Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Суббота, 27.04.2024
Главная » Файлы » Практическая реставрация масляной живописи. » РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ

Е.П.Шильниковский "Автопортрет", XX в.
31.08.2013, 15:31
Е.П.Шильниковский "Автопортрет", XX в.,
холст, масло, 96,8х69 см, ВУМЗ-19427,
Великоустюгский ГИАХМЗ.

Реставрация: 2012 г.  Вологодский филиал ВХНРЦ.
Реставратор Ю.Е.Шелкова.
Фотограф: Е.В.Виноградова



_______________________________________________________

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

 

По сведениям сотрудников музея картина поступила в фонды музея от автора.

 

СОСТОЯНИЕ СОХРАННОСТИ ДО РЕСТАВРАЦИИ:

Размер картины: 95,2 х 68,5 см.

            ПОДРАМНИК – выполнен из хвойной породы дерева (сосна?), нераздвижной, имеет скосы, фаски шириной 1,5 см, продольную перекладину. Соединение углов – «простой шип» на клею. Толщина планок – 1,5 см; ширина варьируется по длине от 4,3 до 4,7 см. Перекладина сечением 4,8х1,3 см соединена с боковыми планками на «сквозной шип». Часть левой планки выпилена до шипа перекладины, место соединения перекладины с планкой проклеено и дополнительно укреплено гвоздём, вбитым с тыльной стороны и загнутым вдоль волокон древесины к центру перекладины. Клей коричневого оттенка, водорастворимый. При размачивании водой даёт «отлип». На внешних узких гранях подрамника наблюдаются вбитые по шляпку гвозди и гвоздевые отверстия, не имеющие соответствующих отверстий в кромках картины. Древесина подрамника почти без сучков (два сучка на правой планке), имеет вмятины, потёртости, утраты волокон, царапины. Подрамник незначительно деформирован. Поверхность подрамника запылена, загрязнена, наблюдаются следы клея, пятна различного происхождения. В правом верхнем углу графитным карандашом проведены три линии. В левом верхнем углу чёрным маркером нанесен инвентарный номер музея «ВУМЗ 19427».

Подрамник, вероятно, авторским не является, так как гвоздевые отверстия в подрамнике и на кромках не совпадают. Подрамник не соответствует требованиям, предъявляемым к реставрационному подрамнику, и требует замены.

ОСНОВА – ткань льняная фабричного производства, плотная (на 1 кв.см приходится 24 нити по основе, 25 нитей по утку), мелкозернистая, тонкая. Переплетение нитей равномерное, наблюдаются незначительные утолщения и редкие узелки. Основа непрочная из-за качества выбранной ткани.

Основа деформирована из-за недостаточной натяжки на подрамник, из-за неравномерного увлажнения и высыхания в виде коробления. Основа имеет волнообразную деформацию по периметру произведения, в области наклейки, по кракелюру в виде втянутостей холста в трещины. Изломы разной направленности расположены по всей поверхности основы. Наблюдаются изломы по абрису существующего подрамника, а также изломы, сохранившиеся от предыдущего подрамника. Судя по заводским кромкам (боковым) ширина полотна составляет 71 см.

В левом нижнем углу имеется прорыв длиной 3 см с утратами и деформацией нитей. В средней части справа наблюдается прорыв длиной 4 см, заклеенный с тыльной стороны заплатой из белой плотной бумаги размером 4х6 см прямоугольной формы с обрезанными углами. Справа от него расположены четыре мелких прорыва с деформацией и утратой нитей.

Вся поверхность основы запылена, загрязнена. Наблюдаются повсеместно следы воздействия влаги. Скопления загрязнений расположены между основой и планками подрамника.

Авторские кромки узкие, достаточно равномерные, шириной ок.   1 см. Основа кромок ветхая, деформирована, скручена, имеет гвоздевые отверстия со следами ржавчины и прорывы с утратами фрагментов основы и деформацией нитей. Боковые кромки совпадают с заводской. Картина крепится к подрамнику при помощи гвоздей с узкими круглыми шляпками. Расстояние между гвоздями варьируется от 2,5 до 5 см. Авторская живопись частично заходит на нижнюю кромку на 1 см и незначительно на остальные кромки. Поскольку гвоздевые отверстия в кромках и подрамнике не совпадают, подрамник не соответствует размеру авторской живописи и наблюдаются изломы от другого подрамника, вероятно, ранее картина находилась на другом подрамнике.

ГРУНТ – равномерный, тонкий (при боковом освещении просматривается фактура основы), неравномерного помола. Крупные частицы грунта фактурно выделяются по всей поверхности живописи. В утратах красочного слоя просматривается грунт белого цвета.

Проба грунта взята с нижней кромки. Под микроскопом МБС-10 просматривается однослойный тонкий грунт белого цвета. При воздействии водой размывается. Грунт рыхлый, эластичный, возможно эмульсионный.

Утраты грунта расположены в местах прорывов (см.ОСНОВА), вдоль загибов основы на рёбра подрамника. Изломы грунта расположены в местах изломов холста (см.ОСНОВА). Живопись покрыта мелкосетчатым кракелюром грунтового происхождения. На кромках сохранились фрагментарные остатки грунта. Связь грунта с основой удовлетворительная.

КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ – тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста), равномерный, с неярко выраженной фактурой. Живопись гладкая, многослойная, с применением корпусного, полупрозрачного и лессировочного письма. Отчётливо просматривается движение кисти автора, характер мазка. В живописном построении фигуры человека на светлых участках активно используется белый цвет грунта. Фон тёмный, прозрачный, почти однотонный.

Утраты красочного слоя расположены в местах утрат грунта. Мелкие утраты и потёртости по фактуре расположены по всей поверхности живописи. Связь красочного слоя с грунтом удовлетворительная.

ПОКРОВНЫЙ СЛОЙ. Картина имеет равномерный блеск по всей поверхности живописи. В боковом освещении на изображении плеча в области прорыва видна прожухшая потемневшая тонировка. Под УФ-лампой просматривается плотный неравномерный слой лака, имеющий желтоватое свечение и расположенный по всей живописной поверхности. В верхней части, на изображении лица и фоне имеются тонировки, в УФ-лучах имеющие вид тёмно-фиолетовых пятен.

ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ. Картина запылена, загрязнена, наблюдаются мушиные засиды.

ПОДПИСЬ. Подписи не обнаружено.

 

ВЫПОЛНЕННЫЕ КОНСЕРВАЦИОННО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ:

На картине заделаны прорывы методом «встык», удалена бумажная заплата с тыльной стороны, выполнено укрепление грунта с красочным слоем, устранена деформация основы, оборот очищен от загрязнений, выполнено дублирование авторского холста на новую основу, картина натянута на новый реставрационный подрамник, в места утрат грунта с красочным слоем подведен реставрационный грунт с последующим выравниванием, удалены поверхностные загрязнения с живописи, выполнена регенерация, утоньшение и выравнивание лаковой плёнки, удалены потемневшие тонировки, мешающие общему восприятию живописи, картина покрыта реставрационным лаком, утраты авторского красочного слоя тонированы.


Смотрите также:

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКА.


ОБ АВТОРЕ.
Категория: РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ | Добавил: Администратор | Теги: Вологда, ВХНРЦ, реставрация, Великий Устюг, Шильниковский, масляная живопись
Просмотров: 1337 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]