Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Понедельник, 29.04.2024
Главная » Файлы » Практическая реставрация масляной живописи. » РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ

Неизв.худ. "Портрет старика", XIX в.
07.08.2013, 14:44
Неизв.худ. "Портрет старика", XIX в., холст, масло, 61х49 см, ВОКМ 29759, Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Реставрация: 2011 г.  Вологодский филиал ВХНРЦ.

Реставратор Ю.Е.Шелкова


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Картина поступила в реставрацию из фондов ВГИАХМЗ. Сведений о происхождении памятника нет.

СОСТОЯНИЕ СОХРАННОСТИ ДО РЕСТАВРАЦИИ:



Общий вид. Лицевая сторона. До реставрации.



Общий вид. Тыльная сторона. До реставрации.

ПОДРАМНИК – отсутствует.

ОСНОВА – холст льняной полотняного переплетения, среднезернистый (на 1 кв.см приходится 12 нитей по основе, 11 – по утку), редкий. Нити неравномерны, имеют узелки и утолщения. Холст ветхий, неэластичный, окисленный.

Основа значительно деформирована по всей площади из-за продолжительного хранения памятника без подрамника, по кракелюру в виде втянутостей холста в трещины грунта. По всей поверхности наблюдаются многочисленные изломы и смятости, возникшие от небрежного обращения с картиной. Вертикальные и горизонтальные изломы, проходящие вдоль границ произведения, повторяют абрис подрамника. Деформация наблюдается в области заплат, наклеенных с тыльной стороны для укрепления некоторых изломов и заделки прорывов. Заплаты имеют прямоугольную форму, выполнены из мелкозернистого, плотного, тонкого холста (на 1 кв.см приходится 22 нити по основе, 21 – по утку), пропитаны столярным клеем и заклеены газетой. Края заплат обмахрены, наблюдается расхождение нитей.

Месторасположение заплат:

№1. В центральной верхней части картины имеется заплата размером 4,5х3,2 кв.см. Клеевая связь между холстом заплаты и основой нарушена. Газетная наклейка поверх заплаты имеет неправильную форму, частично удалена. На поверхности холста заплаты наблюдаются остатки волокон бумаги. Часть газетной наклейки отстаёт от поверхности заплаты и смята в виде «гармошки».

№2. Под первой заплатой справа расположена заплата размером 6,4 х 3 см; сцепление с основой картины непрочное. Наблюдается частичное отставание по краям. Под заплатой видна вставка из холста, вырезанная по конфигурации прорыва основы.

№3. Справа от первой заплаты на расстоянии 11 см от правого края имеется заплата в форме неправильного треугольника со сторонами 4,4; 2,7; 3,5 см. Связь с основой памятника непрочная. Наблюдается отставание правого нижнего угла.

№4. В центральной части слева имеется заплата размером    17,5 х 4,5 см, расположенная горизонтально, вдоль излома с разрывами нитей. Сцепление холста заплаты с основой нарушено и сохранилось только в левой части площади приклеивания.

№5. В нижней части  основы, справа, вдоль правого края произведения расположены три заплаты размерами 5х4 кв.см, 14х4 кв.см, 10,5х5 кв.см с расстоянием между ними 2 и 1 см. Две последние из перечисленных загнуты с правого края на расстояние ок.2 см и частично приклеены к газете. Все три заплаты заклеены одним сплошным газетным листом, частично утраченным и отставшим от поверхности заплат. В нижней части газетного листа имеется бумажная наклейка прямоугольной формы размером 3,8х3,3 см с инвентарным номером «ВОКМ 29759», написанным шариковой ручкой.

На всей поверхности картины отмечается ряд прорывов, разрывов нитей, проколов и утрат фрагментов авторского холста. Два прорыва, расположенные на изображении носа  и  лба портретируемого размерами 4,5х0,8 кв.см и 1,5х1 кв.см соответственно, заделаны при предыдущей чинке вставками, возможно выполненными из холста. Вставка на изображении носа частично просматривается с тыльной стороны под заплатой №2 (см.описание расположения заплат выше). Поверхность вставок неровная, бугристая, тонирована масляной краской.

