Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Понедельник, 29.04.2024
Главная » Файлы » Практическая реставрация масляной живописи. » РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ

Ф.Зайцев "Портрет чиновника с треуголкой", 1871 г.
04.08.2013, 16:47


Общий вид. Лицевая сторона. До реставрации.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Картина поступила в фонды музея без акта. В старой книге поступлений числится за номером 268/Д. На основной номер поставлена в 1955 г. Помимо основного номера имеет инвентарный номер № инв. Ж319. В момент поступления в фонды музея портрет находился в значительно поврежденной резной раме. В инвентарной карточке, предоставленной сотрудниками музея, имеется описание изображения, составленного хранителем коллекции изобразительного искусства ВГИАХМЗ М.Е.Даен  05.07.88 г., согласно которому на картине «…изображен молодой чиновник в форменном мундире с золотым шитьем по красному сукну на вороте сюртука, держащий под левой рукой треуголку…Композиция поясная…На груди слева изображена золотая медаль на Андреевской ленте и Крест на Владимирской. Фон серый, гладкий, слева фрагмент колонны с зеленой драпировкой, на пьедестале которой подпись желтым цветом "θед.Зайцовъ 1871 г…" (сведения об истории памятника предоставлены сотрудниками музея).

Ранее картина была подвергнута реставрационному вмешательству, о чем, в частности,  свидетельствуют заплаты с тыльной стороны холста, с помощью которых укреплены прорывы основы, потемневшие тонировки, а также увеличение авторского формата картины за счет замены предыдущего подрамника на больший.

СОСТОЯНИЕ СОХРАННОСТИ ДО РЕСТАВРАЦИИ:

ПОДРАМНИК – выполнен из хвойной породы дерева, раздвижной, имеет 6 клинков разного времени изготовления, два клинка утрачены; имеются скосы. Фаски и крестовина отсутствуют. Бруски сечением 6,5х2 см имеют угловое соединение "сквозное с потёмком". Древесина с сучками в количестве 4 шт, в левом верхнем углу наблюдается выпад сучка. Поверхность подрамника имеет незначительные царапины и вмятины. В середины боковых брусков вбито по гвоздю для экспонирования. Подрамник незначительно расклинен и перекошен. Вся поверхность подрамника запылена, загрязнена. На левом бруске имеется инвентарный номер "ВОКМ 9682", нанесенный черной тушью на нижнюю часть  широкой грани и внешнюю боковую грань.

Подрамник, вероятно,  не авторский, так как не соответствует размеру авторской живописи (больше). Также подрамник не соответствует требованиям, предъявляемым к реставрационному подрамнику, и требует замены.

ОСНОВА – цельная, холст льняной полотняного переплетения, тонкий (на 1 кв.см приходится 24 нити по основе, 27 – по утку), мелкозернистый, плотный. Холст, вероятно, машинной выработки, нити достаточно равномерные, имеют незначительные узелки и утолщения. Холст удовлетворительной сохранности, неэластичный, окисленный.

Основа деформирована из-за недостаточной натяжки на подрамник, по кракелюру в виде втянутостей холста в трещины грунта, по периметру подведенных заплат. Наблюдается лучевидная деформация по углам картины, волнообразная – по гвоздям, обеспечивающим натяжку. Изломы холста повторяют абрис внутренних граней существующего и предыдущих подрамников, на которых ранее находилась картина. Судя по расположению изломов, картина перетягивалась два раза: сначала на подрамник меньшего формата, чем размер авторской живописи, затем на существующий подрамник большего формата, чем размер авторской живописи, в результате  чего часть авторских кромок перешла в живописную плоскость картины.

Основа имеет прорыв в средней верхней части разм. 0,5х0,2 кв.см с деформацией и утратой нитей холста, а также прорывы,  похожие на порезы,  возникшие, вероятно, из-за преднамеренного вмешательства и укрепленные с тыльной стороны путем дублирования заплатами из холста, идентичного авторскому, бордового цвета:

1) линейный вертикальный прорыв длиной 3 см в средней части холста, укрепленный с тыльной стороны заплатой разм. 15х8 см;

2) фигурный прорыв в левой части длиной ок.38 см, с тыльной стороны укреплен заплатой разм.40х16 кв.см;

3) линейный вертикальный прорыв слева от предыдущего длиной 4 см, укрепленный заплатой разм.9х4,5 см;

4)линейный вертикальный прорыв в верхней левой части основы длиной 6 см, укрепленный заплатой разм.18 х 5 кв.см;

5) прорыв разм.0,5х0,5 кв.см. рядом с предыдущим, укрепленный заплатой разм.5,5х5,5 кв.см.

