Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Пятница, 19.04.2024
Главная » Файлы » Практическая реставрация масляной живописи. » РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ

Неизв.худ. "Портрет неизвестного мужчины", XIX в.
07.08.2013, 14:21
Неизв.худ. "Портрет неизвестного мужчины", XIX в., холст, масло, 54,8х42,4, № 57 нвф, Вологодская областная картинная галерея.

Реставрация: Вологодский филиал ВХНРЦ им.акад.И.Э.Грабаря (2010)

Реставратор Ю.Е.Шелкова

Фотограф Е.В.Виноградова

Изготовление подрамника Н.В.Петухов



ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Картина поступила в фонды музея в 1981 г. из Вологды, акт № 20 от 26 сентября 1981 г. (сведения предоставлены сотрудниками Вологодской областной картинной галереи).


СОСТОЯНИЕ СОХРАННОСТИ ДО РЕСТАВРАЦИИ:




Общий вид. Лицевая сторона. До реставрации. Освещение прямое.




Общий вид. Лицевая сторона. Освещение боковое.



Фрагмент. Лицевая сторона. До реставрации.



Общий вид. Тыльная сторона. До реставрации.

ПОДРАМНИК  отсутствует.

ОСНОВА  - холст льняной прямого полотняного переплетения, средней плотности и зернистости (на 1 кв.см приходится 14 нитей по основе, 14 нитей по утку). Переплетение нитей равномерное. Нити имеют узелки и утолщения. Холст ветхий, неэластичный, окисленный.

Основа деформирована из-за хранения картины без подрамника. По левому и правому краям картины наблюдается ярко выраженная волнообразная деформация. По краям основы имеются вытянутости нитей к гвоздевым отверстиям (гирлянды натяжений). Основа имеет горизонтальные изломы:

1) в верхней части длиной 32 см;

2) в средней части справа длиной 11 см;

3) в нижней части длиной 21 см.

Изломы холста различной направленности расположены по всей поверхности картины. Наблюдаются изломы вдоль внутренних и внешних ребер подрамника, на котором ранее была закреплена картина. Судя по расположению изломов от подрамника, ширина планок подрамника составляла 3 см. Фрагментарно наблюдается деформация по кракелюру в виде втянутостей холста в трещины.

Основа имеет прорывы:

1) в верхней части справа два прорыва, распложенные один под другим, размером 0,5х0,3 кв.см и 0,3х0,3 кв.см с утратами фрагментов холста;

2) разрыв нитей длиной 1 см, расположенный на горизонтальном изломе в средней части справа;

3) разрыв нитей длиной 4 см с деформацией нитей и утратой фрагментов нитей, расположенный на горизонтальном изломе в нижней части;

4) на расстоянии 17 см от нижнего края основы на границе живописи имеется разрыв нитей холста разм.0,1х0,1 кв.см.

Основа значительно запылена, загрязнена. По всей поверхности наблюдаются фрагментарные прохождения разложившего светлого грунта красновато-охристого цвета на тыльную сторону между нитями холста. Абрис подрамника отчётливо просматривается в виде тёмных полос. Наблюдаются следы затеков с неровными границами, пятна неизвестного происхождения, точечные прохождения краски между нитями холста вдоль границ живописи. В нижнем правом углу на границе живописи наблюдается затёк краски вдоль границы длиной 1,5 см.

На тыльной поверхности основы отчётливо просматривается отпечаток граней подрамника в виде светлых полос шириной 3 см. Не закрытая подрамником поверхность основы покрыта слоем спрессованных загрязнений. На всей поверхности с живописью наблюдаются тёмные контуры, повторяющие утраты грунта с красочным слоем.

В нижней части основы на холст чёрной шариковой ручкой от руки нанесен в две строки инвентарный номер: «Н.всп 57 НХ/ ВОКГ».

Кромки узкие, достаточно равномерные, шириной ок.1 см.Кромки деформированы, имеют скрученности, вытянутости нитей. На кромках имеются гвоздевые отверстия с разрывами, деформацией и утратой нитей холста. Расстояние между отверстиями варьируется от 5 до 2 см. Судя по расположению отверстий, картина скорее всего не перетягивалась. Верхняя и нижняя кромки холста совпадают с заводской кромкой. Таким образом, основа для картины выкроена из льняного полотна с заводской шириной 56,5 см. Изображение направлено вдоль нитей утка.

На кромках имеются прорывы:

1) в правом верхнем углу прорыв холста, идущий от края основы до границы живописи длиной 2 см с утратами и деформацией нитей холста;

2) в средней части справа имеется прорыв холста, возникший из гвоздевого отверстия на кромке и идущий до границы живописи длиной 1 см с утратами и деформацией нитей холста;

3) ниже предыдущего на расстоянии 15,5 см находится прорыв холста, возникший из гвоздевого отверстия на кромке и идущий до границы живописи длиной 1 см с утратами и расхождением нитей холста;

4) в правом нижнем углу имеется горизонтальный прорыв, идущий вдоль излома от внешнего ребра подрамника длиной 2 см с деформацией и утратой нитей холста;

5) в нижнем левом углу имеется вертикальный прорыв холста длиной 1 см с утратой фрагмента холста, расположенный вплотную к границе живописи на кромке разм. 0,5х0,5 кв.см;

6) на расстоянии 6 см от нижнего края основы по левой кромке прорыв холста, возникший из гвоздевого отверстия на кромке и доходящий до границы живописи длиной 1 см с утратами и деформацией нитей холста.