 

На фоне произведения расположены:

- прокол на расстоянии 1,5 см от верхнего края в верхнем левом углу;

- прокол на расстоянии 7,5 см ниже предыдущего на вертикальном изломе;

- прокол в верхнем правом углу на расстоянии 2,3 см от верхнего края;

а) по левой кромке с авторской живописью:

- прорыв с утратами фрагментов холста размером 0,5х1 кв.см на расстоянии 5 см от верхнего края с вертикальным разрывом ниже неё длиной 1,5 см;

- горизонтальный разрыв длиной 1,5 см на расстоянии 5 см от предыдущего прорыва. По левому краю от разрыва, ниже него, расположен прорыв размером 1,5х0,5 кв.см с утратами фрагментов холста;

-прорыв с утратами фрагментов холста размером 2х0,5 кв.см, расположенный на расстоянии 5 см от предыдущего разрыва;

- гвоздевое отверстие на расстоянии 2 см от предыдущего прорыва;

- прорыв с утратами фрагментов холста размером 0,3х0,4 кв.см на расстоянии 5 см от предыдущего гвоздевого отверстия;

- утрата размером 0,5х0,5 кв.см на расстоянии 5 см от предыдущего прорыва;

- два гвоздевых отверстия на расстоянии 2 см от предыдущего прорыва;

- вертикальный разрыв нитей длиной 1 см на расстоянии 2,5 см от предыдущих гвоздевых отверстий;

- прорыв с утратами фрагментов холста размером 0,5х0,2 кв.см с диагональным разрывом в правую сторону длиной 2 см на расстоянии 0,3 см от предыдущего разрыва;

- гвоздевое отверстие размером 0,2х0,3 кв.см с утратами фрагментов нитей и вертикальных разрыв длиной 2,5 см на расстоянии 3,5 см от предыдущего прорыва;

- гвоздевое отверстие размером 0,2х0,4 кв.см с утратами фрагментов нитей на расстоянии 3 см от предыдущего.

б) по верхнему краю живописной поверхности:

- прорыв с утратами фрагментов холста в левом верхнем углу размером 1,5х1 кв.см с деформацией и расхождением нитей холста;

- вертикальный разрыв длиной 0,5 см  на расстоянии 7 см от левой границы живописной поверхности;

- разрыв с утратами и деформацией нитей холста длиной ок.1 см на расстоянии 21 см вправо от предыдущего;

- прорыв на фоне слева от изображения головы портретируемого размером 1х0,5 кв.см на расстоянии 15 см от верхнего края (укреплен с тыльной стороны заплатой);

- прорыв в верхнем правом углу. Нити прорыва вытянуты, деформированы, имеют утраты.

в) вдоль правого края:

- прорыв с утратами фрагментов холста и деформацией нитей размером 0,5х0,3 кв.см на расстоянии 6 см от верхнего края;

- горизонтальный разрыв с деформацией нитей длиной 1 см на расстоянии 22 см от предыдущего прорыва.

 

На изображении головы и волос портретируемого расположены:

- два прокола на границе изображения волос и фона справа;

- прорыв с утратами фрагментов холста и деформацией нитей в области изображения правой части лба у основания волос;

- прокол в средней части изображения волос портретируемого;

- горизонтальный прорыв с деформацией нитей холста длиной 6 см в нижней правой части на изображении бороды портретируемого.