Также наблюдаются прорывы в верхней правой части основы разм.0,1х0,2 кв.см с деформацией нитей холста и в средней нижней части разм.0,7х0,1 кв.см с утратой нитей холста.

Основа запылена, загрязнена, имеются мушиные засиды, просматривается рисунок кракелюра в виде темных полос, на всех заплатах просматриваются контуры прорывов в виде темных полос. Скопления загрязнений расположены между холстом и планками подрамника.

Картина крепится на подрамнике с помощью металлических кованых гвоздей с широкими шляпками, расстояние между которыми варьируется от 1 до 6 см. Кромки узкие, равномерные. Ширина кромок составляет от 0,5 см (нижняя кромка) до 1,5 см (боковые кромки). Холст кромок деформирован, имеет прорывы от гвоздей с утратами и деформацией нитей холста, разрывы нитей. Края кромок обмахрены. Ранее картина находилась на другом  подрамнике, поскольку некоторым гвоздевым отверстиям в холсте не соответствуют гвоздевые отверстия в существующем подрамнике.

ГРУНТ. Проба грунта взята в месте утраты в верхней левой части произведения. Под микроскопом МБС-10 просматривается однослойный грунт красновато-коричневого оттенка. В воде размывается. Грунт хрупкий, неэластичный. Можно предположить, что грунт клее-меловой, авторский, поскольку кромки незагрунтованы.

Слой грунта равномерный, тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста). Изломы грунта проходят в местах изломов холста (см.ОСНОВА). Наблюдается сетчатый  кракелюр грунтового происхождения, возникший в результате естественного старения; сферический, возникший от механических воздействий на поверхность картины. Утраты грунта расположены в местах прорывов, не укрепленных с тыльной стороны заплатами (см.ОСНОВА), в правой средней части разм.0,3х0,5 кв.см и 0,1х0,1 кв.см. В верхней части имеется царапина длиной 5,5 см.

Связь грунта с основой удовлетворительная.

КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ – закрывает всю площадь живописной поверхности картины, тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста), равномерный, с неярко выраженной фактурой. Живопись многослойная, достаточно равномерная, контрастная в тенях и светах, с применением лессировочного письма. Более плотно и фактурно прописаны лицо и руки портретируемого,  блики на рельефе пуговиц, декоративная отделка воротника, освещенные детали интерьера, одежды.

Живопись поновлена, частично находится под записями,  (в частности, на мундире справа от существующего ряда пуговиц визуально просматривается другой ряд пуговиц, красочный слой на которых имеет кракелюр "плывущего" характера. Достаточно четко просматривается изменение положения правой руки портретируемого, изображение которой незначительно заходит на изображение колонны и драпировки). Прорывы, укрепленные с тыльной стороны заплатами,  заделаны краской и затонированы. На части авторских кромок, перешедших в живописную плоскость после натяжки картины на больший подрамник,  тонировки и записи выполнены по холсту. Восполнение живописи на кромках выполнено с заходом на авторскую живопись и отличается от нее по тону и цвету.

Утраты красочного слоя расположены в местах утрат грунта (см.ГРУНТ). Живопись покрыта кракелюром грунтового происхождения. В местах записей в красочном слое наблюдается "плывущий" кракелюр.

Связь красочного слоя с грунтом удовлетворительная.

ПОКРОВНЫЙ СЛОЙ – поверхность картины имеет блеск, равномерный по всей поверхности картины. По краям произведения на местах тонировок по холсту наблюдаются прожухания и потертости лаковой пленки.

ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ. Поверхность картины запылена, загрязнена. Скопления загрязнений наблюдаются в углублениях фактуры живописи.

ПОДПИСЬ. В нижнем левом углу имеется подпись в две строки, нанесенная кистью по сухому красочному слою полулессировочной краской охристого цвета: " θед.Зайцовъ/ 1871 г…"

ПЕРЕЧЕНЬ ВЫПОЛНЕННЫХ КОНСЕРВАЦИОННО-РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ:

Раздублирование заплат, заделка прорывов методом «встык», укрепление грунта с красочным слоем, устранение деформации основы, очистка оборота от загрязнений, подведение и выравнивание реставрационного грунта, установка авторского размера живописи, дублирование авторского холста на новую основу, натяжка на новый реставрационный подрамник, удаление поверхностных загрязнений с живописи, утоньшение и выравнивание покровного слоя, удаление грубых тонировок и записей, покрытие реставрационным лаком, тонирование утрат авторского красочного слоя.

В результате проведенных мероприятий картина приведена в экспозиционный вид.




Общий вид. Лицевая сторона. После реставрации.

