Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Среда, 17.04.2024
Главная » Файлы » Практическая реставрация масляной живописи. » РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ

И.И.Глёздышев "Здание дома культуры (народный дом)"
30.08.2013, 11:41
И.И.Глёздышев "Здание дома культуры (народный дом)",
30-40-е годы XX в.,
холст, масло, 39,5х53 см, КП-3288/3, мж-105, хо-20,
Устюженский краеведческий музей.

Реставрация: 2001 г. 

Вологодский филиал ВХНРЦ. Реставратор Ю.Е.Шелкова

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

 

Картина поступила в Устюженский краеведческий музей в 1942 г. Написана по заказу к выставке до 40-х гг. ХХ в. Сведений о выставке не сохранилось. Автор – самодеятельный художник из г. Устюжны Глёздышев Иван Иванович (1898-1963). (Сведения предоставлены сотрудниками Устюженского краеведческого музея).

http://volrest.ucoz.ru/load/prakticheskaja_restavracija_masljanoj_zhivopisi/istoricheskie_spravki/i_i_gljozdyshev_quot_zdanie_doma_kultury_narodnyj_dom_quot_g_ustjuzhna_vologodskaja_oblast/3-1-0-9

 

 

СОСТОЯНИЕ СОХРАННОСТИ ДО РЕСТАВРАЦИИ:

 

Картина поступила в реставрацию в раме. Планки рамы не соединены по углам, прикреплены к подрамнику верхняя и нижняя – тремя, боковые – двумя гвоздями, тонированы морилкой. Лицевая поверхность покрыта лаком коричневого цвета.

 

ПОДРАМНИК нераздвижной, без клинков, скосов и фасок, незначительно перекошен. Бруски разной толщины (боковые – 2 см; верхний и нижний – 1,5 см), шириной 3 см. Соединение углов "в четверть", скрепленное двумя загнутыми гвоздями в верхнем левом и нижнем правом углах и одним загнутым гвоздем в верхнем правом и нижнем левом углах. Древесина необработанная, со сколами, вмятинами, царапинами и гвоздевыми отверстиями. В середину боковых планок вбито по гвоздю с остатками капроновой нити, на которой картина крепилась в экспозиции. Вся поверхность подрамника значительно загрязнена и запылена. На верхнем и левом брусках имеются надписи красным графитным карандашом "920", на верхнем и нижнем брусках - бумажные наклейки с инвентарными номерами "КП-3288/3", "МЖ-105" соответственно. На нижний конец левого бруска прикреплена с помощью бумажной наклейки и нити синего цвета картонная бирка с инвентарными номерами на обеих сторонах "мж 105" и в две строки "КП-3288/3  хо-920". Подрамник не соответствует требованиям предъявляемым к реставрационному подрамнику и требует замены.    

 

ОСНОВА – льняная прямого переплетения. Холст мелкозернистый (на 1 кв.см приходится 16 нитей по основе и 16 по утку), тонкий, плотный. Нити основы неравномерные, с утолщениями и узелками. Холст ветхий, неэластичный, окисленный. Основа деформирована из-за недостаточной натяжки на подрамник, с лицевой стороны просматривается отпечаток внутренних ребер подрамника, по кракелюру в виде втянутостей холста в трещины, также имеет смятости, коробление в результате воздействия влаги.

Прорывы отмечаются:

-                     в центральной части верхней границы живописной поверхности прорыв длиной 1 см с деформацией нитей и утратами волокон холста, идущий от гвоздевого прокола с кромки на живопись, под ним прокол холста с деформацией и утратой нитей;

-                     в нижней части правой границы живописной поверхности прорыв размером 0,5х0,8 см. Края прорыва загнуты, находятся под слоем высохшего лака.

Тыльная сторона основы загрунтована, загрязнена, находится под слоем спрессованных загрязнений. В средней части  имеется сплошной затек размером ок. 30х45 см, многочисленные пятна затеков, загрязнения красно-коричневого, белого цветов. Грунт белого цвета, фрагментарно разрушен, имеет многочисленные мелкие утраты по всей поверхности холста. Утраты грунта отчетливо наблюдаются вдоль изломов основы (имеют вид темных полос).

Кромки незагрунтованы, неровные, узкие, шириной от 1,5 до 2 см с гвоздевыми отверстиями. Картина крепится к подрамнику гвоздями, часть из которых загнута, расстояние между гвоздями от 2,5 до 8 см.

 

ГРУНТ – тонкий, при боковом освещении просматривается фактура холста, равномерный, светло-серого цвета, возможно, клеевой. Грунт плотный, неэластичный. Связь грунта с основой неудовлетворительная. Изломы грунта проходят в местах изломов холста, по внешним и внутренним ребрам подрамника. По всей поверхности наблюдается жесткий грунтовый кракелюр различного характера. Мелкие вздутия грунта и красочного слоя расположены на изображении неба в центральной части над флагом.

Утраты грунта с красочным слоем расположены:

-                     на участке вздутий грунта с красочным слоем (изображении неба в центральной части над флагом) размером ок.5х0,5 см; многочисленные мелкие утраты наблюдаются вокруг нее в пределах площади участка вздутий;

-                     в области прорывов (см.ОСНОВА);

-                     вдоль верхней границы произведения, начиная с левого края,  размером 0,3х1 см; 0,5х6 см на расстоянии 29 см от предыдушей; 0,7х5 см справа;

Многочисленные мелкие утраты грунта, расположенные участками, наблюдаются по фактуре холста на изображении неба.

 

КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ – тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста). Живопись гладкая, с незначительно выраженной фактурой. Утраты красочного слоя расположены в местах утрат грунта (см.ГРУНТ), вдоль загибов холста на ребра подрамника. Потертости красочного слоя наблюдаются по краям произведения, корпусным мазкам, гребешкам кракелюра, изображении неба.

Связь грунта с красочным слоем слабая.

ПОКРОВНЫЙ СЛОЙ. Поверхность имеет блеск. Покровная пленка  неравномерная.

 

ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ. Имеется большое количество мелких фрагментов засохшей масляной краски, приставших к живописи и нанесенных, возможно, на живопись в момент написания картины. По границам произведения наблюдаются остатки засохшего лака, которым покрывалась рама после монтирования в нее картины. Брызги того же лака наблюдаются на изображении неба в центральной части произведения. Вся поверхность картины загрязнена пылью, экскрементами насекомых.

В правом нижнем углу имеется подпись "Х.ГЛЕЗДЫШЕВ", выполненная темно-коричневой масляной краской.

 

ВЫПОЛНЕННЫЕ КОНСЕРВАЦИОННО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

 

В результате проведенных мероприятий заделаны прорывы основы, укреплен грунт с красочным слоем, устранена деформация основы, удалены поверхностные загрязнения с лицевой и тыльной сторон, картина натянута на новый реставрационный подрамник, в места утрат грунта подведен реставрационный грунт, утраты авторского красочного слоя тонированы. Картина приобрела экспозиционный вид.

 



Общий вид. Лицевая сторона. После реставрации.



Общий вид. Тыльная сторона. После реставрации.

Ссылка на ВК-группу "Реставрация": http://vk.com/album-49193898_169424866

Категория: РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ | Добавил: Администратор | Теги: Устюжна, Вологда, Глёздышев, ВХНРЦ, театр, реставрация, масляная живопись
Просмотров: 1617 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]