 

На изображении одежд портретируемого расположены:

- прокол в средней части по нижнему краю на расстоянии 31 см от левого края. Справа от него имеются 2 прокола на расстоянии   5 см с расстоянием 1 см между ними. Слева от него, на расстоянии 7 см  расположен ещё один прокол;

- горизонтальный прорыв с деформацией нитей длиной 5 см на изображении левого плеча, идущий вдоль излома;

- горизонтальный прорыв длиной 2 см на расстоянии ок.5,5 см ниже предыдущего;

- два прорыва длиной 5 и 1 см с расстоянием 3 см между ними, идущие вдоль диагонального излома;

- прорыв  с утратами фрагментов холста и деформацией нитей размером 0,5х0,6 кв.см в нижней центральной части картины на расстоянии ок. 14 см от нижней границы живописной плоскости;

- прорыв с утратами фрагментов холста размером 0,5х0,2 кв.см на расстоянии 2,5 см влево от предыдущего;

- два прорыва с утратами фрагментов холста. Первый, размером 1х0,6 кв.см, находится в правом нижнем углу. Второй, размером 1х1 кв.см, расположен по нижнему краю произведения на расстоянии 19 см  от первого прорыва.

- прорыв с утратами фрагментов холста размером 2х1 кв.см (укрепленный с тыльной стороны заплатой) на границе фона и изображения левого плеча;

а) по левой кромке с авторской живописью:

- прорыв с утратами холста и деформацией нитей размером 0,5х0,4 кв.см на расстоянии 12 см от нижнего края живописной поверхности;

- прорыв с утратами фрагментов холста размером 0,3х0,3 кв.см. Влево от него и на расстоянии 11 см от нижней границы живописной поверхности расположен прорыв длиной 1 см;

- прорыв с утратами фрагментов холста и деформацией нитей размером 1,8х0,8 кв.см на расстоянии 3 см от нижней границы живописной поверхности.

 

В области изображения кистей рук расположены два горизонтальных линейных прорыва длиной 8 и 10 см настоянии 17 и 22 см соответственно от нижнего края картины. Оба прорыва с тыльной стороны укреплены заплатами).

 

В левом нижнем углу произведения наблюдаются расхождение, деформация и утраты нитей холста.

 

На тыльной стороне основы наблюдается неравномерный спрессованный слой загрязнений, остатки клея, пыль, пятна неизвестного происхождения. Памятник подвергался воздействию влаги, о чём говорят характерные следы затёков в виде тёмных неровных контуров на тыльной стороне основы. Следы затёков наблюдаются в нижней части основы  и вдоль её левого края. В нижней части основы просматриваются две горизонтальные тёмные полосы, идущие вдоль изломов от ребер подрамника.

Слой поверхностных загрязнений наиболее значителен в центральной части основы, не скрытой плоскостью подрамника. По контуру загрязнённого участка можно предположить, что подрамник с шириной планок ок.5 см имел клинки.

По периметру картины проходит полоса шириной 2,5 см с чёткими границами частично сохранившегося клея красно-коричневого цвета (предположительно столярного). Возможно, вторично картина была наклеена на другой подрамник с шириной планок 2,5 см.

 

Кромки узкие, неровные, шириной от 0,1 см до 3 см. На холсте кромок наблюдаются многочисленные прорывы с утратами фрагментов и нитей холста и разрывы нитей холста вдоль границы живописной поверхности. В качестве левой кромки использован  холст с авторской живописью. Основа кромок ветхая, руинированная, значительно деформирована, скручена, загрязнена. Вдоль кромок наблюдаются гвоздевые проколы с утратами и расхождением нитей холста, возникшие от неоднократной перетяжки картины на подрамник.

Ряды прорывов на кромках с утратами фрагментов холста наблюдаются:

1. По правой кромке шириной ок.1.5 см и длиной 1,5; 8; 2,5; 3; 10; 2; 5; 5 см, начиная от верхнего края. Края прорывов неровные, с деформацией и расхождением нитей основы.

2. По нижней кромке размерами ок.9х1 кв.см в средней части и ок.1,5х1,5 кв.см слева от неё.

3. В левом нижнем углу размером 3х2,5 кв.см.