ГРУНТ. Проба грунта с красочным слоем взята на фоне в нижнем левом углу. Под микроскопом МБС-10 просматривается тонкий однослойный светлый грунт красновато-охристого цвета с редкими вкраплениями частиц чёрного цвета. При воздействии водой грунт размывается. Грунт плотный. Признаков вспенивания грунта визуально не наблюдается. Скорее всего, грунт эмульсионный.

Слой грунта равномерный, тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста), покрывает всю живописную площадь картины. Фрагментарно наблюдается прохождение грунта между нитями холста на тыльную сторону картины, вызванное, вероятно, воздействием влаги и размыванием грунта. Грунт хрупкий, неэластичный. Грунт имеет многочисленные осыпи и утраты по всей площади картины.

Расположение утрат грунта:

1. Утраты и осыпи грунта расположены на изломах холста (см.ОСНОВА) почти сплошной полосой, ширина которой варьируется от 0,1 до 0,5 см.

2. Вдоль правой границы живописи с заходом на верхнюю границу расположен ряд утрат, имеющих вид коротких полос неравномерной ширины и расположенных рядом с гвоздевыми отверстиями на кромках картины. Вероятно, эти утраты грунта возникли от механических воздействий на живописный слой при неаккуратном снятии картины с подрамника и вытаскивании гвоздей.

3. Утраты грунта расположены в местах прорывов основы (см.ОСНОВА).

4. Многочисленные утраты грунта расположены в местах смятостей холста (см.ОСНОВА), а также по кракелюру. Наиболее значительные утраты наблюдаются на изображении правого плеча портретируемого, в средней нижней части картины. Общая площадь утрат грунта составляет ок.10% от всей живописной площади картины.

Наблюдаются точечные выпады грунта между нитями холста, а также утраты грунта по фактуре холста. Связь грунта с основой неудовлетворительная.

Кромки незагрунтованы.

КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ — равномерный, тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста). Красочный слой покрывает всю живописную площадь картины. Живопись гладкая, многослойная, с неярко выраженной фактурой, с применением лессировочного письма. Живопись более плотная в светах, изображении лица и кисти правой руки, более тонкая в тенях. Фактурно прописаны блики света в глазах портретируемого, декоративная отделка переда белой рубашки.

Утраты красочного слоя расположены в местах утрат грунта (см.ГРУНТ).

Живопись покрыта мелкосетчатым кракелюром грунтового происхождения.

Связь грунта с красочным слоем удовлетворительная.

ПОКРОВНЫЙ СЛОЙ. Поверхность картины имеет блеск. Покровная пленка неравномерная. Наблюдается отсутствие блеска в углублениях фактуры и по краям произведения. При просмотре картины в УФ-излучении покровная плёнка светится желтоватым цветом, неравномерная, неплотная. Заметные неровности покровной плёнки расположены на изображении лица и по краям картины, где покровная плёнка фрагментарно отсутствует (желтоватого свечения не наблюдается). На поверхности живописи под УФ-излучением наблюдаются мелкие тёмные пятна.

ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ. Живопись покрыта слоем пылевых загрязнений, мушиными засидами. Скопления загрязнений наблюдаются в углублениях фактуры живописи.

ПОДПИСИ не обнаружено.


ВЫПОЛНЕННЫЕ КОНСЕРВАЦИОННО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

На картине заделаны прорывы основы методом «встык», укреплён грунт с красочным слоем, устранена деформация основы, оборот очищен от загрязнений. Авторский холст дублирован на новую основу. Картина натянута на новый экспозиционный подрамник. В места утрат авторского грунта подведён реставрационный грунт и выровнен в пределах утрат. С живописи удалены поверхностные загрязнения. Лаковая плёнка выровнена. Картина покрыта реставрационным лаком. Утраты красочного слоя тонированы.

В результате проведённых консервационно-реставрационных мероприятий картина выведена из аварийного состояния и приведена в экспозиционный вид.


 Общий вид. Лицевая сторона. После реставрации.




Фрагмент. Лицевая сторона. После реставрации.



Общий вид. Тыльная сторона. После реставрации.


ПОЛНЫЙ ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ 
по реставрации памятника см. в ВК-группе "Реставрация":

http://vk.com/photo-49193898_301809516
Категория: РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ | Добавил: Администратор | Теги: портрет, Вологда, грунт, ВХНРЦ, реставрация, Грабарь, Холст, масляная живопись
Просмотров: 1184 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]