнения, точечные загрязнения в углублениях фактуры, трещинах кракелюра.

 

Подписи не обнаружено.

ВЫПОЛНЕННЫЕ КОНСЕРВАЦИОННО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

На картине удалена старая папиросная бумага, заделаны прорывы основы, укреплен грунт с красочным слоем, устранена деформация основы, уложен кракелюр, утраты грунта восполнены реставрационным грунтом, выполнено дублирование основы, картина натянута на новый реставрационный подрамник, удалены поверхностные загрязнения с лаковой пленки, живопись покрыта реставрационным лаком, выполнено тонирование утрат авторского красочного слоя.

В результате проведенных консервационно-реставрационных мероприятий картина выведена из аварийного состояния и приведена в экспозиционный вид.



Общий вид. Лицевая сторона. После реставрации.

ПОЛНЫЙ ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ по реставрации памятника см.в ВК-группе "Реставрация":

http://vk.com/album-49193898_175985911


ПУБЛИКАЦИИ: Каталог выставки "Изобразительное искусство и художественная культура Русского Севера конца XIV - начала XXI века." Кат.136.

http://vk.com/photo-49193898_304344232

ВЫСТАВКИ:

«Изобразительное искусство и художественная культура Русского Севера конца XIV – начала XXI века. Новые открытия российских реставраторов». Вологда, 2010.

http://vk.com/album-49193898_169702409


ВИДЕОРЕСТАВРАЦИЯ: Неизв.худ. Женщина с ребёнком. XIX в. Вытегорский краеведческий музей.


Категория: РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ | Добавил: Администратор | Теги: Вологда, грунт, ВХНРЦ, реставрация, укрепление, Грабарь, масляная живопись, Холст
Просмотров: 1323 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]