4. По верхней кромке: в верхнем левом  углу прорыв размером ок.1х1 кв.см. Вдоль кромки расположен ряд прорывов шириной ок.1 см и длиной 1; 1; 1; 2; 3; 3,5; 1; 1; 0,8; 0,5; 0,5; 0,8; 1,5 см, начиная от левого края.

ГРУНТ – средней толщины (при боковом освещении на отдельных участках просматривается фактура холста), серого цвета, хрупкий, неэластичный, достаточно равномерный.

Проба грунта с красочным слоем взята в области утраты грунта с красочным слоем в левом нижнем углу. При исследовании грунта под микроскопом МБС-10 при 42кратном увеличении просматривается двухслойный грунт: нижний слой тонкий, охристого цвета с редкими включениями частиц чёрного цвета; верхний слой более толстый, серого цвета, с редкими включениями частиц чёрного цвета. При воздействии водой грунт размывается. Следовательно, можно предположить, что грунт на картине клее-меловой.

Изломы грунта находятся в местах изломов и смятостей холста (см.ОСНОВА).

Утраты грунта расположены:

1. В местах загибов  и изломов холста:

- в левом верхнем углу: 1) вертикальная утрата длиной ок.20 см, шириной до 0,5 см на расстоянии ок. 3 см от левого края; 2) вертикальная утрата длиной ок.17 см и шириной до 0,4 см, расположенная на расстоянии ок.11 см от левого края;

- горизонтальная утрата в верхней центральной части длиной ок.9 см, шириной до 0,4 см;

- горизонтальная утрата по центру слева длиной ок.16 см, шириной до 0,4 см; ниже неё расположены две утраты длиной ок.11 см и ок.16 см, шириной до 0,4 см;

- по центру справа на изображении левого плеча и бороды:    1) горизонтальная утрата длиной ок.16 см и шириной до 0,3 см на расстоянии 32 см от верхнего края; 2) длиной ок.20 см и шириной до 0,3 см на расстоянии 5 см ниже предыдущей; 3) пересекающая их справа утрата длиной ок.20 см и шириной до 0,4 см;

- горизонтальная утрата в центре, идущая от изображения правого уха, длиной ок.17 см и шириной до 0,2 см;

- вертикальная утрата, идущая вдоль загиба левой кромки с живописью шириной до 0,8 см.

2. Вокруг мелких прорывов холста и гвоздевых отверстий шириной до 0,5 см (см.ОСНОВА).

3. Вокруг многочисленных мелких изломов и смятостей холста, расположенных по всей поверхности из-за небрежного хранения картины без подрамника.

4. Вдоль кромок картины шириной до 1 см.

5. Многочисленные мелкие утраты:

- в левом верхнем углу общей площадью ок.10 кв.см;

- на фоне над изображением головы портретируемого общей площадью ок. 7 кв.см;

- на изображении одежд в нижней части справа от центра общей площадью ок. 8 кв.см;

- точечно по всей поверхности картины.

Связь грунта с основой неудовлетворительная.

Кромки не загрунтованы.

 

КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ – достаточно равномерный, средней толщины (при боковом освещении на отдельных участках просматривается фактура холста). Живопись многослойная, с неярко выраженной фактурой, с применением лессировочного письма, более пастозная и плотная в светах, на изображении лица, одежде, более тонкая в тенях, на фоне.

Картина, возможно, является этюдом к более серьёзному произведению автора. В пользу этого предположения говорят некоторые приёмы написания, характерные для этюдов, которые художник применил в своей работе. Основное внимание автор уделил изображению головы портретируемого. Складки одежды, руки, посох написаны без тщательной проработки деталей изображения. При работе над фоном художник использовал щетинную кисть, о чём свидетельствуют хорошо просматриваемые следы и характер её движения.

На картине изображён седой старик, сидящий вполоборота. Его лицо благородно, излучает смирение и мудрость, постигнутую годами. В то же время в глазах ощущается усталость. Большие красиво вылепленные кисти рук покоятся на посохе. Правая кисть лежит под левой.