Подробный отчет смотрите в ВКонтакте, группа "Реставрация". Ссылка: http://vk.com/photo-49193898_301808966

АТРИБУЦИЯ:

Данный портрет поступил в реставрацию, как портрет неизвестного. В процессе исследования выяснено, что на портрете имеются записи, в частности, переписан мундир и ордена, а также подправлен фон.

Искусствоведом Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника М.Е.Даен http://vk.com/photo-49193898_300157454 установлено, что на портрете изображен никто иной как ОСИП ИВАНОВИЧ КОМИССАРОВ.

Вот что о нем говорит Википедия:

"О́сип Ива́нович Комисса́ров (Комисаров) (1838—1892) — шапочный мастер, уроженец Костромской губернии, который 4 апреля 1866 года спас жизнь императора Александра II, отведя в сторону руку покушавшегося на императора Д. Каракозова, за что был возведён в потомственное дворянство с фамилией Комиссаров-Костромской.

Комиссаров был родом из села Молвитино Буйского уезда Костромской губернии. Поскольку уроженцы этого села издавна промышляли шитьём шляп и фуражек в больших городах, Осипа Комиссарова тоже с малолетства отдали в учение к петербургскому шляпному мастеру Садову.

4 апреля 1866 года Комиссаров, проходя мимо Летнего сада, увидел стоящий у ворот экипаж, вокруг которого толпились зеваки. Узнав, что коляска принадлежит царю, который гулял по саду, он присоединился к толпе. Вскоре он увидел Александра II, который, подойдя к коляске, стал надевать шинель. Но тут какой-то молодой человек (Д. Каракозов) стал грубо проталкиваться мимо Комиссарова вперед, доставая пистолет и целясь в императора.

«Сам не знаю что, но сердце мое как-то особенно забилось, когда я увидел этого человека, который поспешно пробивался сквозь толпу; я невольно следил за ним, но потом, однако, забыл его, когда подошел государь. Вдруг вижу, что он вынул и целит пистолет: мигом представилось мне, что, коли брошусь на него или толкну его руку в сторону, он убьет кого-либо другого или меня, и я невольно и с силой толкнул его руку кверху; затем ничего не помню, меня как самого отуманило.»

После разлетевшейся вести о спасении царя от руки убийцы простым русским мужиком в городе стало твориться нечто невообразимое. Во все церкви на торжественные молебны о здравии государя стекались толпы народа. Уже вечером 4 апреля Осип Иванович Комиссаров, одетый соответственно случаю, присутствовал на приёме в Зимнем дворце, где удостоился императорских объятий и горячей благодарности. Александр II повесил ему на грудь Владимирский крест IV степени и возвёл в потомственные дворяне с присвоением фамилии — Комиссаров-Костромской.

На Комиссарова обрушился поток наград, поздравлений и подарков. 1 сентября у Летнего сада состоялась церемония закладки часовни Св. Александра Невского в память чудесного избавления царя от гибели. Красноречивую запись в своем дневнике сделал в тот день министр внутренних дел П. А. Валуев:

Довольно много народа. В числе лиц, участвовавших в церемонии, был Комиссаров. Он стоял подле своего изобретателя генерала Тотлебена. Он украшен разными иностранными орденами, что дает ему вид чиновника, совершившего заграничные поездки в свите высоких особ. Стечение обстоятельств. Сегодня закладка часовни, завтра похороны Муравьева, послезавтра казнь Каракозова.

Спустя примерно год после покушения опекун Комиссарова Э. И. Тотлебен определил его юнкером во Павлоградский 2-й лейб-гусарский полк. Представители родовитых семейств, служившие в этом элитном полку, с презрением относились к новоиспеченному дворянину. Не имея достаточной силы воли, чтобы сохранить свою личность, Комиссаров-Костромской получил славу бесшабашного кутилы и пьяницы. После выхода в отставку в 1877 году в чине ротмистра Комиссаров поселился в пожалованном ему имении в Полтавской губернии и занялся садоводством и пчеловодством. Он умер, всеми забытый, в 1892 году.

Награды:

- Потомственное дворянство и пожизненная пенсия в 3 тысячи рублей
- Орден Святого Владимира IV степени (Россия)
- Медаль «4 апреля 1866 года», учреждённая специально для награждённого
- Командорский крест ордена Франца Иосифа (Австро-Венгрия)
- Кавалер ордена Почётного легиона (Франция)..."




http://vk.com/photo-49193898_300154576


ПУБЛИКАЦИЯ:

Каталог выставки "Изобразительное искусство и художественная культура Русского Севера конца XIV - начала XXI века." Кат.223.

http://vk.com/photo-49193898_304344232

Категория: РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ | Добавил: Администратор | Теги: живопись, реставрация, портрет, Осип Комиссаров, масляная, Вологда, ВХНРЦ
Просмотров: 1148 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]