Портрет написан на хорошем профессиональном уровне, мягко, воздушно, с деликатными переходами между пограничными деталями. Глядя на картину чувствуется, что художник хорошо владеет не только мастерством рисунка и композицией, но и имеет практический опыт в технике и технологии масляной живописи на всех этапах создания живописного полотна, начиная с грунтования и заканчивая завершающей лессировочной стадией процесса.

Утраты красочного слоя расположены в местах утрат грунта (см.ГРУНТ). Многочисленные мелкие утраты красочного слоя наблюдаются:

1) в нижней части картины на изображении левой руки;

2) в верхней трети картины;

3) на изображении лица портретируемого;

4) по границам утрат грунта.

Многочисленные мелкие закрытые вздутия красочного слоя имеются в верхней трети живописной плоскости картины, возможно возникшие от резкого изменения температурно-влажностного режима вблизи поверхности рассматриваемого участка. Потертости красочного слоя наблюдаются по краям произведения, корпусным мазкам, гребешкам кракелюра, фактуре холста.

Связь красочного слоя с грунтом удовлетворительная.

 

ПОКРОВНЫЙ СЛОЙ – потемневший, жухлый, неравномерный, тонкий, желтоватого оттенка. Имеет потертости по фактуре холста, гребешкам кракелюра.

 

ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ. Картина покрыта слоем пылевых загрязнений, мушиными засидами. Скопления загрязнений наблюдаются в углублениях фактуры живописи, трещинах кракелюра. На фоне справа имеются пятна и набрызги белого цвета. В области мелких закрытых вздутий красочного слоя наблюдаются белесые пятна.

Некоторые утраты грунта и красочного слоя затонированы масляной краской по холсту. Тонировки отличаются по цвету и тону от окружающей живописи и местами перекрывают её. Тонировки находятся на изображении волос в верхней части головы портретируемого; на фоне вверху и слева изображения головы портретируемого. Две тонировки имеются в верхней правой части на границе фона и волос. Наблюдаются частичная тонировка утраты красочного слоя с грунтом  на изображении бороды, а также тонировка излома холста с прорывом на изображении левого плеча с заходом на изображение бороды. Две вставки в местах прорывов, расположенных на изображении носа и лба, также затонированы масляной краской.

ПОДПИСЬ. Подписи не обнаружено.


ВЫПОЛНЕННЫЕ КОНСЕРВАЦИОННО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

В результате проведенных мероприятий на произведении удалены заплаты и газетная бумага с оборотной стороны, заделаны прорывы методом «встык», укреплен грунт с красочным слоем, устранена деформация основы, удалены загрязнения с лицевой и тыльной сторон, подведен и выровнен реставрационный грунт,  выполнено дублирование авторского холста на новую основу, картина натянута на новый реставрационный подрамник, выполнено утоньшение и выравнивание лаковой плёнки, живопись покрыта реставрационным лаком, утраты авторского красочного слоя тонированы.

 

 

Консервация памятника выполнялась под руководством художника-реставратора 2 категории ВГИАХМЗ О.В.Карпачёвой.

Работы по утоньшению и выравниванию лака выполнялись под руководством художника-реставратора высшей категории ВХНРЦ С.А.Леваева.

 



Общий вид. Лицевая сторона. После реставрации.

Фотограф Е.В.Виноградова.



Фрагмент. Лицевая сторона. После реставрации.

Фотограф Е.В.Виноградова



Общий вид. Тыльная сторона. После реставрации.

Фотограф Е.В.Виноградова.

ПОЛНЫЙ ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ по реставрации памятника см.в ВК-группе "Реставрация":


http://vk.com/photo-49193898_303159380



Категория: РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ | Добавил: Администратор | Теги: портрет, Вологда, грунт, ВХНРЦ, реставрация, Грабарь, масляная живопись, Холст
Просмотров: 1724